Зарубежные трубчатые установки по переработке нефти:
- Алко,
строительство которых стало базисом всей работы по расширению и совершенствованию российской нефтеперерабатывающей отрасли в конце 1920-х - начале 1930-х годов, заняли подобающее место на НПЗ.
Внедрение новых технологий прошло достаточно быстро, практически безаварийно, несмотря на то, что все зарубежные трубчатые нефтеперегонные установки имели серьезные недочёты технологического и конструктивного характера и не достигали гарантированных показателей.
Советская инженерная и новаторская мысль позволила внести существенные коррективы в технологические схемы установок, что позволило:
- увеличить их загрузку по сырью;
- увеличить отбор жидких нефтепродуктов с улучшением качества;
- упростить и облегчить обслуживание установок.
Строительство отечественных установок с печами радиантно-конвекционного типа и с ректификационными колоннами с колпачковыми тарелками, что впоследствии стало общепринятым, явилось переломной вехой в развитии установок по первичной переработке нефти.
В 1935-1936 г. была спроектирована, построена в Грозном и быстро освоена установка первичной нефтепереработки, названная «Советской трубчаткой».
Эта трубчатая установка была построена отечественными специалистами без использования импортных материалов и являлась одной из наиболее совершенных и высокопроизводительных установок нефтепереработки.
Суточная производительность «Советской трубчатки» доходила до 4500 т нефти.
Принципиальная схема «Советской трубчатки»
1. Сырая нефть под давлением 1,5-1,6 МПа насосом прокачивалась через 24 теплообменника, где происходил её подогрев до 118-120 °С:
- 6 теплообменников (2) - для нагрева за счёт тепла керосиновой фракции;
- 12 теплообменников (3) - для нагрева за счёт тепла мазутной фракции.
2. При температуре 118-120 °С и под давлением 0,5 - 0,6 МПа нефть
поступала в дегидраторы (4), где отстаивалась от воды и грязи.
3. После водогрязеотделения нефть проходила еще 8 мазутных
теплообменников (3), где нагревалась до160-180 °С и подавалась в эвапоратор предварительного испарения (5).
4. Паровая фаза из эвапоратора (5) по шлемовой линии поступала в ректификационную колонну (6), а отбензиненная нефть двумя насосами прокачивалась через две трубчатые печи (10), в которых происходил её нагрев до 330-335 °С.
5. Затем нефть, поступала в атмосферную ректификационную колонну (6) по двум вводам сырья.
6. Из кубовой части колонны (6) мазут, освобожденный от легких фракций, откачивался мазутным насосом через теплообменники мазут-нефть и погружной холодильник в приемник мазута (на схеме не показан).
7. С верха атмосферной колонны (6) отводились бензиновые пары, которые:
- охлаждались и конденсировались в холодильниках (8);
- подвергались водной промывке в скрубберах (9);
- отделялись от воды и отводились в товарный резервуар (на схеме не показан).
8. Частично бензин возвращался в колонну (6) в качестве острого орошения.
9. Лигроиновая фракция отбиралась с 24 - 26-й тарелок колонны (6), откуда поступала в отпарную колонну (7), где из неё отпаривались легкие фракции.
10. Отпаренный лигроин под собственным давлением поступал сначала в соответствующий погружной холодильник (11), а после охлаждения в товарный резервуар (на схеме не показан).
11. Керосиновая фракция отбиралась с 17 - 19-й тарелок колонны (6), откуда поступала в отпарную колонну (7), где из неё отпаривались легкие фракции.
12. Отбираемый из отпарной колонны керосин прокачивался через теплообменники керосин-нефть (2) и соответствующий погружной холодильник (11) в приемник.
13. С 22-й тарелки колонны (6) забиралось промежуточное орошение, которое охлаждалось в теплообменниках циркуляционного орошения (1) и возвращалось обратно в колонну (6) на 23-ю тарелку.
14. Треть всего использованного тепла получалось благодаря циркуляционному орошению.
15. Соляр (дизельное топливо) отбирался с 11-13-й тарелок, отпаривался в отпарной колонне (7) и прокачивался через соответствующий погружной холодильник (11).
16. Имелась возможность отбора с 9-й тарелки затемнённого дизельного топлива (солярки), которая после охлаждения в холодильнике поступала в емкость.
Отличительные особенности
Предварительной эвапорации нефти были присущи следующие достоинства:
- уменьшалась потребная мощность печи, так как сырье частично освобождалось от бензиновой фракции;
- в атмосферную колонну сырье подавалось в высокой степени обезвоженным, благодаря чему ректификация протекала очень четко.
"Советские трубчатки" являлись одними из самых эффективных установок:
- отбор бензина от потенциала составлял 99%;
- отбор суммы светлых нефтепродуктов доходил до 97-98%.
За время эксплуатации установки был реализован ряд мероприятий, которые позволили улучшить технологические и технико-экономические показатели установки.
Наиболее эффективными были следующие мероприятия:
- удаление из камеры печей пароперегревательных труб и замена их нагревательными секциями, что позволило намного увеличить поверхность нагрева нефтяных труб;
- увеличение поверхности конденсаторов и подогревателей;
- очистка внешней поверхности труб конденсаторов (чтобы исключить повышение давление в колонне) во время работы, без остановки аппаратов;
- увеличение расхода циркуляционного орошения на 40 %, что позволило снизать объём подаваемого в колонну острого орошения;
- сокращение по сравнению с допускаемыми тепловых и производственных потерь.
Если статья была вам интересной и полезной, ставьте лайк, а если хотите ежедневно получать новые статьи и узнавать больше о нефтепереработке, то подписывайтесь на канал.