Этот текст будет интересен тем кто связал свою жизнь с морем. А именно морякам, кто планирует здесь жить и работать. Т.к. Бразилия имеет довольно развитию судоходную систему и по данным ANTAQ зарегистрировано более 500 судоходных и портовых компаний. Большую часть занимает портофлот, затем оффшор, после которого идут компании занимающиеся каботажными и морскими перевозками.
Основные компании располагаются в Рио-де-Жанейро или Макае. Вакансий довольно много как для комсостава, так и для рядового, но и конкуренция тоже не маленькая особенно среди вторых.
По законодательству (RN09) для не бразильского флага, по прошествии определённого времени, зависящего от типа судна и выполняемых операций, в экипаже должны присутствовать 2/3 бразильцев, остальные могут быть иностранцами. Это минимальные требования и некоторые компании часто отдают приоритет местным работникам и имея бразильский набор документов всегда можно претендовать как на вакансию для иностранца, так и для местного.
Бразильский комсостав получает образование здесь в морской школе CIAGA (Рио) или CIABA (Белем). Минимальный возраст 17 и максимальный 23 когда можно сдать экзамены и поступить на гос. обучение. Для рядовых попроще т.к. можно обучиться несколько месяцев на курсах которые проводят или в самих капитаниях или других не государственных центрах и получить рабочие корочки. Ограничений по возрасту не встречал. Вся информация по курсам, датам и минимальным требованиям печатается ежегодно в документе называемым PREPOM, который можно найти здесь.
Сейчас нам интересен более процесс для тех кто уже имеет опыт и морские документы и кто решит пройти первый и самый непростой этап ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОКУМЕНТОВ, которым занимается находящаяся в Рио DPC (Delegacia de Portos e Costas).
Подать документы можно в любой ближайшей к вам Capitania и они затем пересылают документы в DPC, которая будет заниматься рассмотрением и одобрением всех документов.
Что понадобится?
Получить ВНЖ (RNE/RNM). Протоколы не принимаются, нужен именно пластик.
- Получить ВНЖ (RNE/RNM). Протоколы не принимаются, нужен именно пластик.
- Первым (а точнее вторым) делом пройти процесс подтверждения СОС (Reconhecimento de Certificado de Competência DPC-1033) и всех сопутствующих сертификатов (Reconhecimento de Certificado de Proficiência DPC-1034) а также получить бразильский сименсбук (CIR или CADERNETA DE INSCRIÇÃO E REGISTRO).
- ЗАПИСЬ НА ПРОЦЕСС проходит в электронном формате на сайте вашей капитании.
Окон свободных часто мало и поэтому следует заранее мониторить и записываться на необходимые даты. Если нет подходящей даты, то к примеру в Рио можно подойти до открытия (08:00) за час где можно занять очередь без записи. Только в этом случае будет ограниченное количество мест без записи. В других местах возможно по аналогии.
Документы можно подавать все вместе одним набором.
И КАКИЕ документы подавать?
Хоть для DPC список документов един, но т.к. это Бразилия, то и требования каждой капитании могут отличаться. Поэтому актуальный список можно найти на сайте любой капитании.
Заходим на сайт Marinha do Brasil где выбираем на карте необходимую капитанию и переходим на их сайт (Acesse o site da Organização Militar).
Далее необходимо найти раздел CARTA DE SERVIÇO AO USUÁRIOS.
Бинго, мы уже рядом. Теперь перед вами документ PDF в котором ищем три необходимых раздела:
Emissão de Certificado de Competência 1033 (para estrangeiros);
Emissão de Certificado de Proficiência 1034 (будет один сертификат без разделения на иностранцев и бразильцев); и
CIR para estrangeiros.
В каждом разделе и будет список необходимых документов.
Обычно это оригиналы с копиями:
- RNE [пластик обязательно];
- CPF [а куда без него];
- Сами сертификаты;
- УЛМ и мореходная книжка;
- Учебный диплом с приложением [его я заранее советую перевести на португальский с традутор жураментадо];
- Трудовая книжка CTPS. Если ещё не получили, то советую получить. Электронная распечатка тоже подойдёт;
- Подтверждение прописки. Если нет, то на месте могут дать форму где заполните свои данные проживания;
- Медкомиссию ASO в соответствии с требованиями NR30 (документ не старше одного года). Если нет в наличие, то можно пройти в любом мед.центре который делает медкомиссию для бразильского флага. В Рио таких много;
- Фото сделают на месте, но в некоторых капитаниях до сих пор требуют фото 5х7 с напечатанной датой;
- Пошлина GRU должна платится только на 1033 (необходимо распечатать саму пошлину + подтверждение оплаты) которые необходимо оформить по ссылке.
Но т.к. сайт DPC это сплошная боль, загружается тогда когда ему вздумается, то не смог дождаться как загрузится страница. ~20 реалов.
Это общий список документов и могут потребовать другие т.к. обычно на приёме документов сидят не всегда компетентные ребята, так что не удивляйтесь если попросят какой-то новый документ типа списка учебных дисциплин и часов на сертификат SSO/ECDIS/НБЖС, etc. В этом случае спорить бесполезно, а просто рассказываем, что в вашей стране нет таких сведений на сертификате и что вы прикладываете СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО где всё описываете и что DPC получит уже все ответы от тренажёрного центра в процессе запроса.
За весь свой опыт общения с этими ребятами набил себе много шишек и понял что это сопроводительное письмо просто мастхэв. Там вы укажите все необходимые данные, и что вы хотите подтвердить и главное ваш емейл чтобы они его добавили в копию когда будут отправлять запрос в МАП для подтверждения СОС и в тренажёрный центр где проходили все курсы. Продублируйте также все эти контакты в письме. А то, на мой взгляд, им доплачивают за косяки которые они допускают при запросах в администрацию. Если понадобится пример такого письма, то напишите мне и скину вам его.
Подали документы? Тогда вам выдадут протокол, по которому на сайте капитании в разделе CONSULTA PROCESSUAL вы можете следить да статусом вашей легализации.
После того как документы примут в капитании их направляют в DPC и те связываются с администрацией и тренажёрными центрами по емейлу (поэтому их и стоит продублировать в письме) и если ваш емейл будет в копии, то вы можете также ускорить ответ от МАПа/тренажерного центра т.к. на втором конце провода сидят такие же ребята, которые не всегда торопливые.
Сам процесс займёт месяца 3 точно, может и больше. В моём случае первичное получение затянулось до 7 месяцев из-за того что подавал в капитании Флорипы, не указал никаких контактов и те не ответили и, таким образом, процесс пришёл обратно во Флорипу как не подтверждённый и пришлось всё начинать заново.
Во второй раз уже попросил включить меня в переписку. И они недолго думая направили запрос мне включив МАП в копию и приложив копии совсем другого моряка. Причём кого я знаю лично. Занавес!
Пришлось самому включаться в переписку и подсказать где ошиблись. Через месяц уже получил сертификаты.
Напоследок подскажу, что кто хочет тот, может нанять despachante, с которым соберёте весь пакет документов и он за вас начнёт процесс в капитании. Сроки будут те же, но возможно сэкономите на нервах если бы самостоятельно проходили весь процесс.
Дальше останется самое простое - найти работу, где потребуется приложить даже больше энергии, но при желании всё возможно. Факторами которые помогут в этом процесс будут бразильские эндорсменты/CIR, ВНЖ, опыт и знание португальского, прописка в Рио тоже имеет своё значение т.к. часто отдают приоритет морякам при первичном трудоустройстве кто проживает в штате RJ [меньше расходов с логистикой]
Всем добра!
(c) https://t.me/Brazil_Notes