В заводском районе, который называется Чекуши, на самой окраине Васильевского острова находится великолепный особняк Брусницыных. Название района произошло от слова “чекушка” - небольшая деревянная колотушка, которая использовалась для разбивания подмокшей муки. В XVIII веке на этой территории хранилась мука, а местность была очень влажная из-за близости Финского залива. Для того чтобы привести муку в товарный вид использовали чекушки.
Чекуши - это одна из старейших промышленных окраин Петербурга. Еще с петровского времени здесь находились различные предприятия, в частности, белильные, красильные, кожевенные заводы. Их было запрещено строить в центральных частях города и в верхнем течении Невы. Сточные воды от предприятий сразу же сбрасывали в Финский залив.
Кожевенная линия стала центром кожевенной промышленности. В конце XIX века годовое производство кожи в Чекушах в три раза превышало все кожевенное производство в США.
Самым крупным кожевенным заводом в России был завод братьев Брусницыных. Владельцы завода жили рядом со своим производством. Именно поэтому прекрасный особняк находится в промышленном районе (на Кожевенной линии).
В доме, где располагались парадные и жилые комнаты владельцев, находилась заводская контора. А чтобы упростить коммуникацию между заводской конторой и производственным корпусом (они расположены друг напротив друга) был построен деревянный переход. Он до сих пор сохранился.
Про владельцев особняка известно немного. Основатель династии Н.М. Брусницын приехал в Петербург в 1844 году из города Корчева (Тверская губерния). На тот момент ему было всего 29 лет. Уже через три года он приобрел небольшую мастерскую по дублению кожи и каменный дом на Кожевенной линии.
К концу XIX века братья Брусницыны (дети основателя династии) станут одними из богатейших купцов столицы. Им принадлежал комплекс разнообразных построек в Чекушах: производственный корпус (1852 года постройки), общежитие для сотрудников на Косой линии (рабочая казарма). При заводе действовала вечерняя школа и лазарет. В 1905-1906 годах напротив особняка был построен жилой дом, в котором селились рабочие заводов Васильевского острова.
К 50-летию завода Брусницыны основали Дом призрения для престарелых и детей-сирот. Здание было возведено за два года с 1895 по 1897 года по проекту П.Ю. Сюзора.
В 1882 году братья Брусницыны решают перестроить отцовский дом на Кожевенной линии. Проект был отдан архитектору А.И. Ковшарову. Второй этаж был приподнят, здание было расширено. К основному корпусу со стороны двора были пристроены флигели.
Первый этаж особняка практически утоплен в землю - это связано с тем, что он со временем просто “врос” в землю. В здании было сделано два входа - один в контору, второй - в парадные залы и покои владельцев.
Вся отделка особняка, кроме парадных залов, была уничтожена в советское время. Сложно сказать, где находились комнаты владельцев дома.
Парадные залы особняка оформлены в стиле эклектики. Там располагались: оранжерея, столовая, бильярдная, гостиная, танцевальный зал и курительная. Дальше по фасаду особняка был ряд гостиных.
В советское время некоторые окна и двери были заложены.
В парадные залы можно попасть по мраморной лестнице, которая ведет на второй этаж из собственного подъезда.
В советское время лестница была разделена на два этажа - именно благодаря этому она сохранилась. На уровне первого яруса находился склад, а на втором - бухгалтерия.
На верхней площадке лестницы было окно, которое выходило в оранжерею. Там росли тропические растения, зелень, цветы и даже плодовые деревья.
А под окном находится мраморный камин в английском стиле (строгих формах).
На площадке второго этажа обустроен полукруглый эркер, который смотрит в сад у дома. Когда-то в эркере стояли кресла, а ноги гостей и хозяев утопали в коврах.
Потолок и стены лестницы обильно покрыты лепниной кариатид, женских голов, вазонов, цветов, растений. Также интерьер дополняют плоские колонны.
За лестницей шла небольшая проходная комната. Она была оформлена в помпейском стиле.
Главный парадный зал особняка - Белый танцевальный зал. Помещение оформлено в стилистике Людовика XV.
Стены, двери и потолок обильно украшены лепниной с растительными орнаментами, музыкальными инструментами, венками, амурами, женскими головами.
На камине работы мастерской Трискорни стояла мраморная скульптура, которая исчезла в 70-80-ых годах XX века. Камин типовой, такой же можно увидеть в Строгановском, Юсуповском и Николаевском дворцах.
Над камином висит подлинное зеркало. В нем отражается сохранившаяся люстра. В советское время на ней появились изображения серпа и молота.
Паркет зала, как и в остальных залах, был утрачен.
В советское время - это был Зал заседаний. На подставках стояли бюсты Ленина и Сталина.
К Белому залу примыкает Курительная в мавританском стиле. На месте зеркала было окно на парадную лестницу.
Помещение было очень светлое. Пол в помещении не исторический - это линолеум, который был создан для съемок кинофильма в 1990-ых годах.
В зале сохранилась люстра в виде кальяна из стекла и латуни. Все помещение покрыто рисунками и надписями на арабской вязи.
С другой стороны от Белого зала находится гостиная в стиле рококо. Отделка в ней сделана в коричневых тонах. В комнате сохранился подлинный штоф на стенах. Стены разбиты на отдельные панно в золоченых рамах.
Лепные орнаменты можно увидеть на дверях, в обрамление зеркал и в падуге потолка. Потолок украшен сеточкой. В ней находятся небольшие вентиляционные отверстия.
В зале сохранились подлинные зеркала и люстра. Зеркала создают иллюзию бесконечности интерьеров.
Следующие гостиные сохранились лишь частично. В соседней комнате - камин, люстра, лепнина потолка. В следующем небольшом помещении сохранился сейф. В одном из помещений сохранилась расписная раковина английской работы.
Парадная столовая оформлена в стилистике позднего ренессанса. Здесь сохранился подлинный буфет. Лепной кессонированный потолок окрашен под дерево. Он гармонирует с деревянными настенными панелями и с дверями ручной работы. Двери украшены головами баранов - это символ торговли.
При Брусницыных стены были затянуты тонкой светлой кожей. В столовой нет окон, только двери, которые ведут в соседние помещения. Слева от буфета сохранилась небольшая потайная дверь, которая вела в бильярдную.
В центре зала стоял большой дубовый стол, за которым могли расположиться 60 человек.
Убранство бильярдной сохранилось практически в подлинном виде. В советское время исчез стол для игры в бильярд. Но сохранились угловые диваны с обивкой, шкафы для бильярдных принадлежностей, двери (сделанные в технике маркетри) и бронзовая люстра (при необходимости ее можно было опустить поближе к столу).
Окна выходили в соседний зимний сад. При владельцах особняка здесь висел плотный занавес, который не пропускал дневной свет.
Самое большое помещение в особняке - это оранжерея. В 1924 году растения были переданы в Ботанический сад.
В советское время помещение использовали, как химическую лабораторию.
Во дворе особняка был разбит собственный сад, в котором выращивали растения и цветы.
С особняком связана легенда, что в нем хранится зеркало Дракулы. Оно было куплено Брусницыными, когда они ездили по Европе. Якобы это зеркало висело в гробнице Дракулы. Вскоре Брусницыны выяснили, что всякий, кто посмотрит в зеркало, начинает болеть или умирает. И спрятали его в подвале здания.
Эта легенда появилась в 1990-ые годы, как пиар-компания. Чтобы было больше желающих посмотреть особняк.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: