Продолжение. Предыдущая глава – здесь.
В 1914 году, как и в настоящее время, дислокация военно-морских сил по всему миру постоянно менялась. Ниже приводится краткий обзор распределения флотов восьми величайших военно-морских держав мира по странам по состоянию на июль и август 1914 года. В большинстве случаев конкретными единицами, учитываемыми при расчете, являются крупные корабли (дредноуты и линейные крейсера), а также корабли более старой постройки (линкоры до-дредноуты и бронированные крейсера). Кроме того, военно-морские силы включали в себя множество легких крейсеров, эсминцев и других небольших надводных военных кораблей, а также подводные лодки.
В конце июля 1914 года Британия имела на вооружении двадцать дредноутов и девять линейных крейсеров при поддержке сорока линкоров до-дредноутной постройки и тридцати четырех броненосных крейсеров. С началом войны британский военно-морской флот отказался от структуры флота образца 1912 года. Тридцать две единицы Первого флота Метрополии (все двадцать дредноутов, четыре линейных крейсера и восемь новых линкоров класса «Король Эдуард VII») теперь составляли ядро Гранд-флита, базировавшегося в Скапа-Флоу под командованием адмирала сэра Джона Джеллико. К ним присоединились еще четыре линкора и одиннадцать броненосных крейсеров, которые действовали вместе с флотом и в «Северном патруле» между северными островами Шотландии и норвежским побережьем. Возрожденный флот Ла-Манша под командованием вице-адмирала сэра Сесила Берни получил двадцать старых линкоров и один бронированный крейсер из состава Второго и Третьего флотов Метрополии. Силы на юго-востоке и в восточной Англии, в Дувре и на Хамбере, включали пять линкоров и пять броненосных крейсеров. Другой линкор-до-дредноут служил сторожевым кораблем в Лох-Эве на северо-западе Шотландии. Средиземноморский флот адмирала сэра Беркли Милна, лишенный своих линкоров в 1912 году, располагал всего тремя линейными крейсерами и четырьмя броненосными крейсерами. Еще одиннадцать броненосных крейсеров были развернуты для патрулирования в Атлантике, включая Североамериканскую и Вест-индийскую базы и западноафриканскую базу. Первоначально в начале августа перед тем, как быть выведенным в Северное море, к ним присоединился линейный крейсер Invincible, который действовал из Квинстауна (ныне Кобх), в гавани Корк на юге Ирландии. В результате довоенных передислокаций несколько крупных военных кораблей были переведены на более отдаленные базы: один линкор и два броненосных крейсера - на китайскую, один линкор - в Ост-Индию и линейный крейсер «Австралия» - в качестве флагмана Королевского австралийского флота. Линейный крейсер «Новая Зеландия», хотя и был оплачен Новой Зеландией и предназначался для службы на китайской базе, с 1914 года был приписан к Первому флоту. Он посещал свой одноименный доминион только во время походов в мирное время в 1913 и 1919 годах.
На момент мобилизации Германия насчитывала среди своих крупнейших действующих военных кораблей четырнадцать дредноутов и четыре линейных крейсера, тридцать линкоров додредноутной постройки (включая восемь кораблей береговой обороны класса «Зигфрид» водоизмещением 3500 тонн) и восемь броненосных крейсеров. Линкоры включали в себя несколько старых резервных единиц, уже «замененных» дредноутами в соответствии с законами военно-морского флота Тирпица, но еще не списанных. Помимо одного линейного крейсера («Гебен») в Средиземноморской дивизии и двух броненосных крейсеров («Шарнхорст» и «Гнейзенау») в Восточноазиатской эскадре, первоначальная мобилизация приписала все эти корабли к флоту Открытого моря, базировавшемуся в Вильгельмсхафене на Северном море под командованием адмирала Фридриха фон Ингенолем. Балтийское командование в Киле в лице адмирала принца Генриха Прусского, брата императора, в начале войны отправило в Северное море все корабли крупнее легкого крейсера, но вскоре получило обратно самые старые линкоры и броненосные крейсера в качестве своих постоянных сил. Кильский канал, соединяющий Северное море с Балтийским через Гольштейн, позволял военно-морскому флоту легко перемещать корабли между Балтикой и Атлантикой. Открытый в 1895 году, водный путь пришлось расширить для размещения дредноутов. Проект был завершен только 24 июня 1914 года, за четыре дня до убийства эрцгерцога Франциска Фердинанда в Сараево.
Франция вступила в войну с четырьмя дредноутами, двадцатью шестью додредноутными линкорами и двадцатью двумя броненосными крейсерами. Некоторым из линкоров было более четверти века, но из них девятнадцать участвовали в боевых действиях во время войны. В результате предвоенной передислокации все дредноуты французского флота, все действующие линкоры и двенадцать броненосных крейсеров были приписаны к Средиземноморскому флоту, базировавшемуся в Тулоне и Бизерте, под командованием вице-адмирала Огюстена Буэ де Лапейрера. Наиболее значительные силы за пределами Средиземного моря, вторая легкая эскадра (deuxième escadre légère) контр-адмирала Альберта Руайе, была назначена для защиты западного канала вместе с британским флотом. Силы под командованием Руайе как и те, что были назначены для патрулирования Атлантики, были представлены в основном небольшими кораблями и вместе включали всего семь броненосных крейсеров. Три оставшихся французских броненосных крейсера дислоцировались в Вест-Индии, на Дальнем Востоке и в южной части Тихого океана.
Когда Австро-Венгрия объявила войну 28 июля 1914 года, ее военно-морской флот включал три дредноута, двенадцать линкоров до-дредноутной постройки и три броненосных крейсера, из которых самые старые линкоры (три корабля береговой обороны класса «Монарх» водоизмещением 5600 тонн) и самый старый броненосный крейсер были малопригодны. Адмирал Антон Хаус был командующим австро-венгерским флотом, который почти весь дислоцировался в Адриатическом море (в Поле и на второстепенной базе в Каттаро (Котор). Австро-Венгрия обычно держала один крейсер на Дальнем Востоке. В 1914 году эту роль выполнял старый бронированный крейсер «Кайзерин Элизабет». Такая концентрация австро-венгерских военно-морских сил в Адриатике подчеркивала недоверие, которое Двоевластная монархия испытывала к своему номинальному союзнику, Италии.
Флот Италии включал в себя три дредноута, два из них были достроены в мае 1914 года, при поддержке девяти линкоров более старой постройки и десяти броненосных крейсеров. За исключением четырех линкоров класса Regina Elena, остальные линкоры имели ограниченную ценность, как и три старейших броненосных крейсера. В родных водах основными итальянскими базами были Специя на западном побережье, Таранто на юге, Бриндизи в устье Адриатики и Венеция. Когда остальная Европа вступила в войну, итальянский флот (главнокомандующий адмирал принц Луиджи Савойский, герцог Абруцци) сосредоточил большинство своих лучших кораблей в Таранто: три дредноута, восемь линкоров и восемь из девяти новейших броненосных крейсеров. Старый броненосный крейсер «Марко Поло» в Шанхае был единственным бронированным итальянским военным кораблем, базировавшимся за пределами Средиземного моря. Несколько легких крейсеров, эсминцев и канонерских лодок патрулировали побережья колониальных владений Италии: Ливии, островов Додеканес и Эритреи.
Переведя накануне войны свои старейшие линкоры додредноутной постройки в разряд учебных кораблей, Россия вступила в бой с десятью дредноутами и шестью броненосными крейсерами. В стадии строительства находились семь дредноутов, четыре для Балтики (должны были быть завершены позже в 1914 году) и три для Черного моря, но пока они не были введены в строй, Россия оставалась самой слабой из военно-морских держав Европы. Балтийский флот (адмирал Николай Эссен), базировался в Кронштадте с передовыми базами в Хельсинки, Ревеле (Таллинн) и Либаве (Лиепая) и включал в себя четыре дредноута и все броненосные крейсера. Черноморский флот (вице-адмирал Андрей Эбергард), базировавшийся в Севастополе, включал в себя оставшиеся шесть дредноутов. После своего поражения в русско-японской войне Россия сохранила лишь небольшие военно-морские силы на Дальнем Востоке. По состоянию на август 1914 года «Сибирская флотилия», базировавшаяся во Владивостоке, включала в себя только легкие крейсера «Аскольд» и «Жемчуг» и другие суда меньшего размера - единственные военные корабли российского флота, базировавшиеся за пределами европейских вод.
Япония вступила в войну, имея на вооружении два дредноута и два линейных крейсера при поддержке шестнадцати линкоров более старой постройки (включая два гигантских «Сацума», а также два 4200-тонных корабля береговой обороны, захваченных у русских в 1905 году). Тринадцать броненосных крейсеров включали в себя четыре, которые японцы классифицировали как линейные крейсера. Первый флот (вице-адмирал Ямайя Тамин) и Второй флот (адмирал Хиконодзе Камимура) были разделены поровну по численности, но в состав первого входило большинство новейших и лучших кораблей, в то время как «линкоры» второго включали два корабля береговой обороны и три других захваченных русских линкора. Японские военно-морские базы находились в Йокосуке, Куре, Сасебо и Майдзуру.
Наконец, когда в Европе разразилась война, у Соединенных Штатов было десять дредноутов, двадцать три линкора более старой постройки и двенадцать броненосных крейсеров. Атлантический флот (контр-адмирал Чарльз Бэджер), базировавшийся в Норфолке, но имевший важную якорную стоянку в заливе Гуантанамо на Кубе, был, безусловно, крупнейшей силой ВМС США, включавший все дредноуты и все линкоры, находящиеся в строю. Тихоокеанский флот (вице-адмирал Томас Говард), действовавший из Сан-Франциско и Перл-Харбора (Гавайи), включал в себя все броненосные крейсера, не задействованные в отдельных миссиях. Азиатский флот (контр-адмирал Уолтер Коулз), базировавшийся в Манильском заливе (Филиппины), не имел бронированных военных кораблей.
Таким образом, накануне убийства эрцгерцога Франциска Фердинанда в Сараево технические, технологические, тактические и стратегические прорывы в основном последнего десятилетия безусловно отразились на состоянии военно-морских сил и планируемых принципах ведения боевых действий на море. Великобритания и Франция вели себя как настоящие союзники, несмотря на протесты, по крайней мере, некоторых британских лидеров, которые продолжали протестовать против участия Великобритании в Антанте. Тройственный союз, наверное, был в лучшей форме, чем когда-либо, а его военно-морские силы взаимодействовали больше, чем когда-либо прежде. Тем не менее, позиция Италии в случае мировой войны оставалась самой большой стратегической неопределенностью, поскольку австро-итальянское соперничество привело к значительному скептицизму по поводу того, действительно ли Италия поддержит своих партнеров по альянсу в кризисной ситуации. Помимо итальянцев, определенная неопределенность была в позиции Турции. Сильно ослабленная Балканскими войнами 1912-13 годов, Османская империя находилась под властью нового правительства, преисполненного решимости оживить страну и восстановить ее значимость на международном уровне. Но никто еще не знал, как это отразится на военно-стратегическом положении Турции в восточном Средиземноморье и на Черном море.
Довоенное предположение о том, что новые типы крупных кораблей сделали своих предшественников устаревшими, подтвердится, как только дредноуты вступят в бой с более старыми линкорами, а линейные крейсера - со старыми броненосными крейсерами. Тем не менее, на протяжении всей Первой мировой войны, возникали ситуации, когда военные корабли старых типов находили хорошее применение. Что касается дальности и огневой мощи, то сражения с участием дредноутов и линейных крейсеров будут вестись на гораздо больших дистанциях, чем практиковались ведущими флотами до 1914 года, с большей дальностью стрельбы и меньшей дальностью торпедирования, чем предполагалось. Сюрпризы были припасены и для небольших типов военных кораблей. В Северном море, а также в Адриатике легкие крейсера стали рабочими лошадками соответствующих флотов, проводя ежедневную разведку и патрулирование, в то время как крупные корабли большую часть своего времени проводили в порту. Как только началась война, резко возросло значение подводных лодок, которое мало кто мог предвидеть в предвоенные годы. Морская авиация, находившаяся в зачаточном состоянии по состоянию на 1914 год, все еще не была достаточно развита, чтобы оказать значительное влияние на исход войны, но, вероятно, все было бы по-другому, если бы боевые действия продолжались еще год или два. Учитывая ведущую роль технического оснащения и технологий в морской войне (по сравнению с превалирующей ролью человеческого фактора в сухопутных боевых действиях), казался предопределенным исход войны на море между военно-морскими силами, мобилизовавшимися в августе 1914 года, но война на море, как и боевые действия на суше, приняли непредсказуемый характер.
Капитан Хэнки, стоявший в центре планирования Адмиралтейством войны с Германией в течение почти восьми лет, позже вспоминал, что вечером 4 августа, после того как Британия выдвинула свой ультиматум в ответ на немецкое вторжение в Бельгию, он «лег спать взволнованный, но уверенный в себе». Он верил, что «в конечном счете морская мощь должна привести нас к победе», и признавал, что для него это убеждение «было почти религией». Это была вера, подкрепленная историческим прецедентом. Хэнки отметил, что «немцы, подобно Наполеону, могут захватить континент» и, таким образом, «могут продлить войну», но «последний вопрос…будет определяться экономическим давлением» и исход воны предрешен британским военно-морским превосходством.
Продолжение следует…