Найти в Дзене

Возраст стилю не помеха: Тильда Суинтон

Ею восхищаются абсолютно все.

Стандартный набор прилагательных, относящихся к ней - нереальная, загадочная, неземная, эксцентричная, андрогинная. Она действительно выглядит невероятно: очень высокая, с уникальной, ни на кого не похожей внешностью, необычной стрижкой, одетая то в Haider Ackermann, то в Chanel, а то в килт и свитер с узелками (тоже не просто так, а от House of Holland), актриса, модель, активистка. А еще мы знаем, что она спала в стеклянной коробке в галерее, разговаривала с чужим пальто и лизнула пуговицу, таскала на веревках грузовик с кинотеатром, была членом коммунистической партии – и, конечно, снималась и снимается в кино.

Подумалось, что ее вполне можно назвать дивой. Ведь слово «дива» означает «божественная», и сначала так называли оперных примадонн. А потом стали называть и других артистов. И вот, перед нами вполне себе современная дива – только посмотрите на прилагательные, которые я упомянула выше.

Но, по-моему, тут как никогда важно научиться различать медийный образ и то, что человек представляет сам по себе. Мы неизбежно покупаем то, что продают нам медиа – неземного, отстраненного и загадочного андрогина. А ведь если почитать и посмотреть с ней интервью, то мы увидим, что она совсем другая, вполне себе земная, теплая, эмоциональная, веселая, очень искренняя и с отличным чувством юмора.

Родилась она в 1960 году, то есть, сейчас ей 63. Полное имя – Катерина Матильда Суинтон, так что Тильда – сокращение от очень аристократичного (хоть и смешного для русского уха) имени Матильда. Она происходит из рода военной англо-шотландской аристократии, отец ее был генералом-майором. И она очень похожа на папу. Впервые ее семья упоминается в летописях больше тысячи лет назад. Но мне нравится, что, когда ей в интервью говорят «О, у вас такая старая семья», она отвечает «Ваша семья тоже старая, моя просто никуда не переезжала».

Тильда Суинтон считает себя шотландкой. Училась она в закрытой школе-интернате для аристократии, ее одноклассницей и даже подругой была Диана Спенсер. Училась она хорошо, а еще успешно занималась бегом. И увлекалась театром. Но школа для нее была жестоким и очень одиноким местом, ей там было нелегко. До поступления в университет она проработала два года волонтером в Африке. В 83 году она закончила Кембриджский университет, причем, что любопытно, колледж, где учились только женщины, со степенью в социальных и политических науках и литературе. Я, говорит, шла учиться, чтобы поэтом. Но не написала ни одного стихотворения, как только поступила в университет. Вот только почему-то ни в одном интервью у нее не спрашивают, как же так вышло, что она пошла в университет, чтобы стать писателем, а училась политическим наукам.

-2

Еще студенткой она вступила в коммунистическую партию. В колледже же начала играть в театральных постановках, а потом присоединилась к труппе знаменитого Королевского Шекспировского театра. И опять же говорит, что это, скорее, была ошибка, погрешность. Я же была писателем, поэтом. Честно говоря, читая ее интервью, я в это очень охотно верю – она очень интересно и необычно выражает свои мысли и выбирает слова.
Роли у нее в театре были незначительные, театральные формы скучные, и она уехала в Эдинбург. Там у нее состоялся дебют в спектакле о вкладе женщин в противостояние фашистам в Сталинграде, и она играла инженера Ирину Паспортникову. Там же познакомилась с Джоном Бирном, шотландским художником и драматургом, за которого вышла потом замуж. В 86 году она первый раз снялась в художественном фильме Дерека Джармена
Караваджо. Позже снялась в еще восьми, то есть, во всех его фильмах.

К настоящему моменту она снималась уже много где, кинокарьера у нее сложилась отлично, фильмографию при желании найти несложно, и у нее большой список наград. Что важно, она снимается не только в будущих блокбастерах, но и легко соглашается на съемки у новых незнакомых режиссеров и в независимых проектах.
И вообще она много участвует во всяких странных затеях. Я уже упоминала, как она с друзьями придумала перетащить на канатах автобус-кинотеатр через Шотландию, чтобы показать необычное кино людям в тех деревнях, где нет кинотеатров. Тащили, конечно, не всю дорогу, примерно с милю в день, а потом буксировал грузовик. Но сам факт – придумать, собрать деньги и, главное, сделать! И таких проектов у нее много – некоторое время назад они собирали деньги на то, чтобы выкупить дом Джармена. Сам режиссер умер давно, но партнер его прожил еще почти 20 лет в их общем доме. И они собрали 3.5 млн фунтов, чтобы выкупить дом и устроили там резиденцию-ретрит для творческих людей.


Тильда Суинтон постоянно говорит о том, что собирается перестать сниматься в кино. В одном из последних интервью говорит, что собирается пройти обучение по оказанию паллиативной помощи, т.е. помощи безнадежным больным. Причем, она знает, о чем она говорит - у нее здесь есть опыт, очень и очень горький. В год, когда режиссер Дерек Джармен умер от СПИДа, она была еще на 45 похоронах. И, вспоминая не так давно вышедший сериал «Это грех», в котором героиня сидит у постели своих умирающих от СПИДа друзей и держит их за руку, стараясь заменить им бросивших их родителей, говорит: "Я была той девушкой". Тем удивительнее слышать, что она готова вернуться к тому опыту.

Вообще, Тильда Суинтон человек очень деятельный и добивается своего. Когда ее дети закончили вальдорфскую школу в 14 лет, она добилась для них продолжения обучения в средней школе на тех же принципах. Суинтон организовывает огромное число благотворительных мероприятий, она очень большой делатель. И подтверждает, что любит продюсировать и, по сути, этим и занимается всю жизнь.

В одном из интервью она говорит, что рано поняла, что некрасива, и это дало ей своего рода облегчение, что можно не пытаться сделать что-нибудь в этом плане. Но, мне кажется, она сильно лукавит. Раз уж она, как бы там ни было актриса, у нас есть возможность посмотреть на нее в разных ролях и образах. И есть такие, где она вполне соответствует общепринятому понятию красоты. Длинные волосы, локоны, чуть больше макияжа, или же другой макияж, и всё готово.

-3

Я говорю «как бы там ни было», потому что в своих интервью она всегда настаивает, что она не актриса. Что она никогда не училась этому, и что ей не интересна актерская профессия.

В мир моды Тильда Суинтон попала довольно случайно: после того как она снялась в фильме «Пляж» с ди Каприо, ей понадобилось выходить в приличные места в приличном виде. Она обратилась к знакомому, Джерри Стаффорду, который стал в итоге ее личным стилистом. Он познакомил ее с брендом Victor and Rolf, для которого она стала музой. И со всеми остальными: с Альбером Эльбазом, работавшим тогда в Lanvin, с Хайдером Акерманом, со Стефаном Пилати, тогдашним дизайнером Yves Saint Laurent, Фиби Файло, работавшей в Céline, и Рафом Симонсом, создавшим для нее гардероб для фильмов Гуаданьино "Я любовь", 2010, и "Большой всплеск".

Ей кажется, что дружеские отношения с дизайнерами совершенно необходимы для того, чтобы кто-то мог одеть тебя так, как тебе нравится и при этом комфортно. То есть, этот человек должен тебя знать и понимать, что ты представляешь из себя.
С дизайнером Хайдером Акерманом ее дружба началась 16 лет назад, когда он готовил ей наряды для Каннского фестиваля.

-4

Но вот, что касается ее андрогинности, я бы тут поспорила: скорее всего, просто сработал комплекс факторов. Во-первых, рост Тильды Суинтон -180 см. Так что ее друзья в молодости прозвали ее гигантской креветкой. Во-вторых, ее роль Орландо в одноименном фильме. Хотя по-моему, роман Вирджинии Вульф, на котором основан фильм, не столько о гендерной флюидности, а, скорее, о бесконечности. Смена пола там вторична, она могла бы перерождаться и в предметы, или в собак. Но так уж сложилось, что сейчас мы смотрим на это произведение исключительно под углом смены пола. В-третьих, в 80-е и начале 90-х Суинтон много общалась с довольно специфической богемой и тоже называла себя queer. Значение этого слова как человека с нетрадиционной сексуальной ориентацией закрепилось давно, оно точно было в ходу в Британии уже в начале 70-х, однако первое и основное значение слова – странный, необычный, эксцентричный. И такой, говорит, она себя и чувствовала, да и была такой.
Ну, и внешняя схожесть с Дэвидом Боуи, видимо, тоже способствовала мифу об андрогинности (кстати,
у меня есть тг канал, где я публикую отрывки из интервью Боуи и всякие истории про него, подписывайтесь).

В любом случае, я вижу не столько андрогинность, сколько хороший вкус, бесстрашие, свободу, готовность экспериментировать и способность не относиться к себе слишком серьезно.

Просмотрев наряды Тильды Суинтон, становится очевидно, что она может носить любую одежду в абсолютно любом стиле, и при этом оставаться собой. Чего она не носит, так это конвенционально красивые и избыточно нарядные платья. Такие, которые в обиходе называется женственными – облегающие, с голыми плечами, приталенные, в стразах или с русалочьим хвостом.
При этом, просто с "русалочьим хвостом" – пожалуйста. С голыми плечами – и такое бывало.

-5

Важно отметить, что её действительно нарядные и пафосные наряды стремятся всегда снизить градус или лаконичностью, или использованием форм, которые больше свойственны деловому или мужскому костюму.
Например, вот это нарядное, и вполне традиционное платье – с хвостом и декольте и довольно облегающее. Но, кроме "хвоста", одного плеча и небольшой драпировки никаких других особых украшательств тут нет. А обычно на красной дорожке будут добавлены и стразы, и разрезы, и банты, и прозрачная ткань – список длинный. Редко кто довольствуется таким ограниченным набором выразительных средств.

Итак, если мы присмотримся, то увидим, что очень часто она носит длинные, эффектные, вполне женственные наряды с узкой талией и тем же самым "хвостом" из атласной ткани. Но нередко это не платье, а костюм. То есть, что-то, что не очень принято на красной дорожке, например, юбка и блузка или юбка и жакет. Скорее вещи из делового и функционального гардероба, когда предполагается способность к комбинированию, множество сочетаний с другими предметами.

-6

И так почти всегда. Вот например еще один наряд, вполне в традициях красных дорожек, причем это Шанель кутюр. Но, у него наглухо закрытый перед, широкие плечи – мы такое чаще всего связываем со спортом и 80-ми. И, обратите внимание, у модели на подиуме еще и бант. А у Тильды нет. Это уже было излишним.

-7

То есть, рецепт такой - берем что-то нарядное, но стремимся к минимализму, не доводя до крайности.

Многие часто говорят, что у нее такая фактура, что по-другому и не выйдет. Но по ее ролям в фильмах мы с вами знаем, что прекрасно выйдет. Однако очевидно, что это не соответствует ей лично.
Я против таких сравнений, но иногда очень хочется! Возьмем Николь Кидман у которой почти такая же "фактура" – худая, 180 см роста, она даже и точно так же то ли рыжая, то ли блондинка. В принципе, вполне могла бы быть минималистичным андрогином. Но то, что она с собой делает, и как она себя видит, радикально отличается от Суинтон. Кидман любит более нарядные вещи, в которых женственность подчеркивается гораздо сильнее. Да и в целом, гораздо более традиционна. Вот например, Тильда Суинтон в красном платье, тоже с ножкой и на каблуках, но платье прямое и наглухо закрыто. А вот красное платье, которое выбирает Кидман – тут и приталенный силуэт, и декольте, и подчеркнуты грудь с талией, и ножка еще открыта, и "хвост" длинный, и еще какая-то драпирующаяся красота на попе.

-8

И так всегда. Вот закрытое платье на Кидман, но непременно узкое и со сквозным разрезом, чтобы все оценили имеющуюся красоту. Или другое черное, вроде бы почти закрытое и ассиметричное платье на Кидман, но непременно облегающее, с разрезом на боку, да еще то ли с розой, то ли с бантом. Или третье... То есть, дело не в фактуре, а в личном выборе. Всегда.

-9

Не то, чтобы Тильда Суинтон отказывалась от декоративных элементов – все бывает, бывают и банты с перьями, бывают и пайетки. Но тогда это или закрытая одежда, или свободная, или костюм, а не платье, и минимум голого тела. Андрогинность ли это? Ну, не думаю. Я б скорее это назвала хорошим вкусом и способностью выразить себя.
Ну, и безусловно снижению пафоса нарядности способствует ее короткая стрижка и лаконичный макияж. Это помогает снизить "девочковость" у самого дамского наряда. Вот например, вполне обычное платье, да еще в сердечко. Короткая стрижка и отсутствие заметных украшений спасает от банальности. Если представить здесь белокурые локоны, то всё будет совсем по-другому.

-10


Что касается макияжа, чаще всего Тильда Суинтон выглядит так, как будто на ней только помада. И не только выглядит. В одном интервью журналистка ее спрашивает : "Как я могу себя "тильдифицировать"? Тильда отвечает: "Да легко! Стираем макияж с глаз и красимся яркой помадой". Если интересно – попробуйте. Возможно, тональная основа, правда, все равно понадобится.

И мне, если честно, очень нравится, что этот "андрогин" охотно носит красную помаду и высокие каблуки, несмотря на 180 см роста. Так она выглядит недосягаемой в буквальном смысле слова. Настоящая дива.

Ну, и что касается красных дорожек, Тильда Суинтон много носит брючных костюмов и вообще нарядов с брюками.

-11

Но вряд ли мы можем считать это признаком андрогинности, брючные костюмы на красную дорожку носят время от времени все. В том числе Николь Кидман! Хоть непременно узенькие и облегающие 😄

-12

В общем-то, Тильда Суинтон носит практически все – и яркое, и пайетки, и оборочки, и белое, и розовенькое, и бархат, и принты. Что угодно. Кроме, пожалуй, кружева. Мне нравится, что она нередко носит контрастные туфли, или скажем так, туфли неожиданного цвета, как, например, Виктория Бекхэм, и это прекрасный прием, который мы все можем взять на вооружение. Тильда Суинтон совершенно не боится цвета и неожиданных приемов. При этом, как часто вы слышите "Ой, я такая бледная/блондинка, я яркие цвета носить не могу"? А вот ведь, носят некоторые, и даже становятся иконами стиля.

-13

Она говорит, что нет нужды выбирать между барокко и минимализмом – вы можете каждый день быть разным.

Когда про нее пишут, что дресс коды и стилистические нормы для нее просто не существуют – я тут категорически не соглашусь. Она очень даже их соблюдает. Просто фон, на котором мы на нее смотрим, очень искажен. Как она говорила по поводу одного платья от Альбера Эльбаза, когда ей нужен было торжественный наряд, но не особо обращающий на себя внимание : "Чего я не учла, так это того, что простое красивое платье, которое можно спокойно надеть в Париже или Берлине, в Лос-Анджелесе будет торчать как бельмо на глазу". А мы, как бы там ни было, смотрим чаще всего на американские пафосные мероприятия.

-14

Последнее время она часто надевает все более необычные вещи от Loewe или Maison Margiela или что-то экстравагантное от Schiaparelli еще до того, как этот бренд стал крайне популярным. Так что, все-таки, мы имеем полное право говорить о бесстрашии. Мало кто способен носить сложные и неоднозначные вещи, особенно, в возрасте около 60.

-15

Еще необходимо отметить, что она живой и уникальный пример того, как из просто миловидной женщины становятся неподражаемой и недосягаемой иконой в условные «за 40». Она была хорошая, милая, привлекала внимание, но в икону превратилась лет 16-18 назад, с возрастом, со сменой стрижки, и, что важнее, с пониманием себя и своего стиля. Если вы посмотрите более ранние фотографии на красных дорожках, вы увидите, что она не всегда выглядела сошедшим с небес божеством. Всякое бывало.

Отдельно интересны ее выходы не на самые парадные мероприятия – на фестивалях попроще, на пресс-конференциях, на фотоколлах. Тут опять же нередко мы видим раздельные предметы - костюмы с брюками или юбками, блузки с юбками и т.п.

-16

Еще я должна отметить, что она любит жакеты и пальто. Так что иногда кажется, как будто на ней только пальто и надето. Пальто у нее много, они разные, и с четким плечом, и объемные, но носит она их очень часто. Может оказаться в пальто и на пресс-конференции, и на каком-нибудь другом мероприятии, и, конечно, просто на улице.

-17

В целом, она не про тренды, и даже, если разобраться не про моду. Она говорит, что если бы не ее друзья в моде, она бы и не носила модной одежды. В любом случае, она не носит то, что модно в этом сезоне и не следует каким-то специальным модным правилам. Как она говорит – я не следую моде, у меня по-прежнему ум новичка - "beginner's mind". Это для нее важное понятие. Время от времени она так говорит про людей, о которых хорошо отзывается. Это о неискушенности, об открытости, о готовности пробовать и осваивать новое, и о неослабевающем интересе. О Дэвиде Боуи она тоже так говорит, хотя, когда они познакомились, ему уже было за 50.

Ну, и самое интересное в личном стиле – это повседневные выходы без участия стилистов. Как этот "смелый минимализм" трансформируется в быту.

Тут у Тильды Суинтон преобладает просторное и забавное. Она где-то описывает, что у нее висит в коридоре в прихожей – три плаща макинтош, девять пончо, которые носит редко, но о покупке которых она не жалеет, и, например, ливанское мужское платье. Вот, судя по всему, примерно так она и одевается – практичное, удобное в сочетании с брендовыми вещами, которые ей так или иначе достаются. Уверена, она не покупает себе модные брендовые вещи.

-18

Она честно рассказывает о своем гардеробе, в котором есть мужские сорочки, килты, много трикотажа, часть вещей еще со школы, летние платья и, как мы уже знаем, традиционная ливанская мужская одежда.

Видимо, в этом и кроется секрет стиля и уникальности Тильды Суинтон – она единственная женщина в Шотландии, в Великобритании, в Голливуде, а, может, и в мире, у которой в повседневном гардеробе есть ливанская мужская одежда.

Итак, на каждый день она предпочитает вещи свободной посадки. Как я уже сказала, любит пальто и плащи. Бесстрашно сочетает цвета – ярко-синий и бледно-розовый, например. И носит странные шапочки. И шляпы, и береты, и странненькие кепочки. Это для меня неожиданно, если честно, но возможно, так она старается не быть узнанной. В целом, у нее довольно мешковатая одежда, но она всегда говорит, что в одежде ей нужен прежде всего комфорт.

-19

Неравнодушна она и к шарфикам, носит их довольно часто, наматывая плотно на шею.
Выглядит все это небрежно, по-мальчишески разгильдяйски, и при этом вполне гламурно – так как в наряде неизбежно присутствуют брендовые вещи.

Украшений на торжественные мероприятия она носит не много - иногда кафф на ухе, иногда браслеты на руках. Как ни странно, довольно часто кольца.

-20

Так или иначе, она обладает четким собственным пониманием стиля и игнорирует стандартные рецепты общества, всегда знающего, что должны носить шестидесятилетние женщины ростом 180 см. За что ею и восхищаются дизайнеры, фотографы, режиссеры и мы с вами.
Да?

-21

Еще публикации из серии "Возраст стилю не помеха":

Власть, деньги, шарфики

Цвет, объем, винтаж и щепотка безумия

Как носить много украшений сразу

Стиль самой богатой женщины в мире моды

И тут целая подборка, в том числе с видео

Спасибо, что дочитали!