Доброго времени суток, уважаемые читатели!
На Ростовской АЭС отметили юбилей исторического морского похода донских атомщиков через Атлантический океан. 30 лет назад экипаж парусной яхты «Тихий Дон», в составе которого были работники РоАЭС и завода «Атоммаш», триумфально возвратился в родной Волгодонск после семимесячного путешествия к берегам Нового Света и обратно. Их встречали как героев.
Годом ранее команда выиграла международную гонку «Кубок Эгейского моря». А целью путешествия к берегам Северной Америки было участие в регате, посвященной 500-летию открытия Америки Христофором Колумбом.
В плавание команда отправилась 9 апреля 1992 года. Об этой уникальной экспедиции ее участники и рассказали на встрече с волгодонцами, которая состоялась в Инфоцентре атомной станции. Общение завершилась экскурсией экипажа на АЭС.
30 лет назад автору этих строк посчастливилось встречать «Тихий Дон» – двухмачтовый кеч с косыми парусами – на 15-м шлюзе Волго-Донского судоходного канала. Незабываемое событие сохранилось в памяти до мелочей.
Когда Колумбы возвращаются домой, бывает осень, первый день ноября и по счастливой случайности – воскресенье. Их ждут уже почти 7 месяцев. Из Америки. И каждый хочет встретить непременно первым. В плавание уходят обычные люди с простыми именами. Домой Колумбы возвращаются знаменитыми.
Зовут их так: Владимир Шишов – врач портовской больницы и матрос. Сергей Власенко – начальник смены 134-го цеха Атоммаша и старший помощник капитана. Валерий Жбанников – заместитель главного инженера РоАЭС и матрос. Геннадий Портнов – сварщик фирмы «Монрем» и боцман. Евгений Паневин – капитан-механик яхт-клуба и капитан двухмачтового парусника «Тихий Дон».
Еще в плавание уходил Виталий Петухов, но на пути к цели заболел. В США ему даже сделали операцию, поэтому домой он вернулся уже не на яхте.
И это было не единственной проблемой путешествия. «Тихий Дон» значился в заявке регаты «Колумб 500» среди почти 200 самых именитых парусников мира. Но внезапно вышел из строя вроде бы надежный двигатель, и волгодонцы, пока его ремонтировали, на 10 дней опоздали к старту.
И вот – встреча с родиной после всех приключений. Горячие объятия и долгожданные поцелуи. Цветы и брызги шампанского. Работа видеокамеры и щелчки фотоаппарата. И лай собаки: приблудилась в Кочетовке к нашим ребятам бродячая четвероногое душа, такая же жаждущая ласки и тепла, как душа моряка. Взяли дворнягу на судно. Назвали Америкой, сокращённо просто к просто Ама.
Когда Колумбы возвращаются, солнце с тучами играет в прятки. Ветер не самый ласковый. А на щеках отважных мореплавателей – то ли слезинки моросящего дождя, то ли дождинки слез. Дом рядом, что называется в двух шагах, но и эти «шаги» нужно пройти по воде Цимлянского моря. Поэтому продолжается работа со швартовыми в шлюзовых камерах и вахта у штурвала. И начинаются расспросы, воспоминания, рассказы…
Как бороздили Атлантику, были в Средиземном море и на Канарах, в самом центре Бермудского треугольника и на Азорских островах. Заходили в Испанию, Марокко и Алжир. Два месяца плавали вдоль побережья Северной Америки.
Ремонтировали двигатель в порту Коко-Бич. Были в Майами-Бич за месяц до того, как ураган сравнял этот форт с землей. Что читали о себе в газете Florida today. Ещё о том, что слово «Волгодонск» знает теперь чуть ли не все восточное побережье США, а некоторые его жители и члены команды береговой охраны «награждены» российскими значками.
А сколько пережито и прочувствовано Колумбами! И темные предгрозовые ночи, и болтанка в шторм, и обжигающий ветер сирокко у побережья Африки, и демонстрация испорченного настроения. Еще – тоска по дому, когда и стоянки уже не в радость. Да разве все сразу вспомнишь?!
Когда Колумбы возвращаются домой, самые ценные предметы на борту судна – личные дневники. Они в сотни раз легче 14-метрового перпендикуляра главной мачты. Они, конечно же, не важнее компаса и не сильнее мужской дружбы. И в огне горят, и в воде тонут.
Но сейчас они дороже самого шикарного заморского сувенира. Потому что в них исповедь мореплавателей. В них то, что никогда не услышит священник. То, что не напишут в письмах матерям и любимым. Что знает только море, и испытали люди, дважды покорившие в «скорлупке» из красного дерева второй по величине океан.
Они, словно цитируя строчки вахтенного журнала, просто говорят: плавали 207 суток, прошли со скоростью велосипеда 15000 миль или почти 27000 километров; 353 раза каждый член экипажа заступал на вахту, по 35 раз каждый хозяйничал на камбузе.
Под флагом России, побывали на 4 континентах, отметились в 11 странах, заходили на 19 островов. Оставили за кормой 8 морей и 9 проливов – «справа налево и слева направо». У двоих членов экипажа за это время родились дети, а у капитана – внук.
Когда Колумбы возвращаются, то слышат вопросы, типа: «Какой прок от вашего путешествия семье?» Скептики – скучные люди: им невдомёк, что до тех пор, пока мы замечаем белеющий на горизонте парус, мы ещё живы. Встречающие хотят удивить путешественников местными ценами на хлеб и бензин. Но они удивляют нас: в США хлебный батон стоит 1 доллар (примерно 350 рублей по тем временам). Прибывшие интересуются приватизацией, которая началась без них, и произносят «ваучер» на английский манер «ваукер». Что поделаешь, люди вернулись с другого Света!
Колумбы думают, что за это время их уволили с работы без выходного пособия. Не знают, как благодарить директора Атоммаша, который ещё полгода назад дал согласие на участие «Тихого Дона» в регате, и спонсора яхты – внешнеторговую фирму «Атоммашэкспорт», рекламу которой нес парусник.
Наконец, «Тихий Дон» принимают воды волгодонского порта. Один за другим сгорают фальшфейеры. Их шипение тонет в радостных возгласах встречающих на берегу. Завидев яхту, улыбается в усы морской волк Пётр Коханов, сидя прямо на причале на обычной табуретке. Слышите? Видите? Колумбы возвращаются!
Когда Колумбы возвращаются, в порту не играет оркестр. Они просто швартуются у причала рядом с другими суденышками, примостившимися здесь на зиму. Яхту берут на абордаж те, кто не смог пойти в плавание. Кто-то нервно закуривает сигарету, кто-то счастливо выдыхает: «Вернулись!»
Друзья моряков разливают водку «Русская» и пьют за встречу. Жёны украдкой вытирают глаза, дети прижимаются к просоленным морскими ветрами, уставшим, но счастливым отцам.
А на берегу стоят мальчишки из яхт-клуба – пацаны, влюблённые в паруса. Они завидуют Колумбам и мечтают о своей Америке.
Послесловие
История о мини-кругосветке волгодонцев был бы не полной без признания о дальнейшей судьбе яхты. Через время, после возвращения из Америки, «Тихий Дон» угнали. Капитан Евгений Паневин ушел на ней в заграничное плавание и не вернулся в Россию. Так Волгодонск потерял яхту, уникальную не только участием в «крутых» походах, но и возрастом: изготовлена она примерно в 1960 году.
Позже земляки встречали беглого капитана то на Кипре, то в маринах других стран. Последняя информация, которую удалось раздобыть в интернете, относится к 2012 году.
Газета «Вести Майорки» сообщает, что яхта «Тихий Дон» – участник регаты на Менорке, а ее капитан Евгений Паневин – многократный участник и уже трёхкратный чемпион Trofeo Almirante Conde de Barcelona – культовой средиземноморской регаты. Он постоянно живет на одном из принадлежащих Испанскому королевству Балеарских островов – Майорке и планирует совершить кругосветное путешествие.
#кругосветка #яхты #яхтатихийдон #колумбы #открытиеамерики #путешествия #океаны