Найти тему
Дневник журналиста

Экипаж встречали как героев. В 1992-м российская яхта «Тихий Дон» дважды пересекла Атлантику

Доброго времени суток, уважаемые читатели!

На Ростовской АЭС отметили юбилей исторического морского похода донских атомщиков через Атлантический океан. 30 лет назад экипаж парусной яхты «Тихий Дон», в составе которого были работники РоАЭС и завода «Атоммаш», триумфально возвратился в родной Волгодонск после семимесячного путешествия к берегам Нового Света и обратно. Их встречали как героев.

Спасибо, что подписались на мой канал, вы помогаете его развитию. «Тихий Дон» на кубке короля Испании, 2012 г. https://reports.travel.ru/
Спасибо, что подписались на мой канал, вы помогаете его развитию. «Тихий Дон» на кубке короля Испании, 2012 г. https://reports.travel.ru/

Годом ранее команда выиграла международную гонку «Кубок Эгейского моря». А целью путешествия к берегам Северной Америки было участие в регате, посвященной 500-летию открытия Америки Христофором Колумбом.

В плавание команда отправилась 9 апреля 1992 года. Об этой уникальной экспедиции ее участники и рассказали на встрече с волгодонцами, которая состоялась в Инфоцентре атомной станции. Общение завершилась экскурсией экипажа на АЭС.

30 лет назад автору этих строк посчастливилось встречать «Тихий Дон» – двухмачтовый кеч с косыми парусами – на 15-м шлюзе Волго-Донского судоходного канала. Незабываемое событие сохранилось в памяти до мелочей.

Историческое фото. Яхта «Тихий Дон» на фоне башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, вид с реки Гудзон. 1992 г. Фото из архива Виталия Петухова.
Историческое фото. Яхта «Тихий Дон» на фоне башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, вид с реки Гудзон. 1992 г. Фото из архива Виталия Петухова.

Когда Колумбы возвращаются домой, бывает осень, первый день ноября и по счастливой случайности – воскресенье. Их ждут уже почти 7 месяцев. Из Америки. И каждый хочет встретить непременно первым. В плавание уходят обычные люди с простыми именами. Домой Колумбы возвращаются знаменитыми.

Зовут их так: Владимир Шишов – врач портовской больницы и матрос. Сергей Власенко – начальник смены 134-го цеха Атоммаша и старший помощник капитана. Валерий Жбанников – заместитель главного инженера РоАЭС и матрос. Геннадий Портнов – сварщик фирмы «Монрем» и боцман. Евгений Паневин – капитан-механик яхт-клуба и капитан двухмачтового парусника «Тихий Дон».

Еще в плавание уходил Виталий Петухов, но на пути к цели заболел. В США ему даже сделали операцию, поэтому домой он вернулся уже не на яхте.

И это было не единственной проблемой путешествия. «Тихий Дон» значился в заявке регаты «Колумб 500» среди почти 200 самых именитых парусников мира. Но внезапно вышел из строя вроде бы надежный двигатель, и волгодонцы, пока его ремонтировали, на 10 дней опоздали к старту.

И вот – встреча с родиной после всех приключений. Горячие объятия и долгожданные поцелуи. Цветы и брызги шампанского. Работа видеокамеры и щелчки фотоаппарата. И лай собаки: приблудилась в Кочетовке к нашим ребятам бродячая четвероногое душа, такая же жаждущая ласки и тепла, как душа моряка. Взяли дворнягу на судно. Назвали Америкой, сокращённо просто к просто Ама.

«Тихий Дон» на фоточках А. Бурдюгова из старой газеты. Уже после встречи на шлюзе, подходим к порту Волгодонска. Кружочком отмечена автор канала.
«Тихий Дон» на фоточках А. Бурдюгова из старой газеты. Уже после встречи на шлюзе, подходим к порту Волгодонска. Кружочком отмечена автор канала.

Когда Колумбы возвращаются, солнце с тучами играет в прятки. Ветер не самый ласковый. А на щеках отважных мореплавателей – то ли слезинки моросящего дождя, то ли дождинки слез. Дом рядом, что называется в двух шагах, но и эти «шаги» нужно пройти по воде Цимлянского моря. Поэтому продолжается работа со швартовыми в шлюзовых камерах и вахта у штурвала. И начинаются расспросы, воспоминания, рассказы…

Как бороздили Атлантику, были в Средиземном море и на Канарах, в самом центре Бермудского треугольника и на Азорских островах. Заходили в Испанию, Марокко и Алжир. Два месяца плавали вдоль побережья Северной Америки.

Ремонтировали двигатель в порту Коко-Бич. Были в Майами-Бич за месяц до того, как ураган сравнял этот форт с землей. Что читали о себе в газете Florida today. Ещё о том, что слово «Волгодонск» знает теперь чуть ли не все восточное побережье США, а некоторые его жители и члены команды береговой охраны «награждены» российскими значками.

А сколько пережито и прочувствовано Колумбами! И темные предгрозовые ночи, и болтанка в шторм, и обжигающий ветер сирокко у побережья Африки, и демонстрация испорченного настроения. Еще – тоска по дому, когда и стоянки уже не в радость. Да разве все сразу вспомнишь?!

Члены экипажа встретились с родными. Фото А. Бурдюгова
Члены экипажа встретились с родными. Фото А. Бурдюгова

Когда Колумбы возвращаются домой, самые ценные предметы на борту судна – личные дневники. Они в сотни раз легче 14-метрового перпендикуляра главной мачты. Они, конечно же, не важнее компаса и не сильнее мужской дружбы. И в огне горят, и в воде тонут.

Но сейчас они дороже самого шикарного заморского сувенира. Потому что в них исповедь мореплавателей. В них то, что никогда не услышит священник. То, что не напишут в письмах матерям и любимым. Что знает только море, и испытали люди, дважды покорившие в «скорлупке» из красного дерева второй по величине океан.

Они, словно цитируя строчки вахтенного журнала, просто говорят: плавали 207 суток, прошли со скоростью велосипеда 15000 миль или почти 27000 километров; 353 раза каждый член экипажа заступал на вахту, по 35 раз каждый хозяйничал на камбузе.

Под флагом России, побывали на 4 континентах, отметились в 11 странах, заходили на 19 островов. Оставили за кормой 8 морей и 9 проливов – «справа налево и слева направо». У двоих членов экипажа за это время родились дети, а у капитана – внук.

Встреча отважных мореплавателей через 30 лет. Фото: РоАЭС
Встреча отважных мореплавателей через 30 лет. Фото: РоАЭС

Когда Колумбы возвращаются, то слышат вопросы, типа: «Какой прок от вашего путешествия семье?» Скептики – скучные люди: им невдомёк, что до тех пор, пока мы замечаем белеющий на горизонте парус, мы ещё живы. Встречающие хотят удивить путешественников местными ценами на хлеб и бензин. Но они удивляют нас: в США хлебный батон стоит 1 доллар (примерно 350 рублей по тем временам). Прибывшие интересуются приватизацией, которая началась без них, и произносят «ваучер» на английский манер «ваукер». Что поделаешь, люди вернулись с другого Света!

Колумбы думают, что за это время их уволили с работы без выходного пособия. Не знают, как благодарить директора Атоммаша, который ещё полгода назад дал согласие на участие «Тихого Дона» в регате, и спонсора яхты – внешнеторговую фирму «Атоммашэкспорт», рекламу которой нес парусник.

Наконец, «Тихий Дон» принимают воды волгодонского порта. Один за другим сгорают фальшфейеры. Их шипение тонет в радостных возгласах встречающих на берегу. Завидев яхту, улыбается в усы морской волк Пётр Коханов, сидя прямо на причале на обычной табуретке. Слышите? Видите? Колумбы возвращаются!

Когда Колумбы возвращаются, в порту не играет оркестр. Они просто швартуются у причала рядом с другими суденышками, примостившимися здесь на зиму. Яхту берут на абордаж те, кто не смог пойти в плавание. Кто-то нервно закуривает сигарету, кто-то счастливо выдыхает: «Вернулись!»

Друзья моряков разливают водку «Русская» и пьют за встречу. Жёны украдкой вытирают глаза, дети прижимаются к просоленным морскими ветрами, уставшим, но счастливым отцам.

А на берегу стоят мальчишки из яхт-клуба – пацаны, влюблённые в паруса. Они завидуют Колумбам и мечтают о своей Америке.

Экскурсия экипажа яхты на Ростовскую АЭС. Фото: РоАЭС
Экскурсия экипажа яхты на Ростовскую АЭС. Фото: РоАЭС

Послесловие
История о мини-кругосветке волгодонцев был бы не полной без признания о дальнейшей судьбе яхты. Через время, после возвращения из Америки, «Тихий Дон» угнали. Капитан Евгений Паневин ушел на ней в заграничное плавание и не вернулся в Россию. Так Волгодонск потерял яхту, уникальную не только участием в «крутых» походах, но и возрастом: изготовлена она примерно в 1960 году.

Позже земляки встречали беглого капитана то на Кипре, то в маринах других стран. Последняя информация, которую удалось раздобыть в интернете, относится к 2012 году.

Газета «Вести Майорки» сообщает, что яхта «Тихий Дон» – участник регаты на Менорке, а ее капитан Евгений Паневин – многократный участник и уже трёхкратный чемпион Trofeo Almirante Conde de Barcelona – культовой средиземноморской регаты. Он постоянно живет на одном из принадлежащих Испанскому королевству Балеарских островов – Майорке и планирует совершить кругосветное путешествие.

-7

#кругосветка #яхты #яхтатихийдон #колумбы #открытиеамерики #путешествия #океаны