Найти тему
Бердчанка

Монашество. История возникновения

По выражению протодиакона Андрея Кураева: православие это монашеская религия. Однако история христианства говорит о том, что монашество возникло через 300 лет после проповеди Иисуса из Назарета.

Термин монашество происходит от слов указывающих на вид проживания от греч. μόνος — один, одинокий, μονάζειν — быть одному, жить уединённо, μοναχός, μοναστής — живущий уединённо, μοναστήριον — уединённое жилище).

По некоторым историческим исследованиям монашество возникло изначально совсем не в христианской среде, а было заимствовано из Индии во время похода Александра Македонского. В Махавамсе (исторической поэме о царях Шри-Ланки) говорится о монахах-буддистах из греческого города Александрия.

Греки называли их «гимнософистами», и сами стали прибегать к подобной религиозной практике уже не только в Индии, но и в Египте. В начале 1 века в иудейской пустыни существовали схожие группы иудейских и гностических сект, которые жили в пещерах и вели строгую аскетическую жизнь: не ели мяса, не употребляли алкоголь и отказывались от брака. Одна, из таких сект известных сект : - «Иессеи». Некоторые современные библеисты к последователям «иесеев» относят Иоанна Крестителя. Судя по Евангелиям, он возглавлял группу верующих, к которым также примкнул некий Иешуа из Галилеи, позже ушедший от Иоанна Крестителя с некоторыми его учениками. Последователи Иешуа из Галилеи получили название – «Назаретяне» то есть последователи Иисуса из Назарета. От последних произошла наиболее известная всему миру религия христианство. Христиане считали своего учителя Мессией, что по- гречески означает:- «Христос».

В христианской среде с 1 по 3 век нашей эры важным религиозным примером были «мученики». Они переносили различные репрессии со стороны римской власти и иногда умирали за свою веру. В период религиозных гонений некоторые христиане убегали от римских властей пустыню, где встречались с «гимнософистами» уже местной греческой, традиции, то есть с гимнософистами которые занимались религиозной практикой во имя местных богов. Некоторым христианам идея уйти подальше и молиться в одиночестве очень понравилась. Они также начали практиковать такой вид деятельности получивший название «Аскетизм». Христианские последователи: - «Аскеты» уходили в пещеры и пустыни, чтобы приблизится к Богу. Массовое движение аскетов в христианстве, в конце 3 века и начала 4 века получает названия монашества.

Основоположником христианского монашества считается Антоний Великий (ок.251 – ок.356). После смерти родителей он ушел в Фивадскую пустыню, где жил в уединении, занимаясь трудом и молитвой. Через некоторое время у него появились последователи.

Можно предположить что из-за тяжелых условий в пустыни, а также из-за желания учится на чужих ошибках у более опытного аскета, возникают монашеские общины под руководством более опытного аскета. Слухи о высоких достижениях духовного учителя разносятся быстро и новые адепты селятся в пещеры по соседству. В Восточной православной церкви существует три типа монашества: отшельническое, соборное и скитское.

Отшельническое монашество. Этот вид монашества возник первым и заключается в том, что монах живет один. Родоначальником отшельничества традиционно считается уже упомянутый Антоний Великий.

Скитское монашество - это очень маленькая община, часто состоящая из двух или трех человек (Матфея 18:20) под руководством старейшины. Большую часть недели они молятся уединенно, затем собираются по воскресеньям и праздничным дням для совместной молитвы, сочетая, таким образом, аспекты как отшельнического, так и общежительного монашества. Основателем этого вида монашества считают Макария Великого жившего в четвертом веке нашей эры.

Общежительное или киновитное монашество. Оно заключается в совместном проживании и молитве. Это способ проживания более похож на проживание в коммуне. Основателем формы «киновитного» монашества стал египетский монах Пахомий Великий, который и сочинил правила для монахов. При нем стали появляться первые монастыри. Сестру Пахомия считают основательницей женских монастырей.

В 370 году Василий Великий, основатель монастыря в Каппадокии, стал епископом Кесарии и написал "принципы аскетической жизни". По мнению православных историков Василий Великий «воцерковил», монашество в Восточной Римской империи. Он дал им общий устав по которому и до сего дня живут монахи в православных церквах. По всей видимости монашество было очень стихийным религиозным движением чем то напоминающие движение хиппи в 60-е года в Западной Еврое и США. Поэтому знаменитый богослов пытался придать ему христианское русло.

Пахомий Великий Египетский
Пахомий Великий Египетский

Появление монашества в Западной Европе. Восточные монашеские учения были принесены в западную церковь святым Иоанном Кассианом (ок. 360 – ок. 435). Будучи молодым человеком, он и его друг Германус поступили в монастырь в Палестине, но затем отправились в Египет, чтобы посетить группы отшельников в Нитрии. Много лет спустя Кассиан основал монастырь монахов и, вероятно, также одну из монахинь недалеко от Марселя. Он написал две объемные работы "Институты" и "конференции". В этих книгах он не только передал свой египетский опыт, но и придал христианскому монашеству глубокую евангельскую и теологическую

Святой Бенедикт (ок. 480-547 гг. н.э.) много лет жил отшельником в пещере близ Субьяко, Италия. Его попросили возглавить нескольких монахов, которые хотели перейти на монашеский стиль Пахомия, живя в общине. Между 530 и 560 годами он написал Правило святого Бенедикта в качестве руководства для монахов, живущих в общине.

Причинной пострига и вступление в монашество называют любовь к Богу и желанием посвятить ему свою жизнь, не отвлекаясь на мирские дела. Древние тексты, написанные самими монахами, говорят, что монах занят двумя вещами молитвой и работой. Один из столпов христианского богословия, епископ Григорий (Богослов) о монахах сказал так:

«Тот монах, кто живет для Бога, и притом для Него одного».

Каждый вступающий в монашество отрекается от мирской жизни, дает обеты-обещания:

Девство заключается в добровольном отречении от супружеской жизни и хранении целомудрия.

Послушание - добровольное подчинение себя во всем воле другого, с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. По слову преподобного Иоанна Лествичника:

«послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения», послушник «стремится добровольно продать себя в рабство, чтобы в замену оного получить истинную свободу».

Нестяжание -сознательный отказ от личной собственности. Все, чем монах пользуется, принадлежит не ему, а монастырю. Обет нестяжания утверждается на словах Христовых:

«Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14,33);

Жизнь древнего монаха не была легкой. Уходя в монастырь, монахи страдали от болезней, нападение диких зверей, разбойников. Кроме внешних угроз были и внутренние. Жизнь в одиночестве и борьба с собственным либидо, часто приводила монахов к психическим заболеваниям. Которые они конечно считали нападениями дьявола и его слуг. В общежительных монастырях нередки были разборки между монахами и проигравшего монаха выгоняли из общины. Самые опытные из тех, кто оставался в живых, и сохранил разум, избирали наставниками-игуменами, архимандритами.

-3

В исторических христианских течениях сложились многочисленные письменные труды написанные о жизни монахов, а также их наставления как монаху спастись от дьявольских искушений. Одним из опасных искушений считается- «Прелесть». Прелесть это особое состояние духовного обольщения, когда подвижник подвергается искушением от диавола, но не видит этого. Пребывающей в прелести даже может творить чудеса силой бесовской. Считается, что диавол чаще искушает именно монахов, как христиан особо тянущихся к духовной жизни.

Монашеские наставления и описание жизни древних монах изложены в таких книгах как «Добротолюбие», Лествица» Иоанна Лествиничка, «Жизнеописание и поучения Аввы Дорофея», «Луг духовный» Иоанна Мосха, Синайский патерик.

Статья от подписчика. Продолжение следует.