Сиквел метроидвании с религиозными мотивами явно удался, хотя в основе своей не слишком далеко ушел от оригинала
Мнения о сиквеле одной из знаковых метроидваний Blasphemous разделились сразу же после релиза. «Да это же практически то же самое, что и в первой части!» - говорили одни. «Это совсем другая игра, где рисовка, которую я так любил!» - говорили другие.
Так что давайте остановимся на том, что все это вещи достаточно субъективные и постараемся разобраться на конкретных примерах – чем именно Blasphemous 2 отличается от вышедшего в 2019 году оригинала. Забегая вперед – игра в целом стала больше, лучше, шире, выше, глубже и так далее. Не меняя идейную основу первой части, разработчики из испанской студии The Game Kitchen развили удачные идеи и добавили кое-что новое - хоть местами и спорное.
Доступность. С российского аккаунта Steam в Blasphemous 2, увы, не поиграть. Так что есть повод согрешить на каком-нибудь сайте с соответствующим флагом – если вы понимаете, о чем мы говорим.
Итак, запасаемся верой и вперед! Елей лить не будем, но и о том, почему в сиквел все-таки стоит поиграть, расскажем.
Красота и уродство
Рассказывать о сюжете и лоре Blasphemous – дело неблагодарное. Во-первых, потому что он пронизан метафизическими смыслами и местами весьма запутан, а во-вторых – потому что погружаться во все это лучше самостоятельно. И самому воспринимать что и как хотели сказать разработчики. Поэтому упомянем лишь, что в Кустодию снова пришло Чудо. И, поскольку реальный мир просто не в состоянии воспринять его во всем величии, проявляется оно уродливо и болезненно – что, впрочем, не мешает отдельным личностям ему поклоняться.
Вкратце о визуале. Одна из претензий к нему сводилась к новому виду повествовательных роликов. Если в первой части они были на движке, то теперь много специально отрисованных. Выглядят они немного иначе, нежели в оригинале, что многих и смутило. Это касается и того, как игра выглядит во время геймплея. Немного подтянули детализацию, освещение, добавили теней и улучшили анимации ударов. Из-за этого Blasphemous 2 местами выглядит чуть более «мультяшно», чем первая часть. Но к этому довольно быстро привыкаешь, и впечатления это в целом не портит.
Немного огорчило отсутствие возможности переключения режимов графики. В первой части можно было включить «ламповый» режим ЭЛТ, и лично я этим пользовался.
Музыка. «Обожемой, 12/10 на кончиках пальцев!» - так можно охарактеризовать очередной шедевр от Карлоса Виолы. В немалой степени своей атмосферой первая Blasphemous обязана именно этому талантливому композитору, и в сиквеле он также не подкачал. Каждый этап игры и сражения с боссами сопровождаются уникальными саундтреками, каждый из которых как влитой находится на своем месте – будь то восковая башня, руины храма или дремучий лес.
Теперь подробнее о геймплее – во всех его аспектах.
Пылающее кадило
Мы проходили на ПК, но с геймпадом DualSense, так что и впечатления от управления в основном будут относиться к этому устройству. Впрочем, сама схема управления по сравнению с первой частью не особенно изменилась – те же подкаты, блоки, удары, молитвы. Разве что молитв стало больше – в оригинале «бросок крови» был способностью меча Mea Culpa, теперь же он относится к разряду обычных молитв.
Приятно порадовало изменение зацепов на стены – раньше рядом со стеной каждый раз нужно было нажимать кнопку удара, чтобы Кающийся воткнул меч и зацепился таким образом за деревянную стену. Теперь же все происходит автоматически, нужно лишь направлять персонажа в сторону стены (как было в «Ori and the Blind Forest» и второй части), так что стало удобнее.
Механика боя в своей основе тоже осталась прежней. Оружие – только ближнего боя. Блок работает исправно, но с небольшими изменениями - теперь не все своевременные блоки дают возможность контратаки, так как большие противники и их тяжелые удары будут просто отталкивать Кающегося, не давая ударить в принципе. Тут уже приходится хитрить и скакать вокруг противника.
Самое главное – теперь у нас не одно оружие, а много. Вместо одного основного меча три «пушки»: меч «Руэго-аль-Альба», кадило «Вередикто» и рапира с кинжалом «Сармьенто и Сентелла». Как и в первой части, их можно прокачивать и усиливать.
Впрочем, нам показалось, что меч так и остался основным боевым оружием, за счет хорошего баланса урона и скорости атаки. В ветке прокачки можно открыть «Договор на крови», который превратит главного героя в космодесантника из Warhammer 40.000 – на мече Кающегося появится характерная цепь. С этим перком нужно накопить заряд ярости, совершая удары по врагам, а затем можно пожертвовать частью жизни и активировать меч. И начать «крошить» еретиков с повышенной скоростью атаки и дополнительными эффектами – вроде вампиризма.
Второе оружие, рапира с кинжалом, может похвастать повышенной скоростью атаки, однако отличается сниженным уроном. Но выполняя удары по врагам мы заряжаем рапиру, и при полном «чардже» оружие начинает наносить дополнительный урон молнией. Хотя эффект пропадет, если мы сами пропустим удар. Прокачка увеличивает количество зарядов до трех, а специальная фигурка (о них чуть ниже) позволит при получении урона терять только один заряд, тем самым не теряя дополнительный урон.
И, наконец, кадило. Оно скоростью атаки, естественно, не отличается. Все в угоду урону – тяжелое и ультимативное оружие. Кадило можно поджечь за счет ресурса «рвения», после чего мы начнем наносить дополнительный урон огнем. Прокачка порадует нас новыми приемами – например, в виде раскручивания кадила вокруг себя (эффективно на боссах в «окнах» для нанесения урона), а также возможностью выбрасывать кадило вперед или запускать по земле огненный вихрь.
Но, конечно, Blasphemous не был бы собою, если бы у нас не было молитв. Хотя здесь особенно впечатлиться нечем – все заклинания в основном взяты из первой части. Отметить можно разве что одну довольно дизбалансную молитву – да и та дается уже в конце игры. Речь про «Сегирию памяти твоих глаз», позволяющую остановить время на несколько секунд. В сочетании с кадилом и фигуркой, повышающей запас «рвения», это дает возможность нанести врагу чудовищное количество урона и унизить босса.
Также хотелось бы отметить изменение работы молитвы, дающей временную неуязвимость – если раньше при активации Кающийся становился полностью невосприимчивым к ударам и магии, можно было стоять под боссом и «рубить-рубить-рубить», то теперь молитва не дает невосприимчивости к сбитию с ног и отталкиванию нашего персонажа, отчего ее полезность снизилась.
От мистификаций к прямолинейности
Если помните, были в первой Blasphemous особые бусины для розария. Там они имели свои персональные описания и необычные эффекты. Для примера - описание предмета «Уголек от Святого сожжения»:
«Уголек, который кристаллизовался в результате давно забытого ритуала. Он все еще хранит часть жара, оставшегося от костра, зажженного в далеких краях. Укрепляет тело и увеличивает защиту обладателя».
То есть прямого эффекта не описывалось, но игрок во время игры сам приходил к пониманию, что и как применять. К тому же одна из бусин открывала путь к альтернативной концовке.
И в этом плане к сиквелу есть вопросы. Как нам кажется, разработчики повернули не туда – вероятно, после негодования игроков, которым не хотелось разбираться в этой непростой механике в первой части. Потому что теперь таких витиеватых описаний у бусин нет. Их просто поделили на категории предметов, дающих сопротивление, увеличение добычи слез покаяния и прочего. Также имеется бусина-колокольчик, издающая звук при приближении к потайным стенам. В общем во второй части это чисто утилитарная вещь, никакой тебе загадочности.
Перейдем к уже упомянутым фигуркам. Это новая для серии игр механика. Теперь наш Кающийся носит на спине доску, к которой крепятся фигурки. Всего есть 8 слотов, располагающихся по парам. Фигурки олицетворяют NPC из первой и второй частей игры и дают существенные бонусы – например, увеличение всего наносимого обычного и критического урона на 10% (фигурка Непоколебимый).
Всего фигурок 35, и при выставлении определенной пары они дают особое дополнительное свойство – резонанс (пример: Жидкая вера, при использовании хилки Кающийся также восстановит часть рвения). Добываем мы эти артефакты разнообразными способами – в качестве награды у NPC, искупления вины в церкви, в ходе исследования локаций и т.д.
Проще и понятнее
В этой «главе» подробнее поговорим о квестах. Все-таки они в первой части местами были очень колоритными и запоминающимися. И… в сиквеле, на наш взгляд, они стали явно попроще и прямолинейнее. Если в первой части Кающемуся надо было в определенных секциях на карте, и в определенное время, встретить конкретного NPC несколько раз, пользуясь туманными подсказками (такими являются, например, дед-паломник Реденто, и священник Клеофас). То во второй NPC дают квесты в духе «сходи-принеси», «найди – вернись», и т.д.
Хотя есть и интересные задания. К примеру, квест с письмом («Проклятие Непрощенных»). Он действительно заставляет вчитываться в описание и вспоминать, где на карте ты уже побывал, и куда нужно вернуться для продолжения цепочки.
Самих NPC стало еще больше, и это не может не радовать, так как они остались такими же колоритными. Кстати, рекомендуем слушать их монологи в испанской озвучке – так будет еще атмосфернее.
В чем игра преобразилась кардинально – так это в наполнении карты противниками. Пару знакомых лиц вы, конечно, встретите, но в большинстве своем враги новые. Впрочем, мувсеты в основном узнаваемые. Если кто-то в первой части ругался на призрака с рапирой, то он будет «рад» узнать, то теперь в игре есть безголовые призраки с парными мечами.
Касательно моментов «да что ж такое, опять зажали в углу, наспавнили гору мобов, кто это вообще тестировал?!» - то такой был один момент за всю игру. Хотя всяких «трап» на карте в достатке – когда «вдруг откуда ни возьмись» вокруг вас появляется куча врагов.
И на вкусное – боссы. По сравнению с первой частью они показались достаточно простыми. Единственный, кто доставил хлопот, так как был специально сделан быстрее нашего протагониста – это предфинальный босс. Только он заставлял ждать подходящее «окно» для атаки, причем во второй фазе эти «окна» очень короткие. Скорее всего, действительно сложных боссов нам «подвезут» в DLC, которое также добавит «Новую игру плюс».
Еще больше биомов
Поскольку мы говорим о метроидвании, то нельзя не обсудить и карту. Как нам показалось, в первой части она была поприятнее в исследовании. Более логичной, что ли. Во второй «наворотили» еще больше тупиков и зацикленных коридоров, по которым можно ходить кругами. Пример – локация Затонувший собор, где в первый раз можно навернуть аж три круга, пока сообразишь и спустишься к боссу.
Большим плюсом, как и в первой части, является наличие меток на карте – мы можем отметить для себя сундуки, странные тупики и персонажей, которые вроде бы похожи на NPC, но при этом на карте почему-то не отображаются. Для любителей «пылесосить» мапу это сущее удовольствие.
В полку биомов прибыло – теперь их в игре 17, и только один повторяется из первой части. И то локация Мать Матерей была изменена, так что ощущения повтора происходящего нет, зато есть чувство легкой ностальгии. Здесь мы воочию видим последствия того, что наделал протагонист оригинала.
Что еще нельзя не отметить – так это то, что ваншоты от шипов остались в прошлом. Теперь, попав на какие-нибудь колья, мечи, копья, стекло (ловушки в общем) наш герой не погибает моментально, а возрождается на ближайшей платформе. Разработчики явно учли пожелания фанатов и даже добавили в игру соответствующее достижение в Steam (выжить после падения на ловушку).
И напоследок – пара слов о лутхантинге. Или, говоря по-русски – «охоте» за различными предметами на карте, тоже важной части любой метроидвании. Его в Blasphemous 2 явно стало больше. Повсюду находим пьедесталы со слезами и стигматами (очками на прокачку оружия и открытия слота под фигурки), сундуки с бусинами и молитвами, а также различные квестовые предметы.
Перечислять все это можно очень и очень долго. И это тоже хорошо характеризует сиквел Blasphemous. Игра стала еще больше и масштабнее. Да, местами ее сделали более понятной и даже «казуальной», но зато неплохо поработали над ошибками. Поэтому ответ на вопрос «играть или не играть?» простой. Если понравилась первая часть – то да, однозначно. Если нет – то вторую можно не запускать.
За помощь в подготовке обзора благодарим нашего друга, любителя метроидваний Retro_Encounter.
А вам понравилась Blasphemous 2? Поделитесь впечатлениями в комментариях! И, если понравился материал – подписывайтесь на канал!