Ленинская комната находилась на втором этаже гарнизонного Дома Культуры и выглядела ухоженно и опрятно благодаря усилиям заведующей ДК Людмилы Олеговны Мережко. При первом же знакомстве с этой интересной во всех отношениях дамой я уверенно спрогнозировал её пожелания и в своих предположениях ничуть не ошибся:
– Юрий Григорьевич, я хотела бы, чтобы Вы отнеслись к работе творчески и без формализма. Если у Вас будут возникать творческие идеи, – не держите их в себе, пожалуйста!
Ну, кто бы сомневался... Я заверил Людмилу Олеговну в безбрежности и полнейшей непредсказуемости своих творческих порывов и изысканий, а также в том, что всё будет не только пучком, но и даже чих-пых, а, возможно, даже чики-пуки и ещё лучше.
Собственно, сделать было необходимо не так уж и много, – пару информационных стендов и, опять же, портрет Владимира Ильича. А как же без него в Ленинской-то комнате? Да никак. Но подход требовался творческий. Только так и никак иначе, да.
Тщательно отряхнув складки своего интеллекта от вековой идеологической пыли и сопутствующих наслоений, и проследив полёт творческой мысли от феодального строя, еврейского изгнанья и Крестовых походов до построения общества всеобщего равенства, я предложил Людмиле Олеговне своё виденье бессмертного лика. Виденье заключалось в псевдо-витражном исполнении образа Вождя на листе толстого стекла.
Выглядит это всё следующим образом: прорабатывается эскиз в цвете в натуральную величину, затем разбивается на цветовые секторы, на эскиз накладывается стекло и на него наносится, сообразно эскизу, разграничивающая секторы сетка нейтрального цвета (как правило – чёрного или серого). Полученные «окна» после полной просушки сетки заполняются цветным полупрозрачным лаком требуемой насыщенности.
Творчество? Уверяю вас, – да! Причём в полный рост и без всяких дураков. Угадать насыщенность цветовых окон в портретном изображении совсем не просто: шаг вправо, шаг влево – провокация, прыжок на месте – попытка к бегству, это вам не это, здесь вам не тут, и вообще, – это не Англия и копать надо глубже. Тщательнее, ребята, тщательнее!
Вот... Руководство к моему предложению отнеслось с восторгом и его можно было понять – творчество же, ну!
Для воплощения в жизнь очередного эпического произведения требовалось совсем немного: упомянутый лист стекла метр на два, бесцветный мебельный лак, разноцветные стержни от авторучек, ну и моё непревзойдённое мастерство, естественно. Помещение было небольшим, поэтому для разграничивающей «сетки» я выбрал нейтральный серый цвет, а не чёрный, дабы избежать слишком резкого контраста при близком рассмотрении.
Наложив стекло на проработанный эскиз, тщательнейшим образом нанёс разграничивающую «сетку» и в ожидании полной просушки подошёл к окну, привлечённый грохотом солдатских сапог.
Окна комнаты выходили на плац и глазам моим предстало интересное зрелище: по плацу маршировала повзводно десантная рота, мерно вколачивая в асфальт подкованные сапоги. Командовал перемещениями немолодой рослый прапорщик. Зрелище, в общем-то, рядовое, обычные строевые занятия, если бы не одно «но». При прохождении мимо штаба прапорщик громогласно скомандовал:
– Рота!!! Песню запе-вай!!!
(Жмите, слушайте, читайте дальше, будет весело)
И запевала звонким голосом Румяновой послушно завёл:
– Мимо белого яблока Луны, Мимо красного яблока заката, Облака из неведомой страны К нам спешат и опять бегут куда-то!
Рота доброй сотней лужёных солдатских глоток мощно и дружно подхватывает:
– О-облака! Белогривые лошадки!
О-облака! Что вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста-а, свысока-а!
А по небу прокати-ите нас, облака!
Лица серьёзны, хмуры и суровы. Шаг выверен, тяжёл и чеканен. Отборные мОлодцы, от метра восьмидесяти и выше. Элита! Орлы! Щит Родины! Чудо-богатыри!
В данном случае тонкий армейский юмор оправдан и, более чем, очевиден. Налицо ротный «залёт», и десантура вбивает подошвы в асфальт под «залётную» песню, которая имеет место быть в любом подразделении. Её звучание зависит от личного понимания ситуации командиром и его чувства юмора. Чувство юмора у нашего «тятьки» было гипертрофировано и всеобъемлюще, как уже упоминалось в начале моего рассказа. Отсюда и выбор, – тематически выдержанный текст ротной песни: кто, как не десантники, имеет желание и возможность покататься на облаках?
Вдоволь налюбовавшись на чудо-богатырей, с удовольствием дважды прослушав десантную версию мультяшной песенки и отдав должное чувству юмора комбата, возвращаюсь к своим баранам. «Сетка» полностью просохла, можно приступать к самому ответственному моменту. Развожу стержни в мебельном лаке, подгоняя цвета по эскизу. Палитры не хватает, и Людмила Олеговна приносит набор художественных красок в тюбиках, – уже легче. В лаке краска разводится вполне сносно, хотя и даёт глуховатый тон в плане прозрачности. В любом случае, выбирать не приходится.
А если принять за данность цитату Ивана Фотиевича Стаднюка из его романа «Люди не ангелы»: «Память о человеке в вечности не вечна», то и вовсе становится понятным мой партизанский пофигизм. (это я так умничаю, понятно, да?)
Для более полного понимания цветонасыщенности сегментов кладу стекло на спинки двух стульев и устанавливаю под ним слабую подсветку, – так значительно проще контролировать процесс. Заливка проходит вполне успешно, в нужных местах подбираю требуемую насыщенность в цвете нанесением дополнительных слоёв, подхожу творчески, короче, и это видно невооружённым взглядом.
Заходят три солдатика, судя по всему – «деды». С уважением наблюдают за процессом и вежливо о чём-то просят. То, что вежливо, я понимаю, а смысл просьбы уловить не могу никак: солдатики совсем плохо говорят по-русски. С пятой попытки улавливаю знакомые два слова: «албом» и «рыб». Если точнее, – «солн рыб». Так, теперь понятно. «Дедам» нужна помощь в оформлении дембельских альбомов, а расплатиться они готовы солёной рыбой. Пытаюсь выяснить, – какая рыба? Объясняющий разводит руками: «балшой рыб, балшой!» и для наглядности хлопает товарища по загривку: «горб!». А вот это уже интересно. В то время в широкой продаже можно было встретить разве что круто солёную селёдку, хека и кильку, а горбушу я вообще видел только в журнале «Рыболов-спортсмен».
Соглашаюсь, естественно, и мы обговариваем детали. Один «албом» – один «рыб», нормально? Да-да, – кивают, – нормально. Ну, вот и отлично. Объясняю, что нужны непосредственно фотоальбомы, красный или тёмно-синий бархат и тонкая медь. Как ни странно, но слова «бархат» и «медь» солдатики понимают с первого раза и на следующий день приносят всё необходимое. Где взяли – история умалчивает. Как гласит армейская мудрость – если стырил и ушёл, называется – нашёл!
Пока просыхают очередные лаковые слои, занимаюсь альбомами. Титульные листы аккуратно обклеиваю синим бархатом, на кальках внутри альбомов изображаю тушью танки, пусковые установки и юморные сценки из армейской жизни. Затем изготавливаю из меди микрочеканки: надпись ДМБ-87 и эмблему рода войск, в данном случае – два танка, развёрнутые стволами в три четверти, поскольку солдатики из соседствующей с десантниками танковой части. Отполировываю и вклеиваю это дело на бархатные титульные листы альбомов. По углам, для завершения композиции, по собственной инициативе добавляю выполненный из той же меди строгий и чёткий орнамент в виде пары-тройки лавровых листьев, – делать, так делать!
Витраж закончен и установлен с подсветкой на иконостас, «деды» получают свои альбомы, с восторгом цокая языками, и без обмана приносят три здоровенных балыка горбуши...
Продолжение гл.5 читайте здесь.
Юрий Русяев. Редактировал Bond Voyage.
Все рассказы автора читайте здесь:
===================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк, написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
===================================================
Желающим приобрести роман "Канал. Война на истощение" с авторской надписью обращаться aviator-vd@yandex.ru
======================================================
Желающим приобрести авантюрный роман "Одиссея капитан-лейтенанта Трёшникова" с авторской надписью обращаться kornetmorskoj@gmail.com
===================================================