Найти в Дзене
Даниловский краевед

Названия наших деревень. Борщёвка или Борщёвки?

Деревень с забавным названием Борщёвка у нас много. Большинство из них - это наследство фамилии ярославских помещиков Борщёвых. Некоторые унаследованы от крестьян первооснователей по прозвищу Борщ. Так могли прозвать человека с красным лицом, ведь борщ по старославянски это свёкла. Скорее всего аналогичным образом, от прозвища характеризующего внешность, появилась и фамилия.

Среди деревень с таким названием есть экземпляры как в форме единственного числа с окончанием -КА (Борщёвка), так и множественного числа с окончанием -КИ (Борщёвки). Многие популярные К-топонимы с природно-хозяйственными основами образуют аналогичные пары:

Сосновка - Сосновки,
Горка - Горки,
Ломок - Ломки и т.д.

Чем объяснить выбор той или иной формы при формировании названия? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но некоторые сопоставления и корреляции сделать можно.

Если отметить на карте ойконимы в форме единственного числа с окончанием -КА точками синего цвета, а в форме множественного числа с окончанием -КИ красными точками, то для Северного Заволжья получится следующая картинка:

Можно заметить, что две эти формы распределены на карте слегка неравномерно. В верхней части (север) чуть больше синих точек, а в нижней (южной) существенно больше красных. Причем, город Данилов Ярославской области находится практически на условной границе (желтая линия), которая разделяет кластер -КА с кластером -КИ.

Очень интересный эффект для местной топонимики. Эта условная граница, пролегающая примерно по линии Рыбинск - Данилов - Любим, отчасти совпадает с границей северного диалекта русского языка, который унаследован от древненовгородского с характерными оканьем и цоканьем, и южного, акающего московско-ярославского диалекта, характерного для центральных районов России.

Также эта условная граница примерно соответствует древним ареалам расселения двух больших ветвей финно-угорских народов в дославянский период (VI - IX века нашей эры). В направлении на северо-запад от Данилова обитали вепсско-чудские племена (чудь и весь), к юго-востоку - меряне. Хотя у этих двух ветвей не было резких границ, но центры ареалов примерно известны.

-2

Одна из возможных версий такого распределения названий деревень по грамматическим формам - это сохранившиеся в языке следы хуторской, однодворной традиции оседлого проживания, характерной для предков вепсов - финно-угорской народности, охотников и рыболовов по своему первоначальному занятию. Поэтому в северном направлении преобладают названия в единственном числе (Кукуйка, Яксайка, Шелыгайка).

Для славян, земледельцев-хлеборобов изначально были свойственны многодворные поселения (село, город, посад). Вероятно они были свойственны и мерянам, другой ветви финно-угорской семьи, которые достаточно быстро ассимилировались со славянским населением. Область в нижней (южной) части приведенного выше фрагмента карты - один из центров мерянского расселения на левобережье Волги.

Рисунок. Мерянское городище
Рисунок. Мерянское городище

По этим причинам в южном направлении от Данилова преобладают формы названий во множественном числе (Глуховки, Зименки, Калиты, Юрилы, Щербины, Верховины), а в северном направлении - в единственном (Сосновка, Борщёвка, Выдра, Качалка). Но граница этих кластеров сильно размыта и условна.