Сидит несчастная расстроенная лягушка
на спине у бегемота.
И бегемот ее спрашивает:
— Лягушка, что-то случилось?
Чего такая грустная?
А она отвечает:
— Мало того что жизнь го*но,
так ещё какой-то бегемот к *опе прилип
(с) Старый детский анекдот
Написала я как-то, как одна моя подруженция скоммуниздила рецепт великой любви из "Французского поцелуя". Но сделала это нелогично и вообще бессмысленно, потому и поплатилась.
И вот теперь вопрос. А что, этот рецепт любви — отдать мужику все деньги и заслужить его признательность и обожание на веки вечные — вообще работает?
Ну, давайте посмотрим.
***
В начале фильма Кейт показана как зажатая, боящаяся летать девушка. Она влюблена в Чарли. И любовь у нее тоже какая-то зажатая. В рамках, прагматичная. Она собирает деньги на их с Чарли дом.
И, как когда-то говорила Людмила, специалист по психиатрии из другого фильма, все расписано как в госплане на двадцать лет вперед. Скука. Точнее, для зажатой простушки Кейт это норма. А вот для Чарли это скука.
Однако, Кейт не совсем уж зажатая и не совсем уж простушка. Есть в ней чертовщинка — ведь не сказала же она Чарли сразу про свои деньги. Обычно такие девки-простушки — это душные болтушки, которые все сразу вываливают мужику про себя. Особенно, если есть повод похвастаться. А она не такая. Она молчит буквально до последнего момента.
Но Чарльз не видит в ней этой чертовщинки, не видит ее способности опираться на себя и желания делать приятные сюрпризы любимому человеку. Он видит в ней только душность. И потому, когда внезапно выясняется, что у Кейт есть деньги на первый взнос за дом, он пугается и чувствует себя в западне.
И из страха перед браком с душной и простой как бревно (как он думает) Кейт, он сразу же изменяет ей с Джульетт. Потому что Джульетт дает ему ощущение воздуха, тайны, игры, обожания, огненной страсти.
***
Но как же так вышло, что Кейт превратилась в женщину, способную кружить головы мужикам? Нет, это не Люк своими советами создал ее такой. Она такой уже была. Просто ей не хватало смелости (да и повода) вытащить это наружу. Ее жизнь была упорядочена, хоть и полна скрытой тревожности.
А вот когда она потеряла всё — все документы, вещи, деньги, любовь, надежду, когда достигла самого дна отчаяния, вот тогда поняла, что больше нечего бояться, что все, чего она боялась, из-за чего тревожилась и обрастала фобиями (вспоминаем ее аэрофобию) с ней уже произошло. Что единственное, что теперь остается, чтобы не утонуть в ужасе и горе — оттолкнуться от этого дна и всплывать.
Но самое главное, что она поняла, что теперь рамок нет. А значит, можно играть. И что плут Люк (а то что он плут, Кейт, умница, поняла очень быстро) — идеальный человек для того, чтобы играть с ним в кошки-мышки.
***
Я не знаю, на каком моменте Кейт поняла, что Люк подсунул ей колье. Специально очень внимательно пересмотрела фильм. И так и не поняла. Но когда они сошли с поезда во время незапланированной остановки и отправились к родительскому дому Люка, она уже точно знала про ожерелье. И, скорее всего, даже раньше — уже на вокзале в Париже знала. Или еще раньше — когда пошла во второй раз в отель и устроила истерику портье, чтобы выведать, где находится Чарльз.
И снова, как и с ее 45 687 долларами, она ничего никому не сказала про колье. Просто ждала развития событий и играла с Люком (который сдуру тоже подумал, что перед ним простушка) в кошки-мышки.
***
Кстати, что любовь — это восхитительная игра, многие знают на своем опыте. И она дает невероятное ощущение радости, веселья, счастья и буквально заливает энергией.
И в фильме эту игру прямо видно. Сначала Кейт подкалывает Люка, что он плут. Хотя сама она в этот момент не меньшая плутовка. Затем целует его, якобы во сне принимая за Чарльза. Вполне возможно, на шее она прячет колье в этот момент и таким образом пытается отвлечь Люка.
На утро вагоне-ресторане ей все нравится, она в полном восторге от всего, она полна жизненной энергии. Это как раз последствия игры в кошки-мышки с Люком — ее прет так, что она, сама не заметив как, объедается.
Но и это не лишает ее состояния игры. Она продолжает подкалывать Люка, пока они сидят в кафе, а потом идут к дому его родителей. Там она от души веселится за столом. Затем устраивает провокацию — бросает на виду рюкзачок (без колье) и заставляет Люка пошариться в нем.
Потом, когда Люк, не найдя ожерелья, в свою очередь опускается на дно отчаяния (прямо как она сутками раньше), Кейт вытаскивает из него его слабости. Но не затем, чтоб потоптаться по нему. А просто для того, чтобы расшевелить его, заставить прекратить ворчать и ненавидеть жизнь, показать, что слабости, которые так яростно отрицает Люк в начале фильма, могут иметь место в жизни — и это нормально — ведь все мы живые люди. К тому же Кейт, при все своей игривости, добрая.
И потом, как апогей игры — она шаловливо показывает ему колье у себя на шее, чем окончательно покоряет Люка. Он и так был в нее влюблен (вспоминаем "маленькую проблему" Люка, которая прекратила быть проблемой, когда Кейт поцеловала его "во сне"). А после шалости с ожерельем он и вовсе сходит от Кейт с ума.
***
И кстати, любовная игра обладает еще одним качеством: пока играешь в нее, пока тебя прет, сама влюбляешься в человека. Потому что это веселье, плутовство, шаловливость, ожидание ответного шага создают так необходимый в любви ореол счастья и легкости.
И потом, когда она отдавала все свои деньги, чтобы спасти Люка от тюрьмы — это как раз потому сама успела влюбиться в него.
Но и в самом конце — заметили? — она играла. На утро, когда уже отдала ему все свои деньги, она не призналась в этом, не потребовала от него ничего, не надавила на Люка. Не похвасталась ему, что спасла его от тюрьмы. Промолчала. Наоборот, еще немного оттолкнула его, когда сказала, что ей пора на самолет (а он подумал, что она летит в Канаду с Чарльзом).
Почему? Да потому что шаг должен делать мужчина. Женщина ускользает, прячется и в очаровательном предвкушении с замиранием сердца ждет, когда мужчина ее найдет, завоюет и заберет с собой. Потому что с точки зрения гендерного поведения именно так правильно.
В девяностых и даже в нулевых знали толк в хороших сценариях. Это сейчас повесточка все испортила.
P.S. Я намеренно пропустила почти всю линию с завоеванием Чарльза. Такого как Чарльз завоевать много ума не надо, поэтому пусть чувак отдыхает.
С Чарлзом все максимально просто: не оправдывай ожиданий мужика, особенно негативных ожиданий, на свой счет — это выведет его из равновесия, сломает ему шаблон, заставит взглянуть на отношения по-новому. Чарльз ждал скандала, слез, мольбы, унижений от Кейт, а увидел совершенно свободную, раскованную, веселую девушку, которая, мало того, что нашла быструю замену Чарльзу, так еще и с явным удовольствием и циничными шуточками обсуждает детали разрыва с бывшим женихом.
_______________________
Еще почитать:
Пять типов неправильной влюбленности
Прокофия Людмиловна
Про Надю и Ипполита из "Иронии судьбы"