«Вы не боитесь, что сотрудники, которых вы сегодня так старательно обучаете, завтра от вас уйдут?» — спросили как-то у одного всемирно известного бизнесмена Джека Уэлча.
«Конечно, боюсь! — ответил он. — Но ещё больше я боюсь, что я их не обучу, а они останутся».
Сегодня бизнес-лидер — это не просто руководитель, который управляет процессами и выстраивает стратегию. Чтобы компания развивалась, нужно чтобы развивалась и команда.
В каких ситуациях лидер должен выступать в роли коуча для сотрудников? Что это даст бизнесу? С чего начать?
Рассказывает Филипп Гаврилец, руководитель Академии лидерства СберУниверситета.
Все ли могут стать коучами?
Коучинг подходит не всем лидерам. Важно учитывать как минимум два фактора: внешний контекст и психологический профиль управленца.
- Внешний контекст
Если вы работаете в строго регламентированной среде, команда решает только операционные задачи и изменчивость ваших процессов относительно низкая — коучинговые инструменты могут быть неуместны.
Там же, где присутствует высокая вариативность действий, возможность создавать новое и экспериментировать, необходимость быстро реагировать и менять направление — коучинг в арсенале лидера будет условием эффективности.
- Психологический профиль
Убеждения лидера, его привычные модели поведения также могут вступать в противоречие с коучинговым подходом.
Если в основе вашего руководства лежит вера в то, что вы единственный эксперт в команде и лучше всех знаете, как надо, то вам будет сложно применять коучинг. То же касается идеи, что руководитель должен тщательно контролировать все процессы и нести единоличную ответственность за результат.
Если же вы верите в своих людей, доверяете им и не боитесь их развивать, тогда коучинговый стиль будет легче встроить в повседневную практику.
Когда от лидера нужен коучинг
Если необходимо:
- находить новые способы решения задач — когда старые уже не действуют;
- развивать людей, растить преемников;
- усиливать ответственность и осознанность сотрудников.
Как стать коучем
Начните с простого. Самый простой пример использования коучинга в управлении — применение в диалоге с сотрудником открытых вопросов. Например, при обсуждении итогов проекта: «Как ты оцениваешь результат? Почему? Что в следующий раз сделаешь по-другому?»
Сами поработайте с коучем. Важно получить собственный опыт, чтобы понять, как это работает, какие есть возможности и ограничения у метода. После этого можно выбрать программу обучения: длительную или краткосрочную, ориентированную на руководителей.
Используйте структурированные техники. На подобные модели можно опереться как на примерную структуру для диалога с сотрудником или обсуждения внутри команды.
Например, T-GROW. Это модель структурированного диалога, включающая следующие этапы: theme (тема разговора, глобальная сложность, проблема), goal (цель, к которой стремится клиент коучинга, результат конкретного коучингового диалога или серии диалогов), reality (реальность, те условия, в которых клиент находится сейчас), options (варианты достижения цели, альтернативы среди которых ведется выбор), way forward (план действий, который приведёт к достижению цели).
Другие модели, которые могут пригодиться для старта: SCORE, 3D, OSCAR.
Больше контента об образовании для лидеров — на СберПро Медиа.