Найти в Дзене
ТрансТехСервис

Цепь ГРМ: зачем она нужна, когда ее менять и стоит ли это делать своими руками?

Оглавление

Цепь ГРМ – она же цепь газораспределительного механизма – служит:

➢ для гибкого соединения между коленвалом и распредвалом;

➢ для открытия/закрытия клапанов одновременно с действием поршней.

Цепь ГРМ обеспечивает поворот распредвала со скоростью, точно равной 50% скорости оборота коленвала. Своевременная передача крутящего момента влияет на газораспределение, а это основной процесс в работе мотора.

Благодаря цепи ГРМ распредвал приходит в движение, своевременно закрывая и открывая клапаны. Конструкция у нее – металлическая, с зубчатой поверхностью, высокой прочностью и долговечностью. Но со временем – под воздействием ежедневных нагрузок – изнашивается и она: цепь теряет натяжение, растягиваясь на несколько миллиметров в длину. В результате её функционал сходит на нет, фазы газораспределения смещаются – а это серьезная угроза для мотора.

Что происходит, когда рвется цепь ГРМ?

Если массивная цепь обрывается, удар приходится на внутренности мотора. Результат – машина становится как вкопанная, «движок» погибает, и на горизонте маячит его дорогостоящий ремонт.

-2

При частичном повреждении, когда отрывается только одно звено, механизм ещё работает, но с перебоями. Мотор страдает, машина заводится заметно хуже, и это сулит самые непредсказуемые последствия.

Так что своевременная проверка и замена цепи ГРМ – это профилактика от серьёзных проблем с ДВС, и ну, и существенная экономия на ремонте соответственно.

Как понять, что цепь ГРМ пора менять?

Смотрим на пробег

По словам мастеров, как только ваш автомобиль проехал порядка 100 тыс. км, пора менять цепь ГРМ. Это цифры приблизительные – точные можно посмотреть в инструкции к автомобилю или спросить у мастеров в сертифицированном сервисе.

Для профилактики и успокоения души можно записаться на диагностику уже при 70 000 – 80 000 км.

Контроль – это важно

Полагаться только на пробег опрометчиво, проводите профилактические процедуры – следите за натяжением цепи. О проблемах в системе могут подсказать:

1. звенящий шум при движении. Как правило, он сопровождается резкими ударами и довольно быстро начинает усиливаться;

2. смещение фаз газораспределения. Это ведёт к слишком раннему или позднему впрыску топлива. В результате несгоревшее топливо в глушителе воспламеняется, а вы можете слышать выстрелы в системе выхлопа;

3. мотор нестабильно работает на холостых. При «перескакивании» цепи двигатель «ходит» в разные стороны – отсюда и дефекты в его работе;

4. расход топлива заметно увеличивается.

Возникли эти признаки? Рекомендуем не тянуть и записаться на сервис. Мастера сделают компьютерную диагностику и точно скажут, в чём дело. Возможно, нет повода для беспокойства, а может, вы предупредите серьёзную проблему.

Менять цепь самому или ехать в сервисный центр?

Итак, все симптомы налицо, и понятно: пришло время менять цепь ГРМ. Теоретически, справиться с процедурой можно и самостоятельно. Правда, это осложняется рядом факторов:

➢ цепь ГРМ – конструкция сложная и тяжелая

➢ чтобы заменить или хотя бы проверить цепь в двигателе автомобиля, придется снимать специальную крышку на блоке цилиндров, крышку самого блока (в зависимости от марки и модели машины).

➢ при замене необходимо правильно выставить положение коленчатого и распределительного валов.

Если требуется замена цепи ГРМ, то также придется менять башмаки натяжителя и успокоителя. Меняя весь комплект, можно быть уверенным: новая цепь прослужит не меньше прежней. По возможности выбирайте оригинальные комплектующие. Если решили купить аналог, то только от проверенного производителя.

-3

Чрезмерная экономия на деталях рискует обернуться ещё большими тратами: дешевая цепь будет ломаться, а вам придется разбирать двигатель каждые 15 000 – 20 000 км.

Наличие подъемника или смотровой ямы значительно упрощает дело, если вы решили справиться с работой самостоятельно. Обязательным является целый набор инструментов: ветошь, ёмкости для слива технологических жидкостей, шестигранники, герметик, обезжириватель и другие. Плюс – нужно заранее подготовить все новые детали и прокладки.

Как показывает практика, на самостоятельную работу уйдёт целый день. Нужно быть предельно внимательным и аккуратным – к примеру, если неправильно установить и затянуть головку блока цилиндров, прокладка прогорит, а сама ГБЦ деформируется. Затягивать обязательно динамометрическим ключом.

Если у вас солидный опыт в ремонте авто и непосредственно в замене ГРМ, дерзайте. В противном случае доверьтесь профессионалам. В сервисных центрах ТТС вам быстро помогут, а записаться можно на официальном сайте tts.ru или в приложении «Мой ТТС».