В сентябре 2023 года все любители воздухоплавания будут отмечать 100-летие развития авиации на горе Клементьева. Накануне юбилея Министерство экологии РК и Управление ООПТ РК приготовили пилотам неприятный сюрприз.
Хребет Узун-Сырт (гора Клементьева) - уникальное по аэродинамическим свойствам место. Плавные, упругие восходящие потоки позволяют совершать полеты на Горе круглый год и почти по всем направлениям ветра. Это свойство хребта Узун-сырт было обнаружено еще в начале XX века. С 1923 года здесь стали проводить авиационные слеты, испытывали новые модели планеров.
Одним из пионеров развития воздухоплавания на Горе стал летчик Константин Арцеулов, внук Ивана Константиновича Айвазовского. В этом же году, у северных склонов Узун-Сырта, в районе села Отважное, открылась Высшая летная планерная школа, где проходили обучение легендарные советские авиаконструкторы: Олег Антонов, Сергей Ильюшин, Александр Яковлев. В юношеские годы на горе бывал и работал создатель советской ракетно-космической техники Сергей Королев. Со временем гора Клементьева стала легендарным местом, куда мечтали и мечтают попасть любители и профессионалы воздухоплавания.
Сейчас на Горе существуют три летных клуба: Центр планерного спорта «Коктебель» (ЦПС), Республиканский дельтапланерный клуб (РДК) и клуб парапланерного спорта «Бриз». На территории ЦПС последние годы запустение: ржавеют ангары с остовами старых самолетов, разрушаются довоенные корпуса общежитий, поле аэродрома зарастает травой.
В РДК и клубе «Бриз» жизнь продолжается. Здесь работают люди, связавшие свою судьбу с горой Клементьева. За многие годы существования на Горе сложилась особая атмосфера братства, душевности и романтики. Здесь собираются люди, влюбленные в небо. Полеты, фестивали, концерты, уютные вечера в маленьких кафе, которые со временем превратились в музеи истории полетов.
Bratelos Band "Ветер дальних странствий". Пилот и музыкант Сергей Макушенко
С 2010 года, по инициативе пилотов и общественности, на горе Клементьева создан ландшафтный парк, чтобы защитить гору от застройки. До 2015 года парк был самостоятельной единицей, а его директора выбирали пилоты. Но в 2015 году ландшафтный парк переименовали в природный парк "Воздухоплавательный комплекс Узун-Сырт. Гора Клементьева" и подчинили ГАУ РК «УООПТ РК». В новых правилах ООПТ развитие авиации на горе Клементьева по-прежнему занимает существенное место.
«Природный парк создан с целью сохранения природных ландшафтов с богатым и разнообразным растительным и животным миром, недопущения уничтожения уникального места, аналогов которому по аэродинамическим свойствам нет в Европе, и сохранения условий для дальнейшего развития авиационно-спортивной деятельности в природных условиях с соблюдением режима охраны заповедных природных комплексов и ландшафтов», - написано в правилах ООПТ.
Одной из задач образования природного парка является «сохранение авиационной истории горы Клементьева и обеспечение: условий для функционирования летных школ, наземной и летной подготовки учеников школ, подготовки пилотов-спортсменов и пилотов-любителей сверхлегких летательных аппаратов; условий для развития авиационных видов спорта (организация и проведение соревнований и учебно-тренировочных сборов по дельтапланерному, парапланерному, авиамодельному и другим авиационным видам спорта, проведение полетов сверхлегких летательных аппаратов, авиационных праздников и фестивалей)».
Экологи не вмешивались в деятельность пилотов до 2020 года. Три года назад, несмотря на статус ООПТ, вдоль всего хребта, до вершины Коклюк, проложили новую дорогу, в 2021 году Минэкологии РК утвердило экскурсионный экологический автомобильный маршрут «Узун-Сырт, гора Клементьева». Экологи молчали, когда строители дороги уничтожали краснокнижные растения, бульдозером выкорчевывали деревья и кустарники по обочинам. Молчат и по поводу резкого увеличения потока транспорта до "Звездопада воспоминаний" на Коклюке.
ВИДЕО: Как уничтожалась природа горы Клементьева в 2020 году
С этого момента у пилотов начались проблемы с властями. Им запретили съезды к стартовым площадкам, а они необходимы – оборудование для полетов тяжелое, на руках его не донесешь. Старты были согласованы и утверждены еще в 2010 году, при создании ландшафтного парка, но стоянка машин на них теперь запрещена. Также экологи требуют снести все незаконные постройки, вагончики пилотов, кафе, ангары для хранения техники. Власти обосновывают свои требования необходимостью охраны природы, забывая, что развитие авиационно-спортивной деятельности входит в цели создания природного парка.
Постройки пилотов не занимают много места. Старожил горы Алексеич рассказал, что все эти вагончики и небольшие постройки РПК существуют еще с советского времени, ничего нового не появилось. Здесь - только самое необходимое для деятельности летных клубов. Вагончики есть только у тех, кто летает круглый год. Большинство пилотов приезжают на гору со своими палатками. Теперь экологи запретили и размещение палаточного лагеря.
Все экспертизы по горе проводят исключительно биологи. На просьбы пилотов назначить авиационно-техническую экспертизу ответ отрицательный. Чиновники считают, что в этом нет необходимости.
Стоит отметить, что до создания природного парка в 2015 году, охраной природы занимались сами пилоты. Ситуацию изменило строительство дороги на вершину Коклюк. Антропогенная нагрузка на природный парк значительно возросла. Теперь на Гору заезжают все желающие, включая экскурсионные автобусы.
«Самое от дороги грустное - это то, что до дороги на Гору ездило десять процентов туристов и девяносто процентов пилотов. И здесь было порядка, даже без наведения порядка, намного больше. Сейчас ездит девяносто процентов туристов и десять процентов пилотов. И вот эти десять с теми девяносто – уже тяжело», - комментирует ситуацию руководитель парапланерного клуба «Бриз» Сергей Жукарин.
В феврале 2022 года состоялась рабочая встреча пилотов и общественников с заместителем председателя Совмина РК Михаилом Назаровым, министром экологии РК Ольгой Славгородской, представителями министерства спорта Крыма и администрации Феодосии.
«Общая позиция — должна быть сохранена возможность занятия этим замечательным видом спорта. Это не только точка притяжения спортсменов Крыма. Это общероссийская «мекка» планеристов, гора с мировой известностью», - заявил на встрече вице-премьер.
Представители власти неоднократно в устной форме обещали пилотам решить их вопросы, но до документального, юридического подтверждения этих обещаний дело не дошло.
В августе 2023 года вновь встал вопрос о сносе построек на горе Клементьева.
«Ознакомилась с ходом работ по демонтажу незаконных сооружений на территории природного парка «Воздухоплавательный комплекс «Узун-сырт, гора Клементьева». Сотрудники ГАУ РК «УООПТ РК» уже демонтировали 3 незаконные постройки и ликвидировали остатки сооружений.
Осмотрела объекты, подлежащие демонтажу, работы по сносу продолжаются. Напоминаю, на территории парка установлен запрет на размещение объектов некапитального строительства, не связанных с выполнением задач, возложенных на парк», - сообщила на своей странице в соцсетях министр экологии РК Ольга Славгородская, после посещения горы Клементьева 4 августа 2023 года.
Но сносить собираются объекты напрямую связанные с задачами природного парка.
Ситуация несколько прояснилась 22 августа, когда на гору Клементьева приехал директор ГАУ РК «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым» Александр Ковинский. Чиновник наотрез отказался общаться с представителями летных клубов в присутствии журналистов и отказался прокомментировать журналистам скандальную ситуацию.
ВИДЕО: Директор ГАУ УООПТ РК Александр Ковинский отказался общаться с журналистами.
После кулуарной встречи руководителя Управления особо охраняемыми природными территориями РК Александра Ковинского с представителями клубов, Сергей Жукарин, руководитель парапланерного клуба «Бриз», рассказал журналистам о своих впечатлениях от этого общения. Александр Ковинский предъявил судебное решение, по которому 19 некапитальных построек РДК (Клуба дельтапланеристов) считаются бесхозными.
«Все строения, которые здесь (в судебном решении – прим.) перечислены, за исключением тех, которые им понравятся, будут снесены. Те, которые им понравятся, они оформят через МИЗО (Министерство имущественных и земельных отношений – прим.) в свою собственность и будут сдавать их в аренду пилотам на горе Клементьева», - кратко описал суть речи чиновника Сергей Жукарин.
ВИДЕО: Конфликт между экологами и пилотами горы Клементьева
Вместо того, чтобы выполнять задачи природного парка по сохранению авиационной истории горы Клементьева и развитию авиационного спорта, ,чиновники решили заработать на пилотах, сдавая им в аренду их же постройки. Второй год у пилотов на горе сложное положение. В связи с проведением СВО свободные полеты запрещены. Задача властей - поддерживать и помогать летным клубам, а не усложнять им существование.
«Крымские новости» уже рассказывали, что с 2016 года на обсуждении властей Крыма инвестиционный проект рекреационного и спортивного комплекса «Город авиаторов» на горе Клементьева. Проект, в числе прочего, включает строительство 5-ти гостиниц и 3-х кафе на территории природного парка.
Как переживет 100-летний юбилей колыбель отечественного воздухоплавания – гора Клементьева? Будет по-прежнему летать, сохранит дух и атмосферу лётного братства или станет очередным «рекреационным комплексом» для отдыхающих?
ВИДЕО: Алексеич: "Нас просто так не выгнать!"
Вера Полякова
Фото: автор, Святослав Каверин, интернет
«Крымские новости» обратная связь: crimeanews20@yandex.ru
P.S. Благодарим, что прочитали нашу статью, поддержите нас лайком, поделитесь впечатлениями и подпишитесь на канал "Крымские новости".
#ГораКлементьева #УзунСырт #воздухоплавание #авиация #оопт #Ковинский #Жукарин