Найти тему
__your__way__

Санкт-Петербург. Музей флорентийской мозаики имени Бориса Ошкукова.

Мозаика - от латинского musivum, произведение посвящённое музам.

История этого вида декоративно-прекладного искусства восходит к IV веку до н.э., когда в городах Месопотамии стали использовать «керамические гвозди» для облицовки глинобитных стен.

Я думаю, все началось раньше… Наши предки-питекантропы раскладывали камушки в определенном порядке. Историки до сих пор гадают — зачем? Наверное хотели сделать красиво. И мы занимаемся подобным творчеством до сих пор, даже несмотря на отсутствие таланта…

-2

В XII — XV вв. признанными корифеями мозаичного дела стали итальянские мастера. Практически в каждом дворце или соборе рассматривать наборные картины можно часами.

-3

В эпоху Возрождения на основе использования камней-самоцветов появилась уникальная флорентийская мозаика.

Первая мастерская Pietra dura была основана семьей Медичи в 1588 году. Представители рода, имея неограниченные ресурсы и влияние, покровительствовали ученым, литераторам, художникам, скульпторам, архитекторам. Медичи дали Европе четырех Римских пап, двух королев, десяток видных политических деятелей. Без их участия мы бы недосчитались многих научных открытий, монументальных зданий, выдающихся произведений искусства.

-4

Главная идея — замена в мебельных гарнитурах инкрустаций деревом на каррарский мрамор. Вскоре камнерезам захотелось добавить красок, в ход пошли полудрагоценные минералы.

-5

Основные принципы, сложившиеся в XVI веке, остались неизменными до сих пор:
- все части рисунка подогнаны очень плотно, без заметных швов;

- элементы (тонкие пластины) тщательно отшлифованы и находятся в одной плоскости.

-6

Каждое изделие существует в единичном экземпляре, так как в природе нет абсолютно одинаковых камней и даже точная копия отличается от оригинала.

-7

Камень не тускнеет, не осыпается, не выгорает на солнце, обладает противоударными свойствами.
Микеланджело называл флорентийскую мозаику «вечной картиной».

-8

Идеальный подбор материала, сочетание цветов, оттенков, фактур, физических свойств требует от мастера знаний по минералогии.

Pietra dura пришла в Россию в середине XVIII века, вызвала при дворе Елизаветы Петровны восторг. Императрица распорядилась немедленно освоить импортозамещение. Благо с талантливыми камнерезами и сырьем проблем не было. Быстро разгадать заморские секреты не получилось.

«Зимняя Канавка», по мотивам акварели И. Урениуса (1815 г.), А. Нигматуллина, Уфа, 2005
«Зимняя Канавка», по мотивам акварели И. Урениуса (1815 г.), А. Нигматуллина, Уфа, 2005

В октябре 1847 года во флорентийскую мозаичную мастерскую Гаэтано Бианкини направили младшего мастерового 1-го разряда Петергофской гранильной фабрики Ивана Васильевича Соколова. Ему поручили: «осмотреть работы и употребляемые средства, сравнив их с таковыми же на нашей фабрике, сделать вывод в разности их, а полезное ввести здесь» /из письма директора ПГФ Д.Н. Казина/.

Через год Иван Соколов начал ваять свое первое большое изделие. Ради завершения столешницы ему разрешили задержаться во Флоренции до весны 1949 года.

Стол с мозаичной столешницей «Щегол на ветке». Эрмитаж
Стол с мозаичной столешницей «Щегол на ветке». Эрмитаж

По мере развития искусства флорентийской мозаики в России сложились три основных центра: Петергофская, Екатеринбургская фабрики, Колыванский камнерезный завод на Алтае.

-11

У наших мастеров имеется широчайший спектр минералов, в том числе — особо твердые, требующие обработки алмазным инструментом.

Для изготовления «вечных картин» используют: агат, аметист, авантюрин, сердолик, яшму, лазурит, малахит, содалит, тигровый глаз, змеевик, халцедон, красный железняк, мрамор, янтарь и пр.

-12

При всем разнообразии самоцветов и уникальности сюжетов, у всех Pietra dura есть кое-что общее — очень высокая цена. Флорентийская мозаика никогда не перейдет в разряд ширпотреба.

Тем интереснее рассмотреть это чудо вблизи. Поэтому, идем в музей.

Он частный, создан супругами Борисом Лазаревичем и Людмилой Николаевной Ошкуковыми.

Б.Л. Ошкуков
Б.Л. Ошкуков

В первоначальном формате «Музей-квартира» работал на Большой Конюшенной с 2003 года.
Недавно экспонаты переехали в уютное, просторное АРТ-пространство по адресу Ждановская улица, дом 45 (ЖК Леонтьевский мыс).

В коллекции 480 экспонатов: мозаичные картины, предметы декоративно-прикладного искусства, ювелирные изделия, мебель с инкрустацией, скульптура.

-14

Экспозицию открывает галерея портретов исторических деятелей.

Изображения А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого выполнены из янтаря художественным руководителем проекта воссоздания Янтарной комнаты Александром Александровичем Журавлевым.

-15

-16

Милые сердцу Санкт- Петербургские пейзажи собраны в одноименном зале.

«Никольский собор». А. Акбаров, С-Пб, 2005 
«Никольский собор». А. Акбаров, С-Пб, 2005 

Камнерезы Дальнего Востока кроме широко известных используют оригинальные местные минералы. Например - окаменелое дерево, липарит, переливт.

-18

Работы народного художника РСФСР Геннадия Дмитриевича Павлишина, признанного мэтра флорентийской мозаики, послужили отправной точкой коллекции Ошкуковых.

Специально для музея заказан триптих «Времена года», на его создание потребовалось 10 лет.

-19

Невероятный труд!

Фрагмент мозаики «Осень», Г. Д. Павлишин, 2010
Фрагмент мозаики «Осень», Г. Д. Павлишин, 2010

Дочери художника Ирина и Наталья тоже талантливые камнерезы, но предпочитают другие техники.

«Фрукты», по эскизу Г. Павлишина, мастер Н. Павлишина, Хабаровск, 2006
«Фрукты», по эскизу Г. Павлишина, мастер Н. Павлишина, Хабаровск, 2006

Уральский зал возвращает нас к историческим корням флорентийской мозаики - незатейливым сценкам итальянской жизни.

-22

Впрочем, этнография тоже присутствует. Урал невозможен без народных сказов и былин.

Художника Юрия Григорьевича Шевцова из города Гай называют «мастером каменных иллюстраций». Я бы добавила - «и каменных красок».

-23

Работы автора занимают почетные места в музейных и частных коллекциях в России, Европе, Америке.

В музее имени Бориса Ошкукова его творчеству отведен отдельный зал.

-24

Широко представлены мозаичные панно заслуженного художника Таджикистана Рахмата Батуралиева - любимые направления импрессионизм и портрет.

-25

И наконец, часть экспозиции, созданная самим Борисом Лазаревичем Ошкуковым (1948-2021), около 170-ти предметов.

Узнать историю человека, который круто изменил свою жизнь в возрасти 50-лет — дополнительный повод посетить музей флорентийской мозаики.

-26

Согласитесь, не каждый решится оставить успешную медицинскую практику и начать освоение профессии камнереза.

-27

Следующие 20 лет были посвящены творчеству, коллекционированию, меценатству.

«Мы старались, чтобы в музее как можно шире было представлено разнообразие школ, подходов, стилей. Со временем коллекция очищалась, работы становились интереснее. Старые произведения дарились или выставлялись на продажу, уступая место новым. Но никогда не возникало сомнений, что никаких запасников не нужно. Художник сотворил произведения для того, чтобы их видели люди, а не для того, чтобы они лежали в кладовых. Все должно быть в экспозиции.» /Б. Л. Ошкуков/

Коллекция действительно получилась стилистически разнообразной: соцреализм, импрессионизм, модерн, кубизм, символизм, сюрреализм.

«Страсть», А. Аветисян, Москва, 2015
«Страсть», А. Аветисян, Москва, 2015

Мне больше всего понравились работы из мастерской Александра Горбунова. Может быть от любви к ирисам?

«Ирисы» А. Горбунов , С-Пб, 2011​​​​​
«Ирисы» А. Горбунов , С-Пб, 2011​​​​​

Забавное панно «Исчезающий бюст Вольтера» /по мотивам произведения Сальвадора Дали/. Кто увидел французского философа —тот молодец!

-30

По заказу Ошкуковых выполнен «Танец среди мечей» по мотивам картины Генриха Семирадского (1881 г.). На изготовление мозаичного полотна 100 см Х 55 см потребовалось 11 месяцев. В основе тончайшие пластины из сибайской яшмы и мрамора газган.

-31

Флорентийская мозаика удивительное смешение двух миров - искусства и минералогии. Гармонично сочетаясь, они оказывают удивительно благотворное воздействие на человека.

На выходе рука сама собой потянулась к Книге отзывов.

-32

Захотелось сказать «Большое спасибо!» создателям и сотрудникам музея, от всей души.

Спасибо за внимание.

Италия. Тоскана. Все, как я люблю.

Италия. Тоскана. Флоренция и гений Микеланджело.