Найти тему
AstroBlogus

da Tortona deck, предшественник колод Висконти-Сфорца

Я вообще не адепт «атлантической», «египетской» или же «цыганско-индийской» версии появления карт Таро в том виде, как мы их знаем. На мой взгляд, не было никакого целостного сакрального знания, дошедшего до нас в неизменном виде в виде устоявшегося набора картинок. Если египетское знание в них и содержится, то в опосредованном виде, через множество зеркал и преломлений. А современное Таро — это результат изобразительно-литературной традиции Европы (впрочем, находившейся под воздействием герметического гнозиса) с последующим сильным влиянием философов, мистиков и оккультистов различных течений. Что не делает историю карт менее мистической или, если угодно, чудесной и полной всяких странных совпадений и стечений обстоятельств. Просто в обыденном искать чудесное гораздо сложнее, чем принять сразу какую-нибудь фантастическую версию, типа «наследия атлантов (или египетских жрецов)».

Считается, что игральные колоды пришли в Европу из исламского мира, а в исламе, как известно, изображения живых существ запрещены как идолопоклонство, поэтому на картах содержались только геометрические узоры-арабески.

А вот приблизительно в 1420 или 1424 году появляется колода, известная как первая, в которой является некий прообраз старших арканов: da Tortona deck. До тех пор в игральных колодах Европы использовались только 4 масти по 7-10 карт и карты двора числом обычно три или четыре на каждую масть, а того, что называется «триумфы», или старшие арканы — не было. В индийскую, японскую и китайскую традиции здесь вдаваться не будем.

Создана эта колода была по заказу Филиппо Мария Висконти (1392 — 1447), герцога миланского, его советником Марциано да Тортона. Якобы Висконти попросил своего советника, а по факту — практически отца и воспитателя, создать карточную игру, скорее всего, для наставления детей и собственного развлечения. Хотя игру мог предложить и сам Марциано – на то он и советник, – или кто угодно еще, а не сам Висконти.

Марциано создал «Игру шестнадцати обожествленных (deificated) героев», правила которой были изложены в "
Tractatus De Deificatione Sexdecim Heroum". Это была колода из карт четырех мастей от туза до неизвестно какой карты (вероятнее всего, десятки, но это не точно), а также 16 дополнительных карт, которые тогда еще «триумфами» (trionfi) не назывались и были изображениями античных богов, тоже раскиданными по мастям. Масти были «птичьи» - феникс, голубка, орел и горлица, и к каждой масти прилагалось еще по королю, т.е. всего 4 короля. Других карт двора, возможно, не было предусмотрено.

По правилам, описанным в трактате Марциано, у мастей не было преимущества друг перед другом, они были равны между собой, но у двух мастей — орла (= добродетель, virtue) и горлицы (= умеренность, continence) — возрастание силы происходило внутри масти от туза до условной десятки, т.е. туз — самая слабая, десятка — самая сильная. А у двух других мастей — феникса (= сокровища, riches) и голубя (= удовольствия, pleasures) — возрастание происходило от десятки до туза. Т.е. туз был самой сильной картой в масти. Игра должна была побуждать герцога Висконти больше следовать добродетелям и умеренностям, чем удовольствиям и накоплению сокровищ. Т.е. чем меньше удовольствий (туз), тем лучше.

Также по правилам герои были сильнее птиц и королей, но само название «триумфы» еще не использовалось - это случится двумя десятилетиями позже. Считается, что название trionfi для карт взято из поэмы Франческо Петрарки (1304 — 1374) I, Trionfi, над которой поэт работал с 1352 по 1374 год.

Герои были пронумерованы, т.е. сам Марциано (или в изложении Марселло) выстраивал их в иерархию: первые были значительнее последних. Первым шел Юпитер, Юнона, затем Паллада, Венера, Аполлон, Нептун, Диана, Бахус, Меркурий, Марс, Веста, Церера, Геркулес, Эол, Дафна, Купидон. Здесь момент неясный, так как в своих описаниях богов Марциано отметил, что Купидон поражает даже самого Юпитера. И поскольку боги ассоциированы с мастями, то и порядок возрастания их силы должен быть соответствующим: для богов добродетелей и сдержанностей — прямым, для богов сокровищ и удовольствий — обратным. Т.е. Купидон сильнее Бахуса, Цереры, Венеры. Это может быть отсылкой к той же поэме Петрарки I, Trionfi.

В "Триумфе любви" есть такие строки (перевод В. Микушевича):
«Юнона, белокурый Аполлон,
Который презирал юнца когда-то,
Который столь глубоко уязвлен.
Да, времени, пожалуй, маловато,
И всех не перечислишь. Погляди:
Закованный, потупясь виновато,
Юпитер сам шагает впереди».

Колоду рисовал известный художник Микелино да Безоццо. Вот, например, его работы:

Сама колода не сохранилась, у нее вообще очень детективная и странная история. Как пишет Франческо Пратези, исходя из письма Якопо Марселло королеве Изабелле, во второй половине 1440-х Марселло осаждал Милан в составе венецианских войск. К нему приехал Караффа с новостями от королевы Изабеллы, и во время его пребывания Марселло принесли некую колоду с «триумфами». Караффа очень возбудился и просил Марселло отправить эту колоду королеве во Францию, «чтобы она отвлеклась от забот». Марселло не понравились изображения, он хотел отправить колоду покачественнее, и стал искать художника, который бы нарисовал что-то подобное. Т.е. в те времена такие художники «триумфов» вполне себе были известны в Милане. Пока он искал, ему стало известно, что при дворе герцога миланского Висконти уже была изобретена колода с 16 героями, нарисованная самим Микелино, и он стал днями и ночами думать, как ему колоду эту раздобыть, тем более, что сам герцог уже умер к тому моменту (1447), и его хозяйство находилось в хаосе и упадке и постепенно разворовывалось.

Не описано, какими путями, но колоду и трактат Марселло всё же во враждебном Милане раздобыл, по его словам - «практически чудом», и отправил их с Франческо Косса королеве с припиской «чтобы она напомнила о нем (очевидно, самом Марселло) своему мужу, королю Лотарингии, когда они будут играть в это новое итальянское изобретение». На этом след колоды теряется (скорее всего, ее снова украли после смерти королевы), а письмо с трактатом сохранилось.

Таким образом, Carte de Trionfi, скорее всего, не были широко известны в Венеции, раз венецианец назвал их «новым итальянским изобретением», а другой венецианец, Караффа, возбудился от их вида, но были распространены в самом Милане и как минимум Ферраре, т.к. там даже были свои живописцы, специализирующиеся на отрисовке карт.

Осталось несколько копий трактата самого Марциано (как минимум три) с описанием некоторых правил игры и изображений карт. Как раз один из манускриптов и датируется 1449 годом, когда его королеве отправил Марселло, сопроводив своим письмом.

Поскольку копий несколько, то с 1424 года трактат мог побывать в руках у значительного количества человек. И к 1442 году, пройдя через разные руки, игра с героями видоизменилась. Возможно, кто-то не удовлетворился героями Марциано и решил включить туда триумфы Петрарки, расширив поле смыслов — например, захотел туда включить Целомудрие, которое бы всё-таки победило Купидона. И чтобы как-то эту колоду отделить от всех прочих, она стала называться Carte de Trionfi, т.е. как бы «карты по Петрарке».

Можно предположить такой вариант развития событий по последовательности арканов: Папа (часто называемый Юпитером) — Влюбленные (Любовь, т.е. Купидон) — Колесница (т.к. все триумфы Петрарки живописцами изображались на колесницах, хотя сам поэт на колесницу поставил только Купидона; а на первых колодах Висконти-Сфорца на колеснице едет как раз дама — видимо, Лаура Петрарки, символизирующая Целомудрие).

Трактат Марциано был переведен с латыни на современный итальянский в 1989 году Франческо Пратези для работы по истории игральных карт, а в 2003 году на английский его перевел Ross Caldwell. Колоду воссоздал по этим описаниям Роберт Плейс - теперь она известна как The Marziano Tarot.

-2

Первое упоминание о подобной колоде с «триумфами» относится к 1442 году - в гроссбухе герцога Феррары, хотя вообще карточные колоды там упоминаются с 1422 года. Там это отмечено как покупка для двух девятилетних детей. Никаких других подробностей там вообще нет, поэтому всё остальное, что этого касается, относится лишь к области предположений.

Из самых ранних сохранилось около 15 вручную нарисованных колод разной степени сохранности, это примерно 270 карт. Они относятся к периоду 1440 — 1450 гг.

Есть исследование (
https://marzianotoludus.blogspot.com/2019/), в котором автор утверждает, что арканы с Дьявола по Солнце были вставлены в ряд арканов самыми поздними, и их последовательность оставалась всегда неизменной, в то время как остальные арканы менялись сами, меняли названия и место в ряду. Также он объясняет такой временной провал в письменных упоминаниях между первой колодой Марциано и 1440-ми: детские забавы могли и не привлекать внимание людей, имеющих возможность что-то записать и особым образом отметить. Т.е. по его мнению, сам термин «триумфы» мог прилипнуть в любой момент, но долгое время просто не попадал в записи.

Тем не менее, есть вполне веские основания предполагать, что эти первые колоды с «триумфами» в виде богов и добродетелей вполне могли использоваться для того, чтобы учить и наставлять детей в игровой форме. А могли и для других целей использоваться, учитывая сфокусированность Италии времен Ренессанса на магических герметических практиках. Но окончательных ответов, конечно, здесь нет и быть не может.

Основной канал ведется в Телеграме по адресу @astro.