Подготовка к военным действиям велась очень бурно. На горе, возле реки, уже две недели строилась снежная крепость. Сразу после уроков ребятишки шли на места предстоящих сражений и там вырезали снежные кирпичи, укладывали их один на один, возводя крутые стены будущей крепости. Домой возвращались мокрые и румяные уже по темноте, наспех делали уроки и валились спать. Между делом каждый солдат для предстоящих сражений готовил снаряды – снежки ровными рядами лежали в картонных коробках на улице. Их нужно было очень-очень много, поэтому лепили, лепили, лепили в будни и выходные… Не ⁷ этой подготовке ни морозы, ни сильные ветры.
- Войны нет, так вы ея сами придумаете, - ворчала баба Фёкла. – Не дай Бог будеть опеть – не обрадуешься. Чего в ней хорошего-то, в ентой войне! Играли бы во что путное…
- Пусть уж лучше так воюют, - говорила мама.
За три дня до предстоящего сражения в школе начали делиться на отряды – их должно было быть два. Переругались все – война началась, ещё не начавшись. Командирами желали быть многие – они же и набирали себе войско, отбраковывая слабых, старались заполучить тех, кто посильнее. Вместо двух командиров набралось уже с десяток. А ученики начальных классов остались вообще не у дел. Их брать в свой отряд не желал никто – мелкие.
Сонька возмущалась:
- Ага, как игру придумать, так я не мелкая. Крепость строить – я ж придумала. И воевать меня не берёте. Не бывать этому!
Санька, которого желал заполучить в свой отряд каждый, хоть он и помладше Соньки, с сестрой был согласен. И однажды в школьном дворе разразилась настоящая битва. Шум был такой, что казалось и взятие крепости не состоится, а сельские жители потеряют своих дочерей и сыновей уже сегодня. Орали так, что на шум выскочила пионервожатая, Лилька, и заорала во весь свой нешуточный голос:
- А, ну, смолкните! Чего вопите, как резаные?
С горем пополам ей удалось понять, по какому поводу сыр-бор. Лилька отправила всех домой, оставив одну Соньку, как главную школьную выдумщицу и затейницу. До самого вечера они вдвоём соображали, как разрешить возникший конфликт, не доводя его до кровопролития.
И утром началось… Все было решили продолжить вчерашнюю баталию, но Лилька рявкнула снова, пообещав в военные действия не включать самых задиристых и активных вояк. Все затихли, испугавшись такой перспективы, и отправились учиться доброму и вечному.
А после уроков в школьном спортзале главенствовали Лилька, школьный учитель физкультуры, Андрей Иванович и … Сонька, которой поручили изложить всю совместно разработанную идею:
- Сначала командиров надо выбрать. Отрядов будет два – синие и зелёные. У командиров заместители еще – они помладше быть должны. В каждом отряде санитары - четыре-пять человек. Жребий будем кидать, чей отряд на крепости воевать станет, а чей - её штурмовать. Воевать все будут, кто не больной и не инвалид. Не воюет и тот, кому родители не разрешат. Я буду военным корреспондентом. Может, еще себе помощника найду! По итогам битвы будет газета.
Слушали её внимательно. Но пламенная речь махонькой Соньки воспламенила собравшихся – командирами хотели быть многие. И опять вече грозило перерасти в бойню. Ну, тут уже выступил Андрей Иванович. Он построил всех желающих командовать и объявил демократические выборы. Принесли бумагу, и участники будущего сражения кидали в специально принесённую шапку записки с именами своих фаворитов. Считали голоса втроём – Сонька, Лилька и Андрей Иванович. Выбраны были и командиры, и заместители. Санька оказался в начальниках – за него проголосовала большая часть учеников начальной школы. Командиром, конечно же, его не выбрали из-за малолетства, а он и заместительству своему был рад.
Потом тянули бумажки синие и зелёные – кто в какой отряд попал, выясняли. Сонька жребий не тянула – военный корреспондент держал нейтралитет. Поручили рукодельницам сшить синий и зелёный флаги, избрали знаменосцев и разошлись в этот день с миром и предчувствием великих дел.
В оставшиеся два дня каждый изготавливал себе погоны в цвет своего отряда и пришивал на имеющуюся одёжку. Битва предстояла серьёзная!
***
По улице шли строем под звуки Лилькиного баяна. Пели военные песни, горланили во все горло:
На границе тучи ходят хмуро,
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые родины стоят…
и
Путь далёк у нас с тобою,
Веселей, солдат, гляди!
Вьётся, вьётся знамя полковое,
Командиры впереди…
Народ, не ведающий о боевых действиях, с удивлением взирал на школьные войска. А они, эти малолетние солдаты, шагали вперед – неизвестно пока ещё к победе или к поражению. Но шагали все гордо, прямо, задорно и весело пели свою песню.
***
«И грянул бой…» Взвился над снежной крепостью синий флаг; вверх, штурмуя её, неслись «зелёные» во главе со знаменосцем. Летели снаряды-снежки, падали поверженные воины, ложились в снежную кашу оторванные погоны. С одним погоном остался – ранен, лишился обоих – убит. И тогда уже бой наблюдаешь со стороны. Санитары раненым пришивали сорванный погон на обмундирование, и те быстро возвращались в строй. Не обошлось и без крови - были разбитые носы. Но бойцы утирались и вновь сражаться.
Сонька-военкор наблюдала за битвой в стороне, старясь объективно оценивать события. Она взобралась на пригорок и смотрела, смотрела. А болела всё равно за Санькин отряд. Какая уж тут справедливость, когда брат в бой идёт.
А Санька штурмовал крепость. Летели снежки. И вот уже рукопашная. Сбрасывают штурмующих со снежных стен.
- Санька! Где, где он! Неужели убили уже? – с тревогой думала Сонька.
И вот он, её братец, почему-то на самом верху крепостной стены. Это Санька держит свой зелёный флаг – он реет, развевается на ветру. А во второй руке флаг синий, сорванный им с вражеских стен. Санька вместе со своим знаменосцем обошёл крепость с тыла. Растерянностью синих воспользовались Санькины однополчане. Крепость взята!
Сонька стоит и гордится своим героическим братишкой.
Вдруг острая боль обожгла её лицо. Девчонка вскрикнула, прикрылась рукавицей и почему-то перестала видеть – всё вокруг мутно и размыто. Рукавичка в крови – разбитые очки под ногами. Снежок прилетел прямо Соньке в лицо. Она оказалась раненой, а самое главное, профнепригодной, потому как писать о ходе сражения без очков уже не могла.
***
Вечером Санька под диктовку сестрицы писал статью в школьную газету. Отец потом вылавливал ошибки и ругался на сына за то, что не слушает учителей и пишет неграмотно. Совместными усилиями и тут победили – статью написали и выверили. Но выхода своей первой литературной работы Сонька не увидела – она, с синяками под обоими глазами, вместе с мамой ехала в район заказывать новые очки. А бабка ворчала, провожая их:
- Убытки с ентой войной одне. Хорошо хоть глаз не лишилась девка, а то всю жизню бы маяться пришлося…
Предыдущие рассказы из серии "Неслухи" по ссылке
Рассказы из серии "Диалоги Рыжего" по ссылке
обро пожаловать на канал.
Читайте, подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки. Это помогает развитию канала.
Для связи и сотрудничества: svekrupskaya@yandex.ru
Грубость, ненормативная лексика на канале запрещены.
Копирование текста и его фрагментов без разрешения автора запрещено.