Продолжение истории про полицейскую служебную овчарку по кличке Боец, рассказанная его напарником Романом.
Бывают в жизни ситуации, от которых кровь в жилах стынет. Так уж вышло, что и с Бойцом такая история приключилась...
В последних рассказах Рома упоминал, что, занимаясь с Бойцом, он себе завёл личную собаку. Щенка. Боец-то принадлежал ведомственному питомнику, а Роману хотелось СВОЮ собаку.
Читатель помнит, как родители поставили сыну условие и он его выполнил, чего не стал бы делать, если бы на кону не стояло обладание собственной собакой. Почитайте об этом в прошлых рассказах Романа, я дам на них ссылочку в конце статьи.
И вот у Ромы появился свой щенок. Стал он с ним заниматься. Да так усердно, что проложить след в два часа ночи ему не составляло труда. Встать после трудного рабочего дня в четыре или в пять утра для занятий со щенком для молодого полицейского кинолога не было проблемой! Потому что у него была цель — научить свою собаку ходить по следу.
Назвал щенка Даром.
Рос Дар весьма своеобразным. Напарница Настя даже шутила, что малой похож на что угодно, только не на собаку.
— Внешне собака собакой, а поведение шут его знает, что за зверь такой! — смеялась Настя.
Для Ромы его Дар был в диковинку. Он не знал, как именно должен себя вести щенок, ведь у Ромы щенков никогда не было. Единственно, что он мог сделать — это сравнивать поведение Дара с поведением других щенков.
Выглядело это так:
Было Дару месяца четыре. Вышли они с Ромой на прогулку в сквер, где уже гуляли владельцы со своими разновозрастными собаками. Дар начал играть со сверстником. Однако Рома видит — вроде как щенок играет, но одновременно весь собран, словно он на посту охраны государственной границы. То глянет направо, то налево... Сосредоточен не на игре, а на каких-то внешних ожиданиях.
И надо же было Роману пройтись мимо играющего Дара и его товарища, соседского щенка. Тот испугался, выскочил из детской возни с Даром и стал облаивать Романа, нападая не него по-щенячьи.
Дар, вскочив на ровные лапы вслед за товарищем, тут же его догнал и... молча вцепился тому в филейную часть.
Рома с соседом, мягко говоря, обалдели от произошедшего. Выражение лица соседа Рома помнит до сих пор, да и у него самого было точно такое же выражение.
Никогда ещё Дар не показывал такого охранного поведения. Но подобное поведение должно быть контролируемым, поэтому Роман схватил на руки своего щенка и, втайне радуясь таким его задаткам, принёс свои извинения соседу. Хорошо, что тот оказался человеком понятливым, не стал конфликтовать.
«Вот это да! — думал Рома, гладя Дара, — В четыре месяца так защищать хозяина!»
Дар был отпущен и тут же продолжил игру с товарищем, как будто ничего не случилось.
«И психика отменная!» — добавил про себя Рома.
Или ещё случаи были: оставит его Рома на выгуле, а сам зайдёт в помещение и смотрит — как щенок себя ведёт в ожидании хозяина. Щенок же истошно пищит! Выходит к нему Роман, а тот... делает вид, что это не он вовсе только что пищал от страха! Другие щенки бегут к хозяевам, ластятся, а Дар — демонстрирует свою полную самодостаточность. Словно это не он только что плакал от тоски по хозяину.
И по сей день Дар сохранил это качество. Редко когда даст себя погладить. Чаще терпит, когда Рома или его семья его тискают )))
Вырос Дар в статную овчарку. Образованную, интеллигентную и уверенную в себе. Начал ходить с Романом на задания.
Интересно было видеть, как, выйдя из служебной машины, Дар всегда уверенно направлялся в сторону места происшествия, словно знал адрес. Редко когда его уверенность его подводила )))
На момент описываемой истории Дару было около двух лет, а Бойцу — около шести. Боец по-прежнему жил в питомнике и работал вместе с Романом, деля своего напарника с щенком-конкурентом.
Тут надо сказать, что служебные собаки до прихода туда Романа, гуляли на территории питомника небольшими группами. Во избежание, так сказать, ненужных конфликтов.
Когда же в питомник пришёл Рома, он стал приучать собак дружить друг с другом. Собаки стали гулять все вместе. Одновременно. Естественно, были драки. Но и у Романа были силы и командный голос, которому подчинялись все собаки. Драки Рома разнимал без увечий для собак (свои покусанные руки не считаются).
Дар к тому времени успел передраться со всеми. Кроме Бойца. Однако и Рома выпускал из вместе очень редко, зная тяжёлый характер старшего пса.
Дар вырос очень терпеливым и сдержанным. Эмоций не показывал. Но всё равно драки случались. Например, такая ситуация: Роман зовёт к себе Дара. Тот подходит, Рома его гладит. И одновременно с Даром к Роману подходит какая-нибудь Дарова подружка, и тоже подставляет голову под руку человека. Дар отступает, обходит Романа со спины и подходит с хозяину с другого бока. А деффка на него рычит, нервничает. Мол, пошёл атсюдава, ты хто ваще такой!
— Меня первого позвали, — отвечает ей Дар.
— Ну и вали! — рычит деффка, — Выискался мне тоже... любимчик! Папенькин сынок!
Ну, драка, конечно. Дар бьётся молча, никак не показывая, что ему не нравится такое поведение.
Решил Роман, что пришло время Дара иногда оставлять в питомнике на выходные. Лично я не знаю, зачем это надо, но, раз надо, значит — надо. Может, у полицейских собак отрыв от хозяина входит в методику их обучения.
Всегда всё было хорошо. Но однажды, вернувшись на работу в понедельник, Роману докладывает Настя-напарница:
Выпустила она весь питомник на прогулку и пошла убирать вольеры. И тут сцепились Боец и Дар, не поделив... камень. Дар не признавал мячики, а вот камни мог катать лапами минут по сорок.
Пока Дар камень катал, Боец возле него маячил туда-сюда. Дар дважды предупредительно гавкнул. Мол, уйди, камень мой. А Боец всё ходит и ходит, нарываясь на конфликт.
Третьего шанса Дар Бойцу не дал. Вцепился. Началась драка. Настя была одна в питомнике, помочь некому, да ещё и выходной день. Что она только не пробовала — и кричала, и била, и водой поливала... Дара было не остановить. Боец уже начал падать на спину, демонстрируя ритуал сдачи, но Дару эти ритуалы были до одного места.
В какой-то момент Насте показалось, что ей удалось разнять двух кобелей, но... рано было радоваться. Дар всего лишь зашёл с другой стороны.
Остановило Дара лишь то, что Боец просто потерял сознание. Он тут же отпустил соперника и пошёл заниматься своими делами.
Что испытала Настя во время этой драки, Роман до сих пор себе с трудом представляет. Кое-как она дотащила Бойца до вольера, где начала его откачивать.
Рваных ран на теле Бойца не было. Вообще ран не было. Была тактика yдyшенuя, при которой крови не бывает. Так бьются сильные собаки. Слабые — рвут плоть.
Через несколько секунд Боец пришёл в себя, изнемождённый и побеждённый.
Две недели он ходил по питомнику, словно спрашивая себя: «неужели меня кто-то одолел?» Через три недели всё вернулось на старые рельсы. Дар не претендовал на место вожака, хотя, несомненно, стал им.
Чувствовал он себя прекрасно, как будто ничего не случилось. Однако с этого момента весь питомник понял — Дар даёт шанс только два раза. На третий Дар идёт ва-банк.
Позже это качество Дара Роман стал использовать для коррекции агрессии у других собак. С момента той незабываемой браки Рома уже не позволял Дару выяснять отношения с другими собаками. Для Романа это стало ТАБУ. До сих пор все его воспитанники знают — все проблемы решит инструктор, и точка!
Впоследствии Роман настолько обучил Дара, что того могли кусать любые мелкие собаки, а он всего лишь отгавкивался, не прикасаясь к агрессорам. Бегающим по нему щенкам он объяснял басовитым гавком в небо: «изыди, пузатый! На твои провокации я не поведусь!»
Дар помогал корректировать не только агрессию мелких собак, но и крупных. Однажды работали они с кане-корсо. На нападение Дар реагировал сосредоточенно: весь подбирался и спокойно отходил. Так происходило до тех пор, пока агрессор не прекращал нападать и не привыкал к объекту своей злости.
Никогда больше Дар не нападал на других собак. Читатель пусть думает, как хочет, а для меня это ещё один пример разумного подхода к коррекции поведения собаки. Была собака драчливая — умный кинолог перевёл её драчливость в иную плоскость: стал корректировать поведение других нервных собак, одновременно обучая своего пса быть терпимее. Браво, Рома.
А что же Боец? Как сложилась его дальнейшая судьба? Не отпустим Рому, пока он нам об этом не расскажет )))
Первые рассказы о Бойце здесь:
На фото разборки двух немецких овчарок — сложные будни владельцев служебных собак.