Анализом текста я увлекалась со школы, делая это неподкованно и беззубо, но периодически удивляя преподавателей пробитием «четвёртой стены» в своих отзывах. Всегда понимала, что мне не хватает некоторых инструментов и опор, которые хорошо бы видеть. Начала изучать, и недостающий пазл всей моей жизни встал на нужное место.
Посты с названием про #авторимелввидуэто будут о литературе. О том, на что можно посмотреть тем, кто вообще не шарит, а хотел бы. Всех тех, кто хочет узнать, почему именно такой цвет, время года, погода в книге в тот или иной момент. Да простят меня настоящие литературоведы, если я ошибусь где-то в интерпретациях.
Это популярный сюжет — герой отправляется в длинное путешествие. Часто ему нужно пойти и принести некий трофей, необходимый для чего-то. Этот трофей литературные теоретики называют «граалем», а само подобное повествование «рыцарским» (здесь я ссылаюсь на Томаса Фостера, потому что есть жанр «рыцарский роман» — я сейчас НЕ о нём).
Компоненты рыцарского повествования обычно примерно такие:
- герой
- дорога
- опасности на дороге
- дама
- протагонист
- некий дракон
- грааль
И самое важное: настоящая цель путешествия никогда не грааль.
Истинная цель пути героя — самопознание. Поэтому он часто молодой и неопытный, проходя свою дорогу совершенствуется, мудреет, матереет, разочаровывается, приобретает новые навыки, меняет приоритеты, находит истинную любовь, себя, смысл жизни и так далее.
Несмотря на данное Фостером рыцарское определение, герой не всегда будет представлять из себя рыцаря. Шрек, например — типичный представитель такого повествования. Том Сойер, Иван-Дурак, Фродо, даже, я думаю, Ведьмак. И вообще любая история, где главные действующие лица отправляются куда-то с какой-то целью. Эта модель закрывает гигантское количество литературных произведений, в следующий раз, когда увидите знакомые черты, можете осознанно посмотреть на эту подмену грааля по пути к истинной цели.