Найти в Дзене

15 главных ошибок при игре на варгане

Игра на варгане способна подарить вам невообразимые ощущения. При умелом подходе можно настолько глубоко погрузиться во внутреннее пространство, что вы сможете ощутить вибрацию буквально каждой клеточкой своего тела.

Воспринимать себя как вибрирующую субстанцию, находящуюся в неразрывной связи с вибрациями окружающего мира.

Это буквально преображает ваше существование на всех уровнях.

Но существуют типичные ошибки, которые способны отрезать вас навсегда от этих ощущений. И как не печально, их делают практически все варганисты.

  1. Отсутствие опорности.

В независимости от того, стоите вы или сидите, необходимо постоянно ощущать контакт с поверхностью. Ощущения веса тела должны присутствовать постоянным фоном во время игры. Иначе вы улетаете, отлетаете, галлюцинируете и полностью погружаетесь в фантазии, а не действительно происходящее с вами.

Постоянно держите в поле своего внимания то, как вес вашего тела приходится на поверхность, будь то стул или пол. Все движения, которые вы будете совершать с варганом, и все дыхательные действия должны отталкиваться от этого базового ощущения.

2. Кривая спина

Даже небольшое ссутуливание ведет к нарушению естественной биомеханики. Как следствие – вам тяжело играть продолжительное время. Ваш резонатор, т.е. тело, гораздо хуже справляется со своей миссией. Звук заметно обедняется. Ваша дыхательная система работает плохо, а мышцы действуют не слаженно. Играя, таким образом, вы только усугубляете привычку, навсегда отрезая себя от ощущения звучащего тела.

Необходимо вытянуться в ровную струнку от копчика до макушки и держать такое натяжение на время всей продолжительности игры. Тогда тело зазвучит, внимание настроится нужным образом, а дыхание станет сильным и динамичным.

3. Сжатие корпуса пальцами

Большинство варганистов безжалостно хватают инструмент, сжимая его пальцами, как бультерьер добычу. Их пальцы начинают белеть из-за недостаточного притока крови, а язычок лязгает по корпусу. Такой подход становится методологической ошибкой, которая блокирует получение обратной связи от удерживающей руки. Поскольку варган вибрирует, то удерживающая рука должна являться продолжением инструмента. Ее задача передавать вибрацию дальше в тело, чтобы произошло полноценное слияние с инструментом.

Для этого всегда удерживайте указательный и средний пальцы снаружи корпуса варгана. Все усилие должно идти на прижатие, и ТОЛЬКО на него. И тогда варган станет естественным продолжением вашего тела.

4. Поджатые плечи

Практически без комментариев. Кроме вопроса: зачем? Зачем деформировать свое тело, вызывая напряжение в шейном отделе, которое будет распространяться по телу все дальше и дальше? Так раз и навсегда теряется чувствительность звуковой волны в теле, а варганист мучает себя, свое несчастное тело и слушателей. Говорить о свободном течении звуковой волны здесь не приходится, ибо она буквально разбивается о напряжение.

Плечи расслаблены и расправлены, руки висят, как на веревочках –

именно так необходимо фиксировать руки в пространстве. Тогда игра будет доставлять вам с каждым днем все больше и больше удовольствия, выводя чувствительность тонких вибраций на качественно новый уровень.

5. Защипывание вместо удара

Потянули на себя – отпустили. Катастрофическая ошибка, сводящая на нет ритмический потенциал инструмента. Вместо удара здесь присутствует оттягивание язычка. Во время этого оттягивания гасится часть колебаний язычка, а значит, и теряется богатство звука.

Ударом, и только им, должен приводиться в движение язычок варгана. Это значит, что момент соприкосновения с петелькой язычка должен быть сведен к минимальному значению. Вам нужно коснуться буквально точки. И в эту точку должна прийти вся масса вашей кисти. Тогда и варган зазвучит, и игра ваша постепенно начнет обрастать все новыми и новыми ритмами.

6. Вытянутая вперед шея

Чтобы помочь бьющей руке и увеличить размеры входа в гортань, некоторым варганистам свойственно вытягивать шею вперед. В итоге канал, по которому распространяется звуковая волна, теряет свою естественную форму, и звук значительно ухудшается. Это ведет к изменению дыхательного стереотипа. Музыка становится примерно такой же, как вид варганиста с вытянутой шеей - довольно странной.

Подбородок слегка наклонен к шее, а макушка вытягивается вверх –

именно в таком положении должна находиться ваша шея. Тянуться вверх, а не вперед. Тогда «труба», по которой распространяется звук, будет в естественном положении, и вы добьётесь максимального резонанса.

7. «Злые» губы

Именно так выглядят губы большинства варганистов. Как будто их обладатель чем-то разозлён и сильно сдавливает корпус инструмента. Соответственно, роль губ в звукоизвлечении не только сводится на нет, но и резко ограничивает диапазон звучания. Попробуйте разговаривать с поджатыми губами – сразу все станет ясно.

Красота в звуке варгана появляется только тогда, когда ваши губы активно начинают артикулировать звуки. Выглядеть они должны как губы красоток из журналов моды – слегка выпячены и чувственны. Это создаст хорошую базу для автоматической артикуляции губами, которая привносит множество тонкостей и нюансов в звучание инструмента. Плюс ко всему, гораздо эффективнее начинает работать дыхание. Оно становится более плотным и осознанным.

8. Паразитные движения языком

Удар и тут же серия движений языком. Словно срабатывает рефлекс, активизирующий мышцы языка. Причем движения являются неосознаваемыми и сильно размазывают звук. Многие варганисты пытаются так играть. Постепенно привычка закрепляется, сужая все возможности варгана до простейшей комбинации «удар-язык». На этом варганное развитие останавливается.

Попробуйте не просто двигать языком как придется, а зафиксировать вниманием всё множество его положений во рту. Запомните каждый звук, связанный с определенной координатой языка. И когда будете играть, комбинируйте разные положения, выстраивая из них мелодии. Так вы откроете для себя целую вселенную возможностей варгана.

9. Невнятная артикуляция горлом

Удар по язычку и совершенно невообразимые движения горлом, которое подчас еще и крайне напряжено. Уж не знаю, что за этим стоит, то ли желание подражать «чукчам», а может, просто другого в голову не приходит, но так далеко не уехать. Изводить горло совершенно нет необходимости. Так вы будете только копить напряжение артикуляционных мышц, которое будет заметно обеднять ваше звучание.

Основная задача горла во время игры – артикулировать существующие в русском языке гласные звуки, меняя высоту их звучания. Тогда вы сможете использовать горло как особый переключатель, направляющий движение звуковой волны внутри тела. С его помощью тембр заметно обогатится, также как и набор ощущений от варгана. Стоит только один раз поймать правильный алгоритм движений, и вы уже никогда не захотите экспериментов с гортанью.

10. Избыток дыхания

Смотришь на некоторых, а они дышат так, будто сейчас желудок из ушей полезет. Разумеется, как и любой другой акт насилия над собой, пользы это не принесет. Звук будет громкий и резкий, но спектр его звучания заметно сократится. Состояние играющего поменяется, но примерно так же как от удара обухом по голове: ошеломляет, но не воодушевляет.

Ровное, глубокое и мощное – таким должно быть дыхание. Очень важно привести его в соответствие с динамикой язычка. Дышать нужно так, чтобы вам было приятно и комфортно, а звук при этом растекался по всему телу, увеличивая объем резонанса.

11. Недостаток дыхания

Практически полное отсутствие дыхания во время игры. Такая привычка часто встречается у многих варганистов, зашедших в тупик. Их приемы основываются в основном на артикуляции и ударах, а дыхание не более чем фон. Либо оно настолько тихое и скромное, что не влияет на звук заметным способом. В этом случае варганист практически лишает себя огромной части возможностей варгана.

Большая часть эмоциональной динамики регулируется именно дыханием. Его усиление или ослабление, осознанное использование режимов вдоха и выдоха, создают невообразимый по своим возможностям арсенал, который всегда будет открывать для вас новые грани звучания инструмента.

12. Беспорядок в обертонах

Резкое перескакивание с одной частоты на другую, или совершенно бессистемное чередование частот при помощи артикуляции. Такой подход разрушает сознание немногочисленных слушателей варганиста, а его самого ввергает в бездну хаоса. Из этой бездны крайне тяжело выбраться, поскольку энтузиазм от варгана постепенно сходит на нет.

Старайтесь играть так, будто поете песню. Мелодия должна течь ровно и гармонично. Аккуратно пристыковывайте один звук к другому. Придерживайтесь определенного порядка и меры. И тогда красота вашего звучания будет расти день ото дня.

13. Суета и торопливость

Резкие удары, резкая артикуляция, судорожные действия – часто можно наблюдать подобный подход. Очевидно, что здесь о качестве звука и состояния совершенно не приходится говорить. Им просто неоткуда взяться. Вместо медитации, играющий только еще больше погружает себя в суету сознания. А возможности варгана так и остаются нереализованными.

Играть нужно спокойно и чуть с ленцой. Так вы дадите возможность своей нервной системе прийти в нужное состояние, и погрузиться в глубины творческого процесса. Ваша моторика станет более точной, движения пластичными, а звук изящным. Вы будете купаться в мягких и приятных волнах звука, и вибрирующая вселенная нежно примет вас в свои объятья.

14. Привязка приема к удару.

Каждое артикуляционное и дыхательное действие привязано к удару. Очень и очень распространенная ошибка. Здесь вы не даете возможности своему вниманию разделить уровни звукоизвлечения. А значит, и научиться управлять ими по отдельности. В итоге представление об игре упрощается, и многие возможности по усложнению наигрыша так и остаются невостребованными.

Учитесь рассогласовывать удар по язычку с артикуляционными и дыхательными действиями. Пробуйте выстраивать каждую линию звука по отдельности, постепенно накладывая одну на другую. Так вы не только сможете заменить целый оркестр, но и здорово натренируете свой мозг. Умение совмещать несколько телесных процессов в один, да еще и творческий, вызывает чрезвычайно мощные потоковые состояния, которые захочется повторять и повторять.

15. Восприятие звука только ушами.

Мы привыкли, что музыка звучит снаружи. Эта истина глубоко запечатлена в нашем сознании, и соответствующим образом организует не только процесс слушания, но и игры. В результате то, что происходит внутри тела, практически полностью ускользает от восприятия. Но там-то как раз и есть самое интересное, именно ради него и затевались все манипуляции с варганом, если вы еще не в курсе.

Воспринимайте звук как нечто плотное и ощутимое. Благо, варган вам дает такую возможность. Соблюдая вышеперечисленные 15 правил, вам будет сделать это весьма несложно. Наблюдайте, как и при каких действиях, меняется движение звуковой волны, каким образом резонирует ваше тело. Так вы не только будете получать гораздо больше обратной связи от варгана, не только сможете звучать на порядки лучше, но и вообще измените представление о природе окружающей вас реальности.

Внимательно изучите каждую из ошибок. Если вы их обнаружили у себя, не пытайтесь искоренить все сразу. Действуйте постепенно и прицельно, работая сначала с одной до полного искоренения, а уж только потом приступайте к другой.

Избавившись от всех 15 ошибок, вы начнете воспринимать звук варгана на принципиально ином уровне. Он буквально станет вашей плотью. И каждая сессия с инструментом будет не просто прикольным бренчанием на маленькой железке, а настоящим путешествием во внутренний Космос.

Когда варган правильно в вас звучит – это ни с чем не спутать. Вы сразу это поймете. Вы начнете видеть то, о чем даже не подозревали, и чувствовать так, как не могли вообразить.

Но это уже совсем другая история.

Играйте на варгане и будьте счастливы!

Булыгин Максим