Найти тему
Старпер

Разве смерть не повод задуматься о жизни?

Фотография из свободного доступа в интернете
Фотография из свободного доступа в интернете

Земля начала вращаться быстрее, а её ядро и ось постепенно смещаются, что может закончиться самоуничтожением планеты. Об этом сообщается на сайте Earth Save Science Collaborative (ESSC) со ссылкой на американских учёных.

По мнению специалистов, Земле грозят всё большее число землетрясений, извержений вулканов, цунами, аномальные температурные показатели. В результате придут в действие магматические очаги под поверхностью, Землю будут сотрясать страшные подземные толчки, снизится теплопроводность Мирового океана. В итоге планета взорвётся от перегрева, полагают учёные.

- - - - - - - - - - - - -

Вы идете по мокрой от дождя дорожке, поскользнулись и … Упали?

По-разному. Когда-то упадете, когда-то – нет. Всё решают детали. Если вам удалось устоять, то ни в момент происшествия, ни после него вы, скорее всего, анализировать их не будете.

В момент потери равновесия тело срабатывает самостоятельно, на реакциях. Оно не взывает к свойственному вам глубокому анализу и не уповает на присущие вам безошибочные выводы. Ваш мозг действует в режиме суперблица, он вычленяет ключевые детали и подключает интуицию. А реакции тела наработаны как вашей предыдущей, собственной жизнью, так и счастливо заложенным в ДНК опытом жизней ваших предков.

После возвращения корпуса в привычное положение вы через четыре – а некоторые даже через два – шага напрочь забываете о случившемся и загружаете мозг куда более значительными вещами типа дум о судьбах вселенной или анализа тактических ошибок «Зенита» во вчерашнем матче.

Хуже для вас, если вы упадете. Почему хуже, не мне вам объяснять. Но при всех очевидных минусах падения (если, конечно, посчастливилось выжить) вы получите в итоге и определенные бонусы. Наш народ не сегодня сумел вытребовать у жизни, чтобы любое её худо поступало к человеку с долей какого-либо добра. Во исполнение этого принципа ваш мозг не сможет отвертеться от неприятной работы по анализу причин падения. Да, вначале будут все эти «ай, яй, яй, как же это я?», а потом вы обязательно подумаете над тем, куда надо было поставить левую ногу, какой длины должны были быть ваши шаги на скользком покрытии и в правильные ли калоши вы сегодня обулись. Таким образом, вы обогатили свой мозг новой крупицей знания. Как знать, может быть, частица этой крупицы проникнет в вашу ДНК, и ваши потомки к выбору калош будут относиться на такую же частицу внимательнее.

Приведены два разных случая. Но упали ли вы или сохранили костюмчик чистеньким, вы все равно попытались в них устоять. Вы предприняли действие. Вы отреагировали на ситуацию.

Жизнь штука сложная, и предусмотреть в ней всё до конца не дано даже самым предусмотрительным. Предусмотрительному тоже не избежать необходимости то там, то сям спонтанно реагировать на неожиданное. И всегда получается так: вначале происходит это неожиданное, а уже потом мы на него реагируем, отвечая с неизбежным, пусть и разным по величине, отставанием. Иначе не получится: неожиданного не ожидаешь.

Возвратимся к началу статьи. Не будучи специалистом в заявленной теме, я не знаю, насколько объективна приведенная оценка ученых. При этом допущенный ими грех принадлежности к американцам совершенно надо мной не довлеет. Я не знаю, насколько справедлив приведенный в сообщении срок до наступления вселенской катастрофы. Я не знаю, повлияла ли техногенная деятельность человека на предполагаемый крах или это объективный процесс, не зависящий от наших действий и – уж тем более – от нашего сознания.

До сих пор доводилось только слышать, что человек сам губит своё обиталище, планету Земля, и тем самым губит себя. Говорили о некоей точке, которую важно не перешагнуть. Говорили, что, тем не менее, человечество её уже перешагнуло. Предпринимали слабые по сравнению с масштабом угрозы спорадические действия. То есть, народы реагировали, но реагировали слабо и с оглядкой на то, чтобы соседи не получили от этого каких-нибудь преимуществ.

И вот перед нами предстает тот же самый расклад: ситуация и реагирование на нее. Но если материализуется мрачный прогноз, уже не получится, как при падении на дорожку, полезно для себя упасть так, чтобы получить важный урок. Там всё было сугубо индивидуально, здесь всё оказывается максимально коллективным. На Земле некому будет выносить для себя уроки на будущее, т.к. будущего не будет ни у кого. Потому что никого не будет, а будущее будет само по себе и ни для кого. Уроки в таком случае единственно возможны для предполагаемых обитателей иных планет.

Другое дело, если процесс раскрутки нашей, так сказать, мати сырой Земли объективен и происходит исключительно или практически исключительно по непреложным законам Космоса. От того, что дело это «другое», уж точно никак не легче. Тем не менее, при подобной картине каждый индивид хотя бы может найти в ожидаемом «худе» искомое «добро»: я всё делал правильно, так как поступал в жизни по своему, а не чужому разумению, и предстоящий ужас никак не зависел и не зависит от меня.

Предположим, однако, что всё обстоит так, как предсказывается учеными. Тогда надо решать, как прожить оставшееся время. Тут, несомненно, сильно оживится и приободрится религия. Религиозному человеку в подобных делах проще. У него про запас припасена еще одна жизнь. Как в играх. И так же, как в играх, - уже на другом, более высоком, уровне. Правда, не думаю, что единому блоку верующих и примкнувших к ним не верующих жителей планеты от присутствия религии в оставшейся им жизни будет легче. Как не спасала она человеческое общество от разных мерзостей в обычной жизни, так не спасет и в экстремальной ситуации. Как бы не стала эта жизнь намного хуже сама по себе, независимо от присутствия в ней вер и поверий.

Оторвы могут рвануть на себе рубаху и, крикнув «Живем единова!», пуститься во все тяжкие, что сделает беспросветной, хуже смерти, жизнь остальных еще до наступления всеобщего конца. Религиозного человека, по идее, должно останавливать понятие греха. Но то-то и оно, что по идее. Мне кажется, что согрешивший очень просто решает для себя вопрос искупления совершенного им. Будучи способным даже самостоятельно, вместо Бога, отмерить в каждом конкретном случае положенный объем молитвы и покаяния, он всегда может рассчитывать, что ему и батюшка – от имени Бога - в этом поможет. Я вспоминаю новеллу глубокого и очень уважаемого мной испанца Мигеля де Унамуно «Авель Санчес». В ней писателем и мыслителем по-своему переработана древняя библейская легенда об Авеле и Каине. В одном из эпизодов книги некий второстепенный герой излагает вот какое наблюдение: «Исповедь дает возможность грешить безбоязненно, поскольку любой согрешивший заранее знает, что грех ему будет прощен. <…> Да, да, сын мой, человек покается, затем согрешит, снова покается и снова согрешит, а так как он знает, что, согрешив, покается и, покаявшись, снова согрешит, то вот он и начинает каяться и грешить одновременно». Я разделяю эту мысль, пусть и высказана она персонажем, представленном в произведении законченным циником.

Человек не может знать, что ждет его завтра. Сейчас получается, что это незнание можно смело переносить на всё человечество. Если раньше грела мысль, что после тебя на Земле останется и будет жить то дорогое, чем жил ты сам, то сейчас такая уверенность может быть поколеблена. И в этом отношении еще большее отвращение вызывает во мне манипулирование объективной неспособностью человека проникнуть в реальное завтра, которой воспользовался национальный лидер для обоснования своей агрессии против украинского народа. Он очень живо описал все ужасы того, что ждало нас, не напади его войско на соседей. Очень многие честные по жизни люди оценивают происходящее, отталкиваясь именно от этой апокалиптической картины как от неизбежной реальности. А отсюда недалеко и до принятия на веру невероятного смыслового трюка под названием «на нас напали».

Если принять за истину процитированные предсказания ученых-специалистов, то больнее всего за нынешних детей. Даже не за собственных взрослых потомков, а именно за малолетних внуков. Понимая для себя жизнь как конечный процесс, который завершается в момент физической смерти человека, я внутренне больше всего не смог бы примириться с краткостью именно их существования. Не случайно, прочитав сообщение, приведенное в начале статьи, я невольно вспомнил эпизод, по-моему, из «Тяжелого песка» А. Рыбакова. Там в концлагере один «бугор» из славян (то ли русский, то ли украинец, то ли белорус) тащит ребенка в газовую камеру, а тот плачет, умоляет «дяденьку» отпустить его. МАЛЫШ ОБЕЩАЕТ, ЧТО БУДЕТ ХОРОШО СЕБЯ ВЕСТИ.

Прочитав в своей жизни много разного, мы держим в уме круг любимых произведений, какие-то из них вспоминаем, какие-то перечитываем. Но независимо от этой внутренней иерархии – и по другому разряду – есть отдельные фразы из отдельных произведений, которые вцепились в твою память и идут с тобой всю жизнь. Как, в моем случае, эта фраза.

Вы знаете, воспитанный человек обычно спрашивает собеседника о том, что тот думает по поводу излагаемого. Знаю, что в воспитании своем имею немалые лакуны. Вот и сейчас не прошу вас ни о чем таком - не люблю просить. Хотите - пишите, хотите - нет. А я всё сказал.

ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2318 ДНЕЙ (ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА")