Найти в Дзене
Sunny Blues

Лучшие песни Джона Ли Хукера

Джон Ли Хукер нашёл свой неповторимый ритм, наглядно показывающий, что блюз побуждает слушателя чувствовать, но он может пробудить у него и желание танцевать.

Джон Ли Хукер
Джон Ли Хукер

Он не мог похвастаться неоспоримым авторитетом Мадди Уотерса. Он не был таким коммерческим персонажем, как Бо Диддли. Он не был таким мощным, как Хаулин Вульф, чтобы сразу взять всю аудиторию.

Но Джон Ли Хукер переживал блюз, чувствовал его и раскачивал зал, он был уличным музыкантом, но адаптируемым, а порой и хитрым. Имея в наличии только гитару и свой бормочуще-лающий голос, он заставлял зал танцевать такими вещами, как Boogie Chillen.

Именно с неё есть смысл начать обзор лучших песен Джона Ли Хукера, это был его дебютный сингл. Настоящий гимн 1948 года - призыв танцевать. Песня несет идею, что если у тебя есть ноги, ты можешь использовать их, чтобы полностью окунуться в блюз.

Хукер родился 22 августа 1917 года и был младшим среди 11 детей фермера из Миссисипи.

Многое изменилось для него, когда его родители расстались, и его мать снова вышла замуж за Уильяма Мура, блюзового гитариста.

По словам Джона Ли Хукера, он продемонстрировал стиль отчима в своей песне 1971 года Endless Boogie, Parts 27 & 28.

Джон Ли был ещё подростком, когда его сестра познакомилась с другим блюзменом, Тони Холлинзом, и тот подарил ему гитару и научил песням, которые прослужат ему всю его музыкальную карьеру.

Среди них Crawlin’ King Snake, которую Хукер впервые записал в 1949 году, и в дальнейшем она присутствовала в большинстве его концертных плейлистов.

В пластинке LA Woman 1971 году группы THE DOORS есть кавер на эту песню.

Хукер ушел из дома, когда ему было 14 лет, и появился в Мемфисе, где играл по вечерам на домашних вечеринках. Он оказался в числе южан, переехавших на север в поисках работы, и нашел ее в Детройте на заводе Форда. Эта работа приносила достаточно средств, чтобы Хукер поменял акустическую гитару на электрическую. Так что теперь он был достаточно громким, чтобы освоиться с городской жизнью и постоянно выступать в клубах Ист-Сайда Детройта.

Его демо попало на лейбл Modern Records в Лос-Анджелесе, там и был выпущен Boogie Chillen. Песня вышла на первое место в ритм-энд-блюз чарте, и карьера Хукера началась.

Следующей стала Hobo Blues, еще один хит чартов ритм-энд-блюза, и Хукер стал кочующим музыкантом, переходя с одной звукозаписывающей компании на другую - в зависимости от того, откуда скорее всего придет следующий чек.

Он работал под разными именами. Его звали Тексас Слим на King Records, Дельта Джон - на Regent/Savoy, а также Бирмингем Сэм и Буги Мэн - на более мелких лейблах, но он узнаваем на всех этих записях.

Путешествия по лейблам продолжались, каждый, у кого был лишний доллар, получил возможность выпустить пластинку Хукера. 1951 год принес очередное первое место в чартах ритм-энд-блюза, Хукер записал I'm In The Mood на лейбле Modern Records.

Хукер запишет её восемь раз, в том числе дуэтом с Бонни Райт.

Затем он ушел работать с чикагским лейблом Chess, на который Modern Records подали в суд в 1952 году из-за сингла Ground Hog Blues. Джон Ли становился звездой, его стиль буги было трудно повторить, и лейблы начали бороться за него.

Modern Records окончательно закончили свои запутанные отношения с Хукером в 1955 году, издав его сингл I’m Ready. Знали бы они, что будет дальше, возможно, просто так не сдались бы.

Хукер тем временем подписал контракт с Vee-Jay, и в 1956 году они выпустили его Dimples. Легкий хит о привлекательной женщине записывался уже с полноценной группой.

В 1959 году на Vee-Jay осознали, что развивающийся фолк-бум в США явно может предоставить Хукеру новые возможности, но решили, что в рамках их лейбла сделать это будет нелегко, и передали лицензию Хукера нью-йоркской компании Riverside.

Сложилось удачно. Riverside быстро расширили для Хукера охват белой аудитории, выпустив два его альбома.

В первый, The Country Blues Of, вошел еще один будущий завсегдатай концертных плейлистов Джона Ли Хукера - Tupelo Blues.

Еще одна из сессий на Riverside закончилась песней I’m Gonna Use My Rod, которая позже дважды меняла своё название на I’m Bad Like Jesse James и I’m Mad Again.

Так что в этот период Хукер адаптировался в фолке несмотря на то, что его тексты не совсем подходили для этого жанра, но если у кого-то есть сомнения относительно его авторитета среди фолк-публики, то Хукер играл в Нью-Йорке в 1961 году, а на разогреве был начинающий Боб Дилан.

Но фолк стал не единственным новым рынком для Хукера. За океаном, в Лондоне, ритм-н-блюз быстро стал музыкой клубной жизни, а его мелодии - саундтреком к танцам в исполнении модов. Boom Boom, конечно же, не была фолк-балладой, эта жесткая танцевальная песенка попала в нижнюю часть поп-чарта США, и вместе с возрожденной Dimples стала популярной мелодией в ночных клубах Британии, где собирались моды в 1964-м.

В том же году Джон Ли Хукер выступил с Boom Boom на Би-би-си.

В 63-64 годах Хукер вращался в кругах, которые вскоре станут очень знаменитыми, выходя на одну сцену с SUPREMES, VANDELLAS и другими музыкантами Motown.

Его Frisco Blues воспринимали на чикагском лейбле Vee-Jay как трек с детройтским звучанием, но в реальности она была вдохновлена песней Тони Беннета I Left My Heart In San Francisco. Неожиданный источник для блюза, но Хукер всегда был непредсказуем и одинаково хорошо чувствовал себя как в блюзах с поп-звучанием, таких как Frisco Blue, так и в невеселой It Serves Me Right 1964 года, позже известной как It Serves You Right To Suffer.

В 1966 году Chess вновь обозначили его, как сольного музыканта, на обложке The Real Folk Blues, хотя Хукер уже к тому времени работал с группой. One Bourbon, One Scotch, One Beer - самая известная песня альбома, взявшая за основу версию Амоса Милберна начала 50-х годов, хотя Хукер основательно переделал ее по своему усмотрению.

Прошло ещё примерно 18 месяцев, и фолк был вычеркнут из списка приоритетов, вместо этого Хукер выпустил Urban Blues, в который вошла песня The Motor City Is Burning, его комментарий о беспорядках в Детройте в 1967 году. Это был блюз в совершенно современном контексте.

60-е заканчивались. Поколение хиппи возвращалось к истокам рок-н-ролла. CANNED HEAT, наиболее пропитанная буги Хукера белая группа, выпустила двойной LP, названный просто - Hooker'n'Heat.

Это была первая из нескольких пластинок, которые они сделали вместе, и первая из череды громких совместных работ Джона Ли Хукера.

Одна из самых интересных песен на альбоме - Whisky And Wimmen.

Для Хукера это был "День сурка", он уже записывался с белыми группами, которые сам и вдохновил. С одной из них он записал в 1964 году альбом в Лондоне, а группа называлась THE GROUNDHOGS (Сурки). Они назвали себя так в честь его песни Ground Hog Blues (Блюз сурка).

ABC - лейбл, на котором Хукер записал несколько студийных альбомов в начале 70-х, и последним из них был фанковый Free Beer And Chicken 1974 года. Фанк был в моде, и такая песня, как Make It Funky была всем понятна. До начала 80-х годов Хукер выпустил целую серию отличных концертных пластинок.

В 1980-м он появился в фильме «Братья Блюз», его карьера могла резко пойти вверх, но версию Boom Boom из фильма не включили в альбом саундтреков. Почему? Возможно, были опасения, что другие треки будут выглядеть слабыми на её фоне.

Хукеру пришлось ждать большого скачка до 1988 года, когда ему исполнился 71 год (скорее всего, хотя другие источники указывают 76, так что точная дата его рождения остается загадкой). Он выпустил The Healer, альбом, в котором рок-звезды выстроились в очередь, чтобы отдать дань уважения своему герою на виниле. Заглавный трек с участием Карлоса Сантаны привлек всеобщее внимание, и пластинка попала в альбомный чарт США. После этого Хукер вышел, наконец, на уровень, когда его дальнейшая жизнь была обеспечена как в финансовом, так и в художественном смысле.

Mr Lucky 1991 года продюсировал никто иной, как Рай Кудер, озвучивавший вместе со Стивом Ваем культовый среди гитаристов фильм Перекресток. Кудер повторил трюк прошлой записи, и к Хукеру присоединились Кит Ричардс, Джонни Уинтер и давний преданный его соратник Ван Моррисон. Хукер, выступавший, как всегда - в костюме, галстуке и шляпе, был абсолютно убедителен и в расцвете сил.

Chill Out (1995) получил целый ряд наград и шел по той же формуле - со многими гостями, пластика звучит более задумчиво, и песня We'll Meet Again хорошо представляет её настроение.

Последним альбомом Хукера стал Don't Look Back (Не оглядывайся назад), очень трогательная запись, которая тем не менее построена на его фирменном буги-буги. Заглавный трек несколько ироничен, поскольку он действительно оглянулся назад - он уже записывал эту песню раньше, но она никогда не звучала так, как теперь. Удачный финал уникальной карьеры.

Читать также: