Я слышала о множестве случаев, когда у пациента в течение жизни менялась группа крови. Правда ли это, и как это объяснить?
(Вопрос собеседника)
Вопрос вызвал у меня изумление: сама я до этого момента ни о чём подобном не слышала, и всё, что я знала о группах крови, свидетельствовало: смены группы крови быть не может, потому что группа крови – показатель, «записанный» в генах. А вот ошибки при определении группы крови очень даже возможны. Может, дело в этом?
Но собеседница уверяла, что исследования пациентов, о которых шла речь, проводились тщательно и неоднократно. Так что моё любопытство было достаточно возбуждено, чтобы попытаться узнать об этом больше.
И первый же запрос в сети показал: множество людей приводят примеры, когда результаты анализа на группу крови пациента меняются; многие тревожатся и задают вопросы. Тема-то важная, касающаяся самой жизни человека!
А ещё я вспомнила некий рассказ, сюжет которого был построен вокруг необходимости в боевых условиях (речь шла о Второй мировой войне) добыть для раненого кровь редкой IV группы. Для чего героям пришлось пересечь линию фронта и претерпеть множество приключений. Надо ли говорить, что автором текста был отнюдь не современник Второй мировой…
Для меня события текста были недостоверными по множеству причин – в том числе потому, что нормы и правила переливания крови со временем менялись; в годы Второй мировой для пациента с IV группой крови с лёгкостью взяли бы кровь донора с I группой, значительно менее редкой и более доступной. Более того, по медпоказаниям это допускается даже сейчас, когда правила переливания крови стали намного строже.
Так что – попробуем разобраться. И начнём (поневоле) с небольшого ликбеза.
1. Люди отличаются друг от друга набором белков организма. Чужеродные белки, попав в кровь, распознаются иммунной системой. Именно это явление лежит в основе отторжения органов при трансплантации.
Среди прочих отличаются и сами белки крови. Различающихся белков очень много. По группам этих белков и выделяют группы крови. Систем групп крови (подчёркиваю, не «групп крови», а «систем групп»!) более сорока (по другим источникам, даже более шестидесяти). По счастью, для результата переливания крови важны только две из этих систем, а не все несколько десятков. Это система AB0 и резус-система.
Дальше я буду говорить только о системе AB0, потому что нельзя объять необъятное.
2. По системе AB0 выделяется четыре группы крови: I (0), II (A), III (B), IV (AB). Что это значит?
А это значит, что есть некий белок, встроенный в мембрану эритроцита. Он существует в двух вариантах: A и B. А ещё может оказаться, что на мембране нет ни белка А, ни белка В; то самое «нулевое» состояние.
Поскольку у каждого человека два набора хромосом и, тем самым, два экземпляра гена этого белка, то возможны варианты:
I (0): у человека две копии гена, «говорящего», что в мембране эритроцита нет ни белка А, ни белка В.
II (А): есть только белок А (при этом генотип может быть АА или А0; главное, что хотя бы в одной из хромосом – ген белка А; второй экземпляр может быть либо А, либо 0)
III (B): есть только белок В (аналогично: в генах «записано» либо ВВ, либо В0)
IV (AB): есть и белок А, и белок В. Одновременно. Один экземпляр гена – А, второй – В.
3. Несовместимость при переливании вызвана тем, что в плазме крови у людей существуют антитела (агглютинины). Антитела должны быть к чужим белкам-антигенам. Поэтому у людей с группой I (0) их сразу два: α и ß; у людей со II (A) группой – это ß; у людей с III (B) группой – α; а у людей с IV (AB) – ни того, ни другого.
Если эритроциты IV группы крови попадают пациенту с I группой, его антитела связываются с антигенами (белками А и В чужих эритроцитов) и тем самым склеивают эритроциты в комки (это называется агглютинацией). Такие комки выпадают в осадок и забивают мелкие сосуды. Это и вызывает смерть.
А вот перелить наоборот – вполне получается. Кровь донора c I группой имеет эритроциты без белков А и В, и при переливании они не склеиваются. При этом плазма крови донора всё-таки несёт антитела, которые могли бы склеить эритроциты самого пациента. Только этих антител очень мало. Нельзя сказать, что это совсем безвредно, но – не смертельно.
Вот почему во всех школьных учебниках приводится эта самая схема переливания крови:
Просто? Не торопитесь. Нет такой картины, которую нельзя было бы усложнить.
Немного истории.
Группы крови были открыты австрийским врачом Карлом Ландштейнером в 1901 году. Точнее, он открыл три группы крови – I, II и III; IV группа была открыта несколькими годами позже. Именно эти открытия позволили создать ту схему переливания, которая приведена выше. Карл Ландштейнер был удостоен Нобелевской премии, ведь сформулированные принципы позволили существенно снизить смертность при переливании крови и, тем самым, спасти жизни множеству пациентов.
Смертность при переливании тем не менее всё же оставалась. Невысокая, и в острых случаях риск был оправданным, но всё же, всё же…
Более совершенные методы исследования белков во второй половине XX века нарушили стройную картину. Оказалось, что белки A – тоже не одинаковые у разных людей; это не один белок, а группа белков. Большая часть людей (80%) имеет вариант белка, названный А1; но могут быть и белки А2, А3… и так далее (вплоть до А10). Такая же картина – и с белками В.
В чём разница?
Белки А1 и В1 очень хорошо связываются с агглютининами α и ß. Группу крови пациента на практике определяют, смешивая капельку крови с разработанными стандартными сыворотками; при связывании антигенов с антителами склеивание эритроцитов можно наблюдать даже невооруженным глазом. Так вот, белки А1 и В1 определяются очень легко, а вот А2 и тем более А3 – уже гораздо хуже.
А это уже – источник ошибок: группы А или В можно спутать с 0, группу АВ – принять за группу А или В.
Правда, сейчас изменились и методы определения: группы крови сейчас может определять не только человек, но и автоматика; точность существенно повысилась.
И всё же со временем возникли серьёзные изменения в протоколе переливания крови.
Переливание крови в нашей стране регламентируется Приказом Минздрава РФ от 25 ноября 2002 года «Об утверждении Инструкции по применению компонентов крови». Чтобы не приводить много сложных цитат из этого двадцати пятистраничного документа, изложу кратко и своими словами.
Сейчас пациентам переливают кровь только своей группы. При этом перед переливанием сотрудники медучреждения, имеющие специальную подготовку, обязательно определяют группу крови пациента. Даже если её уже когда-то где-то определяли. Именно сведения из заключения этих сотрудников переписываются в историю болезни. Запрещается переносить в историю болезни сведения из любых других документов, ведь в них может вкрасться неточность. Перед переливанием обязательно проверяется и группа крови донорской порции, полученной со станции переливания, хотя на пакете тоже уже проставлена маркировка. Регламентируется и то, кто именно имеет право переливать кровь; например, врач Скорой помощи – нет, не может этого сделать, ведь это означало бы, что группу крови пациента пришлось бы определять «на коленке», в условиях, далёких от оптимальных. В тряской машине или на месте дорожного происшествия, например.
Ну и ещё. Помните, мы говорили, что систем групп крови – много? Так вот, даже при переливании цельной крови «своей» группы в кровь пациента попадало бы очень много чужеродных белков. Это разнообразие можно снизить, если переливать не цельную кровь, а её фракции: только эритроциты, только плазму и так далее. Кому что нужно по показаниям.
Переливание крови по схеме-из-учебника, тем не менее, допускается даже в наше время. Правда, лишь в исключительных случаях: «По жизненным показаниям и при отсутствии одногруппных по системе АВ0 компонентов крови (за исключением детей) допускается переливание резус-отрицательных переносчиков газов крови 0(I) группы реципиенту с любой другой группой крови в количестве до 500 мл». Вот так. Ограниченно, только взрослым и только если нет другого выхода.
Принятие этого документа позволило ещё больше снизить смертность при переливании крови. Сейчас она составляет примерно один случай на пять тысяч пациентов.
Авторам, пишущим о переливании крови во времена Второй мировой войны, надо учитывать, что эти положения, строго выполняемые сейчас, утвердились далеко не сразу. Конечно, о том, что лучше всё же брать кровь «своей» группы, было известно давно, и всё же строго законодательно это правило стало соблюдаться лишь на рубеже XX-XXI веков. А в середине XX века никаких сложностей, связанных с поиском донора для пациента с IV группой крови, не могло возникнуть: ведь технически ему подошла бы кровь любой из четырёх групп. Тем более, поиск донора с нужной группой не стали бы проводить, когда счёт идёт на часы.
Ну а о том, возможно ли и изменение результата анализа на группу крови, мы продолжим говорить в следующий раз.
©Татьяна Виноградова для Синего Сайта
Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее! Приносите своё творчество на Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен!
#синий сайт #полезно для авторов #литература #биология