Найти в Дзене

ЗАГАДКИ ФИЛЬМА "СИЯНИЯ" СТЕНЛИ КУБРИКА

Обращаясь к символизму «Сияния» Кубрика, желательно на время забыть всё, что известно об одноимённой книге Стивена Кинга и её продолжении «Доктор Сон». Это имеет лишь косвенное отношение к картине 1980 года.

Картину Кубрика от «Сияния» Кинга отличает не только сюжет, но и смысловой ряд, являющийся объектом пристального внимания киноведов.

Нередко обсуждают совпадение образов Дэнни и Джека Торренс, символизм плюшевого медведя и даже о намёки в фильме об участии Кубрика в фальсификации высадки американцев на Луну...

Впрочем, известно, что режиссёр слыл перфекционистом и прорабатывал каждую деталь фильма, а 2,5 часовое «Сияние» было смонтировано из почти 250 часов отснятого материала !

В этом обзоре рассмотрим детали и особенности кинокартины, которые выпали из поля зрения и мало где упоминаются.

Кадр из фильма «Сожжённые приношения» (1976)
Кадр из фильма «Сожжённые приношения» (1976)

В фильме «Сожжённые приношения» семья, состоящая из отца, мамы и мальчика, а также присоединившийся к ним тёти, оказывается привязана к старинному особняку, которые тянет из них жилы и оказывает на них демоническое влияние. Героев фильма постоянно мучают страшные видения, а в конце картины следует трагическая развязка.

Сумасшествие Шелли Дюваль

У актрисы, сыгравшей мать Дэнни, Шелли Дюваль после съёмок фильма начались серьёзные психические проблемы. Согласно утверждениям Шелли она подвергалась насилию на съёмочной площадке. Впрочем, в словах Шелли есть доля правды, Стивен Кубрик был весьма требовательным режиссёром и нередко подвергал актёров психологическому давлению на съёмках, кроме того он просил членов съёмочной команды не обращать внимания на страдания Шелли. По словам актрисы, на съёмках над ней совершили насилие и затем в её тело вживили импланты.

Но самое ужасное в том, что зрители «Сияния» почти ничего не помнят о безумии Шелли и не принимают за чистую монету знаменитый кадр с истерикой миссис Торренс, когда Джек пробивает дверь топором.

Странные изображения детей

Киноведы исследовали фильм «Сияние» вдоль и поперёк, однако упустили несколько любопытных деталей. По крайней мере не доводилось встречать упоминание о картине в комнате отеля, в которой Дэнни находился вместе с мамой.

На стене помещения находится картина Пола Пила «После купания», на которой изображены обнажённые девочки-близнецы. Имеет ли данное изображение отношение к убитым девочкам отеля либо к ужасающим оргиям элиты, которая посещала отель, оставляю на обсуждение читателям.

Заключение

На мой взгляд в фильм Кубрика демонстрирует прохождение семьёй Торренс кругов ада. Вполне очевидно, что ад в «Сиянии» представлен демоническими силами, населяющими отель «Оверлук».

Джек Торренс и его маленький сын Дэнни подвергаются различным соблазнам. Вначале отца семейства одолевают одиночеством, затем ему позволяют насладиться из ниоткуда возникшим спиртным, после предлагают приобщиться к высшему свету отеля, убив свою семью. Мальчика соблазняют прежде всего любопытством - открыть комнату 237. Взгляд ребёнка оказывается прикован к запретной комнате - и в один миг он открывает её.

Миссис Торренс не подвергается соблазнам, по-видимому, она представляет малый интерес для потусторонних сил.

Однако Дэнни в отличие от своего отца в известной нам версии фильма выходит победителем. Когда же за ним гонится отец с топором, ему словно Тесею удаётся выбраться из лабиринта, расположенного у отеля.

И если в античном мифе Тесею помогает Ариадна, которая даёт ему спасительную нить, в фильме Дэнни справляется сам, он выбирается из лабиринта по своим следам. В то же время отец Дэнни теряет путь в лабиринте и погибает, замёрзнув от холода.

«Сияние» - это фильм с невероятным числом символов и отсылок, с ним могут конкурировать прочие фильмы Кубрика, как и работы других известных режиссёров, однако «Сияние» до сих пор остаётся клондайком для исследователей кино. Далеко не всё известно о съёмках кинофильма, материалы к нему находятся за семью печатями и лишь некоторые из них стали доступными и потому могут быть проанализированы.

Фильм Кубрика можно рассматривать как старинную гравюру сквозь увеличительное стекло и каждый раз находить в нём всё новые и новые детали, получая при этом наслаждение.