Найти тему
Литрес

Шабаш ведьм: история древнего ритуала, дошедшего до наших времен

Оглавление

Шабаши ведьм часто упоминаются в книгах по магии, однако, мало кто решается всерьез углубиться в эту тему.

Келден – американский писатель из Миннесоты более десяти лет практикует традиционное колдовство. Он провел захватывающее исследование загадочного события, долгое время окутанного страхом и тайной, – ведьминого шабаша.

Автор изучил доступные источники, собрал захватывающие истории в книге «Шабаш ведьм: изучение истории, фольклора и современной практики», которая познакомит вас с одним из самых недопонятых и упущенных аспектов колдовства.

В этой статье мы предлагаем совершить увлекательное путешествие в историю появления и распространения шабаша ведьм.

Автор уверен, что на шабаш может попасть кто угодно, в одиночку или с друзьями, независимо от магической традиции и опыта. Но согласно многочисленным историям, там чаще всего оказываются случайно.

Внимательно рассмотрим картину Франсиско Гойи «Шабаш ведьм». Художник написал шесть картин маслом на тему колдовства. В них отражены взгляды населения на популярные в то время суеверия.

-2

Где?

По свидетельствам казненных ведьм самыми популярными точками проведения шабашей были холмы и горы. Иногда поляны и пещеры.

В славянских странах, например, в России и Польше, верили, что ведьмы собираются на вершине Лысой горы.

Мэри Грин из английского графства Сомерсет в 1665 году призналась, что ее ведьминский ковен собирался в лесу в местечке, которое они называли «вершина Хасси».

Даты

Американский писатель выделил 4 основные даты в году для проведения шабаша – Сретенье/Имболк, Раддей/Белтейн, Ламбемас/Лугнасад, Халломас, или День Всех Святых/Самайн. К другим важным дням относилось солнцестояние.

Время?

Всегда ночью. Согласно распространенной легенде, все празднества заканчивались только с наступлением рассвета, о котором обычно возвещает крик петухов.

Антуана Торнье и Жакема Пейджет вместе с еще одной обвиненной женщиной по имени Клодия Джамгиллом сознались, что у них никогда не получалось долго оставаться на шабаше, потому что петух постоянно начинал кукарекать почти сразу же после их прибытия, а при первых звуках собрание распускалось.

Примерно к XV веку начинаются первые суды над ведьмами. Тогда же в обществе распространяются жуткие идеи о существовании больших групп ведьм, которые глубокой ночью улетают на встречи с Дьяволом.

Самое раннее письменное упоминание шабаша в связи с ведьмами встречается в судебном разбирательстве француженки Жанны Гьерме в 1446 году. Шестнадцатью годами позже, в 1462 году, термин шабаш снова появляется в демонологическом трактате «Flagellum maleficorum» Пьера Мамори.

В 1850 году французский ученый Жан Боден публикует исследование «О демономании колдунов». В нем он пишет о том, что суббота – день планеты Сатурн. Она покровительствует нечисти. Считалось, что злые духи в это время могут навредить людям. На иврите Сатурн называют Shabtai, что очень походит на shabat или sabbat.

Заговор группы лиц или история прокаженных

-3

Это событие произошло во Франции 1300-х годов. Король Филипп V издал указ, разрешающий заключать в тюрьму больных проказой и в последствии казнить их.

В то время истерия охватила население – все боялись страшного заболевания. Перед принятием указа распространились слухи, что прокаженные в тайне планировали заразить здоровых христиан через местные колодцы, фонтаны и реки.

4 июня 1321 года состоялся суд над группой лиц. Среди них был Гийом Агасс, который признался, что на собрании ему предлагали отречься от христианской веры и отомстить людям, отравив их и заразив проказой.

В дальнейшем этот вероотступнический акт станет одним из основных элементов мифологии шабаша ведьм.

В 1100-х годах различные секты начали разрастаться. Если раньше на ересь почти не обращали внимания, то папа Луций III решил с этим бороться. Так началась первая волна средневековой инквизиции.

Папа Григорий IX лишь укрепил растущее беспокойство, когда в 1233 году издал буллу Vox in Rama, не только порицавшую ересь, но еще и призывавшую крестовые походы на нее.

Всевозможные гонения на еретические секты способствовали формированию церковных представлений о сущности шабаша. Образ загадочного собрания дополнялся сверхъестественными элементами.

В VI веке в Древнем Риме начинает распространяться легенда о стригах или стрыгах. Больше информации можно найти в книге франкского короля Хлодвига «Lex salica».

У него стриги – кровожадные женщины – представали уже не одинокими ведьмами, теперь они собирались вместе, чтобы варить детей в котлах, а потом поедать их на общем пиру.

Летающие по ночам женщины-людоедки продолжали вызывать страх у простого народа и к концу Средних веков. Немецкий епископ Бурхард Вормсский писал об этих жутких дамах в XI веке в своей книге «Декрет».

Встречи с ведьмами

-4

В 1597 году шотландский король Яков VI оставит потомкам описание своей встречи с ведьмами. Он также рассказал о собраниях, которые включали пиршество и танцы.

Спустя 65 лет Изабель Гоуди из шотландской деревушки Олдерн созналась, что участвовала в похожем собрании. Она ходила в Дауни-Хиллз и получила мясо от королевы фейри.

Шабаш фейри был известен и в Италии, особенно в Сицилии в XVI и XVII веках.

Келден собрал доказательства таких собраний из различных текстов как раннего, так и позднего Средневековья. Именно они повлияли на формирование и развитие образа шабаша.

Дальше – больше. Исследуя исторические записи Базельского собора, он нашел несколько значительных трудов на тему шабаша.

Базельский собор был эпицентром обсуждений верований, касающихся колдовства и демонологии, в том числе теорий о шабашах ведьм.

Йоханнес Нидер в книге «Formicarius» рассказывает о церемонии посвящения в секту ведьм. Немецкий богослов упоминает различные ритуалы посвящения и эликсир, сделанный из вареных тел некрещеных младенцев.

Доминиканский инквизитор Николас Жакье в 1458 году детально рассматривал новую еретическую секту ведьм.

К началу XVI века элементы мифологии шабаша начали проникать в растущее количество судов над ведьмами. Именно в то время появились мистические рассказы о ритуалах и жертвоприношениях.

Келден проследил за всеми свидетельствами и сплел их в единое полотно стереотипного образа ведьм и их ночных собраний.

Предлагаем вам проследить историю этих собраний до конца и узнать, как она стала достоянием современности.

-5

Автор расскажет:

  • как именно проходил шабаш: обряды и кутежи;
  • почему там присутствовало много детей;
  • во что одевались ведьмы;
  • как организовывали встречу и на чем добирались;
  • какие роли исполнял дьявол;
  • кто такая королева шабаша и духи-фамильяры.

Также американский писатель предлагает несколько продвинутых ритуалов для организации шабаша. Он подробно расскажет, как вести себя на нем и какие техники использовать.

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-6