Многие из наших читателей, знакомые с историей Бориса Лисаневича (пожалуй, самого частого героя наших "Бородатых заметок"), помнят, что одной из самых значимых страниц в биографии "первого после Эвереста" является его жизнь в Непале, а ещё одним билетом в жизнь - помощь королю "вертикальной страны" Трибхувану из династии Шах в возвращении законного престола. Находясь правителем страны лишь номинально, Трибхуван делил власть с реальными правителями - представителями династии Рана, управлявших страной более века. А ведь их возвышение, ставшее одной из кровавых страниц непальской истории, произошло именно в этот день - 14 сентября 1846 года. Предлагаю вам вспомнить о том, как это было.
За год до кровавых событий королевская власть в "вертикальной стране" уже не отличалась стабильностью - реальные полномочия были в руках генерала Гагана Сингх Бхандари, контролировавшего наибольшую часть военных полков, королевы Раджьи Лакшми Деви, сотрудничавшей с генералом и выступающей де-факто от его имени, де-юре от имени своего мужа - короля, считавшегося умственно неполноценным. Ещё одними игроками на политической арене Непала середины XIX века были Фатех Джанг Чаутария и его коалиционное правительство, а также некоторые другие генералы и министры, список которых я, пожалуй, позволю себе упустить. Скажу лишь, что были среди них те, кому текущая ситуация в королевстве, а именно возвышение генерала Гагана Сингха, заменившего монарха не только на троне, но и в постели королевы, привело к тому, что в ночь на 16 сентября 1846-го вышеупомянутый генерал был найден мёртвым на балконе своего дворца. Он был вторым фаворитом королевы Раджьи Лакшми Деви, погибшем насильственной смертью - предыдущим был премьер-министр Непала Матхабар Сингх Тхапа. Как и в случае с Гаганом Сингхом, королева надеялась заручиться помощью чиновника в передаче престола ее сыну. Но не срослось. Убитый в мае 1845-го, Матхабар Сингх, стал первой жертвой клана Рана, главных героев этой истории.
Бир Нарсингх Кунвар, более известный как Джанг Бахадур Рана, прошёл путь от опального военного до капитана артиллерии, придворного и одного из телохранителей короля. Именно к нему обращается королева, пораженная убийством дорогого ей генерала, с просьбой расследовать убийство, собрав всю военную и административную верхушку королевства во дворе дворцовой оружейной палаты. Стража, военные офицеры и представители знати, военные министры и члены королевской семьи были собраны в арсенале Кот. "Всех впускать, никого не выпускать!" - распорядился Джанг Бахадур. В его голове уже давно зрел план, а накаляющаяся между запертыми в Коте обстановка взаимных подозрений, вспыхнувшаяся ещё сильнее обвинением королевы лидера одного из политических кланов в убийстве Гагана Сингха, только подготовила почву для дальнейших действий представителей клана Рана. Один за другим засверкали ножи, одним за другим падали окровавленные тела важных государственных лиц и не очень, а тех, кого не настигла смерть в кровавом побоище, устранили верные Бахадуру воины. Общее число убитых в эту ночь оцениваются в сотню человек, среди которых около половины представители влиятельных родов. Оставив на обочине истории все влиятельные кланы Непала, включая короля и королеву, на политическую арену выходит династия непальской лидеров Рана, а сам Джанг Бахадур Рана становимся премьер-министром страны и ее фактическим правителем.
Как вы уже знаете, эта ситуация продлится более века, до 1951 года, став одним из самых тёмных периодов в истории Непала, обычно связываемое исследователями с тиранией, развратом и религиозными преследованиями с одной стороны и реформами суда и бюрократического аппарата с другой, проведёнными в т.ч. основателем династии.
Личность Джанга Бахадура считается одной из главных фигур в истории Непала, с одной стороны способствовавшего модернизации страны, ориентированной и фактически зависимой от Великобритании, но сумевшей не пополнить ряд ее многочисленных колоний, а с другой направившего Непал по пути стагнации аж до середины XX века. Королевство долгие годы оставалось изолировано от внешнего мира, принимая лишь некоторые из благ европейской цивилизации, закрыто было и само помещение его территории.
К слову, подобная судьба ожидала и чету бывших правителей Непала, оказавшихся с победой клана Рана лишь номинальными королём и королевой. Они оставались на своих местах до момента, пока не были уличены в заговоре против Бахадура, после чего отправлены в изгнание, где и окончили свою жизнь. С другой стороны, им повезло оказаться в числе тех немногих, кому удалось пережить события, оставшиеся в истории под именем "резни в Коте" или "Котской резни"...
А с другими событиями, произошедшими в далёком прошлом, а также публикациями, посвящёнными истории и культуре народов мира, вы также можете познакомиться в нашей группе "Бородатый Бард". Среди них статьи, подкасты и многое-многое другое.