Найти в Дзене
Дневник журналиста

Вояж века. Как одержимый романтик встретил свое 65-летие в одиночной кругосветке на «ревущих широтах»

Оглавление

Друзья, 27 августа 1966 года английский путешественник в одиночку отправился в кругосветное плавание на яхте, сделав единственную остановку на дистанции.

Когда яхта стартовала, ему было 64 года. К этому времени в жизни отважного англичанина случилось уже много ярких и драматических событий:

- перелет на одноместном самолете по маршруту Англия – Новая Зеландия – Австралия – Япония в конце 1920-х годов;
- служба в Добровольческом резерве ВВС в годы Второй мировой;
- борьба с раком легких;
- участие в 16 регатах и победа в сложнейшей трансатлантической гонке одиночек в 58 лет.
Спасибо, что подписались на мой канал - вы помогаете его развитию. Коллаж автора на основе фото из открытых источников
Спасибо, что подписались на мой канал - вы помогаете его развитию. Коллаж автора на основе фото из открытых источников

Имя путешественника – Фрэнсис Чичестер. Пионер частной авиации Туманного Альбиона, своего рода британский Фёдор Конюхов, первый яхтсмен, совершивший одиночное кругосветное плавание по маршруту клиперов.

Этим маршрутом следовали быстроходные британские чайные клиперы XIX века (самые быстрые из существовавших когда-либо парусных судов), плавающие между Англией и Австралией.
Другое название - Roaring Forties («ревущие сороковые»), данное моряками океаническому пространству между 40° и 50° широты в Южном полушарии Земли, где дуют сильные и устойчивые западные ветры, вызывающие частые штормы.

Чичестер написал несколько книг, также им было подготовлено руководство для пилотов одноместных истребителей по приёмам навигации на лету, да он и сам применял их в небе над океаном.

После войны пилот приобрёл в министерстве авиации 15 тысяч оказавшихся лишними карт, которые использовал сначала для выпуска головоломок-пазлов, а затем основал успешную картографическую компанию.

Словом, к знаменитому одиночному плаванию наш герой подошел уже неплохим яхтсменом и хорошим навигатором в Королевском Клубе Океанских Гонок и человеком, победившим онкологию.

Тут следует добавить, что в 1958-м у Чичестера врачи обнаружили рак легких. Мужчине оставалось жить не больше месяца. Но он не опустил руки, не пренебрег лечением и, по настоянию жены Шейлы, перешёл на вегетарианскую диету в духе макробиотики. Так или иначе, но болезнь отступила.

Чичестер - пионер британской авиации. Фото: interparus.com
Чичестер - пионер британской авиации. Фото: interparus.com

Как вы «Джипси» снарядите, так она и поплывет

Историческое кругосветное плавание яхтсмена Фрэнсиса Чичестера, названное впоследствии «Вояжем века», началось в Плимутском порту (Англия, берег Ла Манша). Его яхта Gipsy Moth IV (по-русски и коротко –просто «Джипси») имела длину 16,5 метра, ширину 3,2 метра.

Подготовка к долгожданному плаванию длилась два года. Потому что важно не как вы яхту назовете, а как вы ее подготовите: ведь именно так она и поплывет!

Планировка яхты была предопределена требованиями самого морехода. В первую очередь он хотел получить максимум скорости. Чтобы установить две мачты с парусами нужной площади, пришлось сделать яхту значительно больших размеров. Весь рангоут (устройства для постановки парусов) был выполнен из легкого сплава, а корпус судна – очень прочным и легким.

Чичестер на «Джипси». Фото: interparus.com
Чичестер на «Джипси». Фото: interparus.com

Также Френсис хотел иметь возможность в одиночку управляться со всем этим хозяйством не выходя из кокпита (место для рулевого). Поэтому для каждого шкота была установлена отдельная ручная лебедка, а для подъема парусов на мачтах – фаловые лебедки.

Кроме того, при постройке яхты учили, что предстояло плыть в высоких широтах, и были приняты меры для поддержания на яхте нормальной температуры. Но, несмотря на все улучшения, управление судном при сильном ветре, как покажет плавание, требовало значительных усилий.

В марте 1966 г. «Джипси Мот IV» в полной готовности была спущена на воду. Ходовые испытания выявили ряд недостатков, которые предстояло срочно устранить.

Из наиболее существенных: укладка в фальшкиль почти тонны дополнительного балласта (остойчивость яхты показалась Чичестеру недостаточной), перешивка парусов и замена подруливающего устройства. Последние приготовления были завершены буквально за несколько дней до старта.

«Джипси Мот IV» в полной готовности. Фото: yachtshipyard.wordpress.com
«Джипси Мот IV» в полной готовности. Фото: yachtshipyard.wordpress.com

Чтобы из Великобритании проплыть вокруг света, нужно было пройти почти 30 тысяч миль. Фрэнсис прошел кратчайшим, но при этом самым опасным маршрутом. Британец разбил этот маршрут на два этапа примерно по 14,5 тысячи миль и по 100 дней каждый.

28 500 морских миль и пять мировых рекордов

Спустя месяц после старта яхтсмен не только все еще не умер от рака, но отметил свое 65-летие.

После 37 дней плавания через Атлантический океан на 25 градусе южной широты он изменил курс на восточный и стал первым человеком, совершившим кругосветное одиночное плавание с Запада на Восток через Великие мысы в Южном океане: мыс Доброй Надежды, мыс Леувин и мыс Горн.

Маршрут клиперов, которым прошел Чичестер
Маршрут клиперов, которым прошел Чичестер

Через 51 день он вошел в «ревущие сороковые», где ветры, не сдерживаемые континентами, проносятся над пустынным простором в восточном направлении, вздымая 15-метровые волны. При путешествии через океан в тех водах человек и яхта испытывают предельное напряжение. Все сыреет, и нет никакой возможности просушить хотя бы спальный мешок. Надо быть одержимым романтиком, чтобы в одиночку отправиться в такую дорогу.

«Шесть раз пересекал я Северную Атлантику в это время года и трижды в одиночку. Там в путешествии через океан приходилось встречаться с ураганами, при которых скорость ветра достигала 80 узлов. Но теперь, в сравнении с Индийским океаном, всё это казалось детской забавой. Здешние штормы свирепы, коварны и зловещи», – напишет потом Чичестер в своих воспоминаниях.

Сквозь зловещие штормы... Фото: interparus.com
Сквозь зловещие штормы... Фото: interparus.com

А когда большая часть Индийского океана была уже позади, на яхте произошла поломка автоматического рулевого устройства. Поэтому Чичестеру не удалось уложиться в 100 дней, из-за погодных условий. В Сидней он прибыл на 108-й день плавания, то есть на 7 дней позже, чем планировал. Был вымотан и очень огорчен.

Тем не менее, за 9 месяцев и 1 день отважный путешественник прошел 28 500 морских миль. Обогнул земной шар и вернулся обратно после 226 дней плавания 28 мая 1967 года, сделав всего одну остановку в Сиднее (Австралия).

-7

В 1930 году, он уже побывал на родине кенгуру и коал, благодаря любовному приключению, правда, неудачному. Когда он прилетел в Австралию на своем гидроплане «Джипси Мот», Сидней встретил его аплодисментами, пилот был на подъеме чувств и эмоций.

В этот же раз Френсис отчаянно нуждался в отдыхе. На пресс-конференции с участием телевидения он признался: ему трудно поддерживать разговор. Но не захотел провести на суше ни одного лишнего дня и через полтора месяца продолжил свой пусть после быстрого ремонта.

Френсис Чичестер - человек-легенда. Фото: interparus.com
Френсис Чичестер - человек-легенда. Фото: interparus.com

И вот финиш. Через 225 дней встречающие увидели измученного и истощенного яхтсмена. Но он покорил океан, который любил море почти с мистической страстью, победил болезнь, победил все обстоятельства, стоявшие между ним и мечтой о кругосветном путешествии, которая жила в нем с самого раннего детства.

Самое быстрое из всех одиночных плаваний вокруг света закончилось полным успехом. Уникальный океанский вояж завершился в месте старта – порту Плимут – 28 мая 1967 года.

-9
Были установлены сразу несколько мировых рекордов.
- самое быстрое кругосветное плавание
- самый длинный безостановочный переход 15000 миль
- самый длинный переход в одиночку
- рекорд по недельному переходу для одиночки
- рекорд по суточному переходу для одиночки.

При том, что «Джипси Мот», по словам самого Чичестера, была худшая яхта, когда либо построенная, она вела себя прекрасно, а ее мореходные качества были выше всяких похвал.

Соотечественники приветствовали Чичестера как национального героя. Его ждали многочисленные приемы и общение со СМИ.

Одержимый романтик, как и все мореплаватели.  Фото: interparus.com
Одержимый романтик, как и все мореплаватели. Фото: interparus.com

Одну из встреч яхтсмен покинул, не дождавшись завершения. Позже его нашли в своей комнате на полу без сознания. Медицинское обследование констатировало «чрезмерное истощение». Чичестер получил право на отдых в военно-морском госпитале, где смог прочитать тысячи писем, пришедших на его имя.

Через месяц Ее Величество Елизавета II даровала мореходу дворянство. Он был посвящён в рыцари, получив звание Рыцаря-Командора Британской империи за «личную доблесть и достижения в навигации и мореплавании на малых судах». Во время церемонии королева взяла в руки тот самый меч, который её предшественница Елизавета I использовала, чтобы посвятить в рыцари знаменитого морехода и пирата Фрэнсиса Дрейка.

Френсис Чичестер преклонил колено перед королевой. Фото: interparus.com
Френсис Чичестер преклонил колено перед королевой. Фото: interparus.com

Еще несколько фактов. В 1968-м во время кругосветной одиночной гонки Чичестер первым обратил внимание на явные преувеличения в сообщениях о продвижении Дональда Кроухёрста, которые многих ввели в заблуждение.

Дональд Кроухёрст – английский предприниматель, яхтсмен и авантюрист. В 1969 г. пропал без вести в Атлантическом океане во время регаты Sunday Times Golden Globe Race.

В 1970 г. Чичестер на Gipsy Moth V попытался пройти 4000 миль за 20 дней, но до рекорда ему не хватило одного дня.

26 августа 1972 года сэр Фрэнсис Чарльз Чичестер скончался от рака в Плимуте 26 августа 1972 г. и был похоронен на кладбище своих предков у церкви Св. Петра в Шируэлле.

Есть порох в пороховницах…

Имя Фрэнсиса Чичестера с полным основанием ставят рядом с именами Кука, Дрейка и других великих английских мореплавателей. Было бы справедливым поставить и «Джипси» в один ряд с лучшими парусниками, когда-либо огибавшими земной шар.

Но, легендарная яхта «Джипси» сначала стояла на вечной стоянке в сухом доке Гринвича. Увы, ее просто оставили гнить, что было жутко несправедливо...

«Джипси Мот» сейчас. Фото: interparus.com
«Джипси Мот» сейчас. Фото: interparus.com

Но в 2003 году началась кампания по ее восстановлению. И вот в 2005-м парусник совершил второе кругосветное плавание.

В 2011-м англичане основали фонд Gipsy Moth Trustи, по сбору средств. С тех пор на борт яхты успело подняться более 1700 человек.

Лодка также участвовала в многочисленных гонках, выставках и мероприятиях, включая Golden Globe Race 2018 и OSTAR.

В феврале 2021-го «Джипси» была выставлена на продажу за 165.000 фунтов стерлингов.

-13

#яхты #путешествия #вокругсвета #море #рекорды