Съёмка венчания несколько отличается от свадебной фотосессии в ЗАГСе. Если вы впервые собрались фотографировать венчание, то вам следует узнать о некоторых особенностях этого обряда.
Конечно, можно интуитивно снимать все подряд, бесконечно щелкая затвором фотоаппарата, и что-то там потом выбрать из множества кадров. Но лучше подготовиться к этой фотосъёмке заранее.
Во-первых, это необычное мероприятие, а религиозное таинство. Прошли те времена 90-ых, когда венчались все пары подряд, просто потому, что это красиво. Сейчас к венчанию люди подходят осознанно и после соответствующей подготовки, которые предполагают беседы со священником. Но чаще всего венчаются пары воцерковленные - люди верующие или околоцерковные. Следовательно, для них это не просто мероприятие, а очень важное таинство. И для них важно запечатлеть самые значимые, главные моменты.
Во-вторых, бессмысленное щелканье фотоаппарата в церкви, где и так большая аккустика, будет отвлекать от молитвы как новобрачных, так и гостей. Поэтому лучше нажимать на кнопку "Спуск" в тех местах, где это действительно оправданно.
Вот об этих моментах мы сегодня и поговорим.
Однако, сначала нужно разобраться с техникой и настройками фотоаппарата.
Лично я убеждена, что пользоваться вспышкой в храме - это преступление. Вспышка уничтожит напрочь естественный мягкий свет и сведет к нулю эффект таинственности. По этой причине я снимаю венчание в церкви на светосильный объектив. Подойдет любой портретник 50 или 85 мм, при условии, что храм довольно просторный. Если венчание совершается в маленьком храме или в часовне, то лучше выбрать объектив 35 мм.
Очень важна светосила объектива. Диафрагма на нем должна иметь возможность открываться до f/1.8-2.8. Если ваш объектив не может выдать таких значений, а его минимальная "дырка" f/3 -5.6, то вам не повезло. Это тот случай, когда я могу оправдать использование внешней вспышки.
Конечно, можно поступить до безобразия просто: выставить ИСО на "авто" и смириться с тем, что камера будет снимать с шумами. Опять же, не все камеры имеют высокое рабочее ИСО. У некоторых моделей 1600 это уже предел, а дальше просто месиво, а не картинка. В первую очередь это относится к зеркалкам начального уровня.
Итак, если у вас такая камера, да еще и оснащенная китовым объективом со светосилой F/3-5.6, то в конце статьи я дам несколько рекомендаций по съёмке венчания.
Если же у вас есть в наличии светосильный объектив, то даже в темном храме вы сможете сделать прекрасные атмосферные кадры.
Настройки фотоаппарата:
- Режим съёмки "A/Av". Можно снимать и ручном режиме "М", но придется постоянно следить за выдержкой, чтобы она не была длиннее 1/250 - 1/500 секунды в тот момент, когда съёмка из статичной резко переходит в динамичную. Да, есть там такой момент. Также можно выбрать режим S/Tv, но в этом режиме есть свои минусы. Например, если ИСО недостаточно высокое, то можно получить "Черный квадрат" Малевича вместо фоток. Об этом режиме расскажу в другой раз.
- Диафрагма f/1.8-2 , если снимаете людей издалека, в полный рост. При съёмке поясного портрета 1-2х человек диафрагму нужно прикрывать на f/2.8-4. Если снимаете группу людей по пояс , то F/5.6 подойдет.
- ИСО лучше поставить повыше, в зависимости от того, какое самое высокое рабочее ИСО у вашей камеры. Я снимаю на значении 1600-2000. Это важно для того, чтобы выдержка не была слишком длинной.
- Автофокус можно использовать как динамический, так и покадровый для неподвижных объектов. Я всегда работаю в одноточечном режиме для неподвижных объектов. У Никона это AF-S, у Кенона One-Shot.
- Замер яркости (экспозиции) - "Матричный". Если в вашей камере есть такая возможность, то выбирайте "Матричный" с приоритетом лица. Это позволит фотокамере ориентироваться при измерении яркости по телесным цветам так, чтобы лица и кожа человека были освещены правильнее всего.
Главные моменты венчания
Теперь вкратце познакомимся с ходом таинства венчания и выделим все основные моменты, которые следует обязательно фотографировать.
1. Подготовка к венчанию.
Фотограф должен прийти в храм минут на 20 раньше, чтобы настроить камеру и найти самое выгодное место. Не очень хорошо бегать все венчание по храму, тем более, что большая часть таинства совершается на одном месте и практически ничего не происходит. Обычно это место у солеи (возвышенность перед алтарем), спиной к алтарной стене, но чуть сбоку. Перед Царскими Вратами (вход в алтарь) ходить и стоять НЕЛЬЗЯ!
Найдите такое место, чтобы позади молодых не было вешалки, настенных часов, или церковной лавки. Вообще, старайтесь снимать так, чтобы не брать в кадр посторонних людей и различные аляпистые объекты, отвлекающие внимание от главных героев.
2. Съёмка аксессуаров
Пока молодые не подъехали нужно успеть снять детали храма, такие как подсвечники, приготовленные венцы и свечи. Снимать нужно крупно, на широко открытой диафрагме.
Если осталось время, то пофотографируйте собирающихся гостей.
3. Вход молодоженов.
Не пропустите момент, когда молодые будут входить в храм и как священник их встречает.
После этого займите свое место у алтаря лицом к гостям и молодым. Венчание начинается с таинства обручения. В некоторых храмах этот момент сейчас опускают, но это не должно вас волновать. Просто обручение - это первая часть венчания, которая совершается в самом конце храма. Жених с невестой стоят еще у самого входа, где священник будет читать молитвы и одевать им на пальцы обручальные кольца. Если вы видите, что молодых сразу провели на середину храма и поставили ногами на полотенце, расстеленное на полу, то значит сейчас начнется основная часть - само венчание.
Справка: опускают обручение потому, что сперва молодожены регистрируют свой брак в ЗАГСе и уже приходят на венчание юридическими супругами. Но это новшество никак не оправданно с точки зрения церковного устава и стало практиковаться совсем недавно и не во всех храмах.
Советую заранее поинтересоваться у священника, будет ли он совершать чин обручения, чтобы быть готовым на все сто.
4. Обручение и надевание колец.
Если чин обручения не опускается, то не пропустите момент, когда священник даст молодым в руки горящие свечи и будет одевать кольца, трижды меняя их местами.
Не забывайте снимать гостей и особенно родителей. У последних в этот момент очень сильные эмоции, которые вы больше нигде не увидите.
5. Молитвы.
Во время чтения молитв, которые на венчании занимают больше всего времени, можно аккуратно поснимать молящихся. Сфотографируйте момент, когда молодые и гости крестятся. Снимите священника на переднем плане.
Снимайте издалека, не упираясь камерой в лицо людям. Лучше использовать длиннофокусный объектив или портретник 85 мм, чтобы не подходить близко и не смущать людей.
Снимайте как крупным планом, так и в полный рост. Главное, не ходите между священником и алтарем. Если нужно перейти на другую сторону храма, обходите позади молодых. Заодно снимите их сзади.
6. Венчание. Клятвы и надевание венцов.
После обручения молодые переходят на середину храма под торжественное пение "Слава Тебе, Боже наш!" и встают на рушник (полотенце). Постарайтесь поймать этот момент, ведь у людей, которые верят в приметы, существует поверье: кто из супругов первым ступит на полотенце, тот и будет хозяином в доме) Серьёзно, потом клиенты будут искать именно эти кадры, чтобы разглядеть, чья нога первая коснулась рушника.
Затем священник поворачивается лицом к жениху и невесте и спрашивает их о том, не обещались ли они другому/другой и готовы ли взять себе в мужья/жену друг друга. Нужно успеть сфотографировать лица молодых в этот момент.
Если вам захочется сменить локацию, то сейчас самое время, потому что самые длинные молитвы читаются именно теперь. После этих молитв еще один важный момент: надевание венцов на головы молодых.
Здесь надо иметь ввиду, что венцы не всегда надевают прямо на головы молодых. Иногда их держат свидетели над головами жениха и невесты.
Снимите молодых в процессе надевания венцов и после: крупно и в полный рост.
Сразу же после надевания венцов священник поднимает руки к небу, со словами: "Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)!". Это очень красивый момент. Постарайтесь снять его спереди.
7. Обхождение вокруг аналоя.
Теперь у вас есть время, чтобы занять самое удобное место для съёмки одного из важнейших моментов. После непродолжительных молитв, священник возьмет молодых за руки и поведет вокруг аналоя (высокая тумба с иконой, которая стоит перед молодыми и священником ). Под пение молитв он обходит с молодыми аналой трижды. Успевайте фотографировать, как крупно, так и в полный рост. Следите за выдержкой!!! Она должна быть достаточно короткой, чтобы не было смаза, не менее 1/500 секунды.
8. Поздравление и конец венчания.
Затем еще раз читаются молитвы, во время которых вы можете сделать все кадры, которые хотели, но не успели сделать до этого. Это и лица гостей, и играющие дети в конце храма, и взволнованные родители. Снимите общий план храма вместе с людьми. Ищите необычные ракурсы, снимая с нижней точки.
Потому что после этого, молодых поведут вперед к алтарю, где священник скажет им напутственное слово. Не пропустите здесь поцелуй молодоженов!
Там же священник благословит их иконами, которые и вручит им.
А после этого гостям и родным будет предложено подходить для поздравления к молодым. Тут снимайте много и быстро.
Обязательно сделайте общую фотографию на фоне алтаря.
А затем, когда венчание официально окончено, переходите в режим репортажной съёмки. Ловите моменты, эмоции, лица.
Вам остается только сделать общую фотографию на крыльце храма. Фотографию молодых с родителями, со свидетелями и друзьями. Молодых снимите отдельно во дворе храма.
Если позволяет время, можно сделать несколько постановочных фотографий невесты и жениха в храме.
На этом все. Краткий экскурс в особенности венчальной фотосессии можно считать оконченным)
P.S. Обещала рассказать, что же делать тем, у кого зеркалка начального уровня с китовым объективом. Есть 2 варианта. Первый - это снимать на самых высоких значениях ИСО при диафрагме f/3.5. Причем стоит учитывать, что такая диафрагма будет доступна только на самом маленьком фокусном расстоянии. Обычно это 18 мм. Смотрите цифры на кольце объектива. Как только вы захотите увеличить картинку, воспользовавшись кольцом зуммирования на объективе, диафрагма начнет закрываться, и на самом длинном конце станет уже f/5.6. Не забывайте про это! Второй вариант - это установить на фотоаппарат внешнюю вспышку ( ни в коем случае не пользуйтесь встроенной вспышкой!) и выставить следующие настройки: режим съёмки "М", Диафрагма 5.6, выдержка 1/160, ИСО 400 (800 для темного храма). Головку вспышки направляйте вверх или вверх под 45-60 градусов и вбок под 45 градусов. Настройки внешней вспышки следующие: режим "М", мощность 1/2 ( если снимаете близко к людям, по пояс, то уменьшайте мощность до 1/8 - 1/16). Возьмите разрешение на съёмку со вспышкой у священника.