Найти тему

Патриарх Кирилл: "Дай Бог! Чтобы такое литургическое Евхаристическое Возрождение наступило в нашем народе!"

Во имя отца и сына и святаго духа.

Сегодня день, который по своему значению приравнивается к двунадесятым праздникам - Великий четверг. В этот день Святая церковь торжественно вспоминает установление главного таинства. Это основное Таинство - Таинство Святой Евхаристии.

Обращаясь к своей пастве Иоанн Златоуст, сказал: "Знаю, что многие из вас хотели бы слышать Господа, увидеть Его, но вы имеете в церкви больше через соучастие в жизни церкви через причастие Святых Христовых тайн. Вы не видите, не слышите, а вы соединяете со Христом".

Никто из нас не сможет описать образ этого соединения, это тайна, которая сокрыта человекам. Но церковь верит, все мы верим, что под видом хлеба и вина нам преподается в Святой Евхаристии Истинное Тело, Истинная Кровь Самого Спасителя.

А если так, то древние слова "С нами Бог разумейте языцы" обретают совершенно конкретные реальный смысл. Если каждый из нас соединяется со Христом в Святой Евхаристии, то это значит, что реально с нами Бог. И, конечно, разумейте языцы и покоряйтесь.

Святая евхаристия есть центр жизни христианина. Это есть Таинство церкви как говорил об этом Симеон Новый Богослов и говорил правильно, отому что в таинстве евхаристии церковь является телом Христовым. Она проявляет свою сущность, свое естество.

Таинство евхаристии и есть Таинство Церкви. И Это очень большое значение для нашей духовной жизни.

К таинству Святой Евхаристии есть разные практики. Некоторые считают, что причащаться нужно один раз в году. Эта практика порождена была псевдорелигиозностью русской интеллигенции дореволюционного времени. Люди практически были уже неверующими, но поскольку православие было государственной религией, то все чиновники, люди служивые по крайней мере один раз в год обязаны были причащаться.

А для того, чтобы не обманывалось начальство, нужно было в книге расписаться. Вот таким было благочестие, и нередко причащались марксисты, атеисты, люди вообще в Бога неверующие никак и, более того, хулящие Бога.

Но без этой росписи в книге, свидетельствующим о том, что человек причастился нн многого лишался. И шли вот на такое лицемерие.

По милости Божией все это ушло в прошлое. Но задумываясь о прошлом, мы должны задать вопрос: а вот та самая страшная трагедия, которая произошла с Православной Россией - уничтожение православной самой могучей Великой православной страны в мире, а затем господство атеизма и отход от Веры очень многих людей.

Что это всё означает? Может означает наказание за то небрежение к Святой евхаристии, которое было в то время, когда церковь имела все возможности и когда каждый россиянин имел возможность всегда причаститься святых христовых тайн.

Но ведь соблазнились не только либеральные, атеистические и всякие прочие идеологии. Затмили голову русской интеллигенции, в особенности эта муть, этот туман, природу которого мы осознали только пройдя через десятилетия после революционной жизни.

И наконец в конце 20 века началось это массовое обращение людей снова к Вере Христовой. И тысячи тысяч стали приходить к таинству Святой Евхаристии. И теперь имея такую возможность мы должны помнить, что причащение Святых Христовых Тайн - это не обряд. Это не то, что нужно совершать только один раз в год, как это было принято в революционные времена.

Как я уже сказал: нерелигиозная интеллигенция вынуждена была причащаться, поскольку был такой закон и правила. Мы должны с вами причащаться всякий раз когда есть потребность. А вот если потребности к причастию нет, если отсутствие этой потребностью мы прикрываем различными такими благочестивыми или псевдо-благочестивыми рассуждениями: вот я не готов, я не все прочитал, я вот чего-то еще не сделал, поэтому причащаться не буду.

Ни в коем случае нельзя, чтобы вот такие ложные аргументы отрывали нас от Святой Евхаристии, которая в центре жизни Церкви, которая действительно является Таинством Церкви. Поэтому не причащаясь или редко причащаясь мы как бы сами себя от Церкви отлучаем.

А чем же мы еще можем духовно себя питать как не Силой Божественной, Которая является нам и с нами соединяется через причащение Тела и Крови самого Спасителя.

Мало-помалу вот эти опасные заблуждения давно прошедшего времени при редком причащении проходят. И всё больше и больше людей по воскресеньям причащаются Святых Христовых Тайн. Но надо бы, чтобы это стало действительно реальной потребностью современного православного человека живущего в нашей стране.

Потому что странным является посещение Литургии без Причащения.

Богословски объяснить невозможно. Ни один самый великий богослов не объяснит. Ведь Литургия совершается для Причащения. И люди приходят на литургию в прямом смысле слова для причащения.

А если они не причащаются, что это означает?

Еще раз нужно сказать, что всякие ссылки на то, что не достоин, не подготовился, и так далее - они лишь только обличают нас, но не оправдывают. Поэтому, Дай Бог, чтобы особенно в наше судьбоносное время, когда по милости Божией укрепляется вера в нашем народе через скорби, через страдания, чаще всего так и бывает, там где идут военные действия... Как мне говорили, там нет атеистов, никто не встает в атаку заявляя, что я атеист, никакого Бога нет.

Даже они если не исповедуют веру в Бога открыто, или тайно крестятся или зашивают себе в форму слова 90-го псалма или иным образом обращаются ко Господу - и ведь это от того, что живая реальная потребность есть потому, что кроме Божьей силы, что еще может спасти человека поднимающегося навстречу смерти???

Но а мы - живущие в мирных условиях? Что нам нужно еще такого, чтобы вразумить нас к тому, что посещая храм Божий в воскресенье, мы должны приуговлять себя к принятию Святых Христовых Тайн и причащаться?

Опять-таки еще очень важное замечание: Причастие не должно восприниматься как некий обряд, тем более становиться привычкой, и не сопровождаться искренним покаянием и молитвой.

Дай Бог! Чтобы такое литургическое Евхаристическое Возрождение наступило в нашем народе, в православном нашем народе, в нашей церкви! Чтобы люди осознали, что особенно в это тревожное время, когда мало что может вразумить, помочь понять происходящее, уберечь от беды.

Сила Божия остается единственной силой способной преобразовать нашу жизнь и ограждать нас от всякого зла. И сегодня, в день установления Святого Таинства Евхаристии, когда Господь преподал первое Причастие своим ученикам и апостолом, когда Господь установил это Святейшее Таинство, мы должны с особой с особой ясностью осознать, насколько же важным для души человека, для спасения человека является Соединение со Христом через Причастие Евхаристического Тела и Крови Его!

И да поможет нам Господь укреплять свою веру, возрастать в благочестии, что совершить невозможно без участия в этом Блаженной благодати в первую очередь преподаваемой нам через Таинство Святого Причащения.

Всех вас, мои дорогие, Я поздравляю с днем усстановления Таинства Святой Евхаристии! С Великим четвергом! Аминь.