Найти в Дзене
__your__way__

Санкт-Петербург. Музей архитектурной художественной керамики «Керамарх».

Как известно, Петр I задумал Санкт-Петербург самым выдающимся по архитектурной выразительности городом Европы. Его последователи неуклонно придерживались принципов Первого генерального градостроительного плана. Северная столица поражала воображение путешественников монументальностью и великолепной отделкой зданий. Витражи, лепнина, керамика начали исчезать с фасадов после Октябрьской революции. Непоправимый ущерб историческому центру нанесли Великая Отечественная война, бездумная реконструкция перестроечных времен и не менее варварская современная. Поэтому, открытие 5 октября 2018 года первого в России музея декоративной керамики в архитектуре XVIII — начала ХХ века стало событием для нашего города. Небольшая, но очень интересная экспозиция разместилась в отреставрированных казематах Государева бастиона Петропавловской крепости. Изразцы, вазоны, панно, облицовочные плитки, печи переданы «Керамарху» из запасников музея истории Санкт-Петербурга и частной коллекции директора Рестоврацион

Как известно, Петр I задумал Санкт-Петербург самым выдающимся по архитектурной выразительности городом Европы. Его последователи неуклонно придерживались принципов Первого генерального градостроительного плана.

-2

Северная столица поражала воображение путешественников монументальностью и великолепной отделкой зданий.

-3

Витражи, лепнина, керамика начали исчезать с фасадов после Октябрьской революции. Непоправимый ущерб историческому центру нанесли Великая Отечественная война, бездумная реконструкция перестроечных времен и не менее варварская современная.

-4

Поэтому, открытие 5 октября 2018 года первого в России музея декоративной керамики в архитектуре XVIII — начала ХХ века стало событием для нашего города.

-5

Небольшая, но очень интересная экспозиция разместилась в отреставрированных казематах Государева бастиона Петропавловской крепости.

-6

Изразцы, вазоны, панно, облицовочные плитки, печи переданы «Керамарху» из запасников музея истории Санкт-Петербурга и частной коллекции директора Рестоврационно-строительной компании «Паллада» Константина Викторовича Лихолата.

-7

Уникальные элементы декоративно-прикладного искусства были буквально спасены из старинных домов, которые шли на снос или капитальный ремонт.

В «Керамархе» бережно сохраняют осколки утраченной красоты:

- фрагменты капители фасада Петроградского губернского кредитного общества («Дом кино»);

-8

- изразцы с куполов Соборной мечети;

-9

- портал библиотеки Института экспериментальной медицины, созданный в 1911 году архитектором В.А. Покровским для оформления входа в Русский павильон «Выставки гигиены» в Дрездене;

-10

- фриз с колокольни церкви Святой Благоверной Анны Кашинской.

-11

Керамические обломки, найденные при реконструкции Летнего сада, лежат в витринах, вмонтированных в пол. Каждый такой кусочек — ценная археологическая реликвия.

-12

Постоянно пополняется коллекция «клейменых» кирпичей.

-13

Поскольку экспозиция охватывает период в несколько столетий, представлены разнообразные архитектурные стили - от барокко до модерна.

-14

Особое место занимают печи и камины.

-15

История русской печи началась в IX веке. Около пяти столетий она просуществовала в виде пирамидки из необработанных камней. Шагом вперед стало появление «курного» варианта, и только в XVII веке печь обрела дымоотвод — епанчу.

-16

Несмотря на большое значение для домашнего хозяйства и благоустройства быта украшательство отопительного прибора печников мало интересовало.

В 1698 году Петр I привез из Европы 10 произведений искусства — облицованных изразцами печей невиданной в России конструкции.

-17

Наши мастера быстро раскрыли заморские секреты, но долгое время стройные «голландские» красавицы (занимающие минимум места) украшали дворцы только очень богатых жителей 2-х столиц.

Изразцы также оставались предметом роскоши.

-18

Однако, спрос рос и стимулировал развитие производства.

Мастерские по росписи керамической плитки появились в Санкт-Петербурге, Москве, Калуге, Балашихе, Великом Устюге.

-19

Петербургская цветовая гамма (синим по белому фону) не всегда устраивала провинциальных заказчиков. В русский изразцовый стиль пришли яркие краски.

-20

Печи, покрытые цветной керамикой, оставались в моде до конца XIX века, а в начале XX прагматизм все же одержал победу, вытеснив «лубочные» картинки.

-21

В отличие от европейских — плоских, отечественным изразцам присущ рельеф. Печи так и хочется потрогать и погладить. Они буквально притягивают на тактильном уровне.

-22

Один из залов музея отдан иконам и киотам. Первые керамические изображения ликов Святых появились на Руси в XVI веке.

«Чудо Георгия о Змие» украсило фасад Борисоглебского собора в Старице.

-23

С 1880 года на заводе братьев Корниловых наладили штучное производство под заказ. Из-за страшной дороговизны изразцовые иконостасы не получили широкого распространения; проиграли в конкурентной борьбе деревянным.

-24

Тем ценнее экспонаты, представленные в «Керамархе».

Два года назад теме православия в декоративно-прекладном искусстве была посвящена замечательная выставка работ художника Сергея Леонидовича Шихачевского.

-25

Он создал несколько сотен керамических икон для многих храмов и монастырей.

К сожалению, вернисаж в Государевом бастионе закрылся. Переехал в какой-то другой город?

Если Вам встретится афиша автора — сходите обязательно!

-26

Петропавловская крепость перенасыщена достопримечательностями. Маленькие, «камерные» музеи в экскурсионную программу не входят.

И все же, я рекомендую найти час времени для Музея архитектурной художественной керамики; отдать дань уважения искусствоведам, по крупицам собирающим и спасающим наше прошлое.

-27

Спасибо за внимание.

Санкт-Петербург. Музей фарфора и шахмат.

Санкт-Петербург. Музей флорентийской мозаики имени Бориса Ошкукова.