Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Чему именно мы учимся на неудачах?

Новые исследования показывают, что неудачи могут научить нас простым правилам, напоминающим пословицы.

Мы, люди, учимся не так легко, как хотелось бы. Мы лучше учимся на непосредственном опыте, чем у других. И мы лучше учимся на неудачах, чем на успехах. Почему так происходит? Чему именно мы учимся после того, как дела идут наперекосяк? И, самое главное, можем ли мы активизировать процесс обучения на основе неудач?

Помимо того, чему нас научила эволюция, мы постоянно учимся на протяжении всей жизни, либо на непосредственном опыте, либо социально, от других людей. Социальное обучение - от близких людей, из книг, от сверстников или от экспертов - должно быть нашей основной стратегией: это проще, дешевле, и у нас есть миллиарды людей на планете, которых мы можем использовать в качестве источников информации. К сожалению, то, чему мы учимся у других, не так легко закрепляется, поэтому важным вещам мы должны учиться сами.

Почему так происходит? Будучи взрослыми, мы редко принимаем новую точку зрения с чистого листа, чаще всего мы заменяем старую точку зрения на новую. И нам это не очень удобно: старые взгляды, как правило, цепляются за нас дольше срока годности.

Существует множество психологических и социальных механизмов, мешающих нам изменить свое мнение, начиная от предубеждения подтверждения (мы склонны рассматривать только те доказательства или рассуждения, которые подтверждают то, что мы уже знаем, и отвергать то, что нам противоречит) и заканчивая недавно появившимся "эффектом обратного удара" (когда кто-то оспаривает наши укоренившиеся убеждения, они становятся еще сильнее) и групповым мышлением (мы не выступаем против доминирующего в группе мнения, если никто до нас его не высказывал).

Поскольку отказ от старой точки зрения и последующее освоение новой выводит нас из зоны комфорта, мы часто отвергаем то, чему нас пытаются научить другие. Мы гораздо лучше воспринимаем и усваиваем то, что узнаем из непосредственного опыта.

Мы должны не только сами пережить ситуацию, но, к сожалению, она должна быть болезненной, чтобы нас чему-то научить. Исследование, опубликованное в 2010 году Мадсеном и Десаи, показывает, что неудача учит нас лучше, чем успех. Более того, оно показывает, что уроки успеха гораздо легче забываются.

Конечно, мы лучше учимся на собственных неудачах, чем на том, что нам говорят другие. Но такое прямое обучение также ставит под сомнение наши существующие взгляды и, следовательно, вызывает дискомфорт.

Так легко ли учиться на неудачах? Как это происходит? И чему именно мы учимся?

Процесс сложен, он включает в себя тройное озарение, взаимодействие интуиции и рефлексии, а также горку чувств. Он заканчивается тем, что мы выучиваем набор простых правил, похожих на пословицы. Тот факт, что когда мы учимся, мы усваиваем наборы простых правил.

Обучение начинается с неудачи, которая ставит под сомнение то, как мы думали, что все работает. Урок появляется не сразу, потому что поначалу мы не можем понять, что произошло. И это нас беспокоит. Что было не так с нашей точки зрения в тот момент? Что не сработало? Мы часто мучительно переживаем случившееся, проигрываем его в голове снова и снова, обсуждаем со всеми, кто готов нас выслушать, чтобы понять, какое предположение оказалось ошибочным и требует отмены.

И вот, наконец, приходит озарение, катализатором которого становится дискуссия, книга или аналогичная ситуация, стимулирующая аналоговое мышление. Это не всегда проявляется как "ага-момент". Иногда это становится более длительным "периодом ага", как выразился один из участников интервью. Ага" приходит не само по себе, а в виде тройного озарения, проливающего свет на то, что нам нужно отменить, чему научиться и что для этого нужно сделать. Обычно мы формулируем эти второе и третье озарения в виде простых правил, пословиц, которые мы придумываем для себя, чтобы лучше усвоить урок, полученный в результате неудачи.

Как мы можем катализировать процесс обучения на основе неудач?

Основываясь на концепции тройного понимания, мы можем лучше осмыслить наш негативный опыт и превратить его в ценные уроки, попытавшись понять три вещи: какое предположение оказалось неверным, что вместо этого является верным и что нам нужно с этим делать. Это можно сделать, заполнив следующую фразу:

"
До неудачи я думал(а) что (...),

но потом я понял(а), что (...);

теперь я делаю (...)".

Попробуйте. Вспомните недавнюю неудачу и попробуйте ее осмыслить. Это займет всего минуту.

После этого, если мы сформулируем наш новый тройной урок в виде короткой и запоминающейся личной пословицы, есть шанс, что мы запомним его лучше. А позже, когда мы проверим и закрепим этот урок, мы сможем поделиться им с теми, кому наш опыт может быть полезен.

Автор: Стрижакова Елена Валерьевна
Психолог, Супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru