- А вот и тот, что за тобой ходит по пятам. Он пытается прощенье у тебя вымолить, сильно виноват он перед тобой.
- Отец? – мурашки пробежали по спине Яны, стало неожиданно холодно от слов Малики, та же продолжала своё повествование дальше.
- То, что он толком не воспитывал тебя – это одно дело, за это он тоже себя винит, но самое страшное в другом. Всю жизнь отец твой жил со страшной тайной, которая его и сейчас уже на том свете не отпускает. Не смог он тебе признаться, хотя уже перед смертью пытался с себя этот тяжкий крест снять, но так и не осмелился.
Знал, что возненавидишь ты его. Это он твою мать толкнул. Не случайно она там оказалась, они ругались, кричали друг на друга, а виной мать его была, это она их раззадорила до такой степени, что они себя контролировать не смогли.
Вот твой отец в порыве гнева и толкнул её. Никто его не осудил, так как было всё похоже на несчастный случай. Он жену свою похоронил и запил, совсем на тебя внимание не обращал, у бабки ты часто находилась, он редко тебя забирал. А два года назад умер, только вот тебя на похоронах его я не вижу.
Яна растерянно смотрела на Малику, не веря своим ушам. Она всегда обижалась на отца за то, что он бросил её на бабку, которая ненавидела детей, но оказалось, что он её и матери лишил, как же так можно?
- Не была я на похоронах. Отдыхать с мужем ездили, когда всё это произошло. Не так он мне был и близок, поэтому я не стала прерывать свою путёвку ради похорон. Не было близких людей у меня из всех родственников, они меня никто не любили, вечно ругались все между собой, а на меня никто внимания не обращал.
Отец пил сильно, со мной не возился никогда. Если за всё время месяц наберётся сколько я его видела рядом, то будет хорошо. Замуж я выходила, дети рождались, а после и внучка вот на свет появилась, ничего ему было не интересно, вот и я ему отомстила, не явилась на похороны. А бабка недавно умерла, её я хоронила, так как больше не кому было, а то и к ней бы не явилась, - на её щеках появились слёзы, они текли вместе с пришедшими воспоминаниями об искалеченном детстве.
- А на кладбище только у матери бываешь, бабушка твоя ворчит вот по этому поводу, - Малика продолжала передавать слова родственников Яны с того света.
- И не собираюсь я к ним приходить, не нужна была я им, так и они мне не нужны.
- Личная жизнь у тебя не ладится благодаря бабушке, это уже мать тебе передаёт. Бабуля то постоянно проклятиями сыпала, никто ей из твоих женихов не нравился. Вот и последнего прогнала, чему и рада, - Малика помолчала, всматриваясь теперь в саму Яну, - но я вот вижу, что не в бабушке дело.
Ты то и сама грешишь тем же, что и твои родственники при жизни любили делать. Часто поскандалить любишь, покричать, будто другого способа и не видишь, чтобы договориться. Вижу много претензий мужу предъявляла, всё сравнивала, как другие живут, да как ты живёшь.
Часто ты ему выговаривала свои недовольства, словно их было намного больше, чем доброго в вашей жизни совместной. Ты живёшь, будто не замечаешь, сколько у тебя в жизни хорошего, постоянно ищешь то, чего у тебя нет, чтобы расстраиваться и виноватить мужика рядом.
Этого Яна и вовсе не ожидала. Она бы полностью согласилась, что её бабка является виновницей всех бед, но она точно не могла свою личную жизнь разрушать. Сложно её такое принять.
- Да вы его просто не видели, Петька, последний мой муженёк, очень уж ленивый был, такой, что заставлять всё нужно было. Скандал не закатишь, так ничего делать и не станет. Всё старался смыться в свой гараж, а я его и там находила, да пропесочивала по первое число.
С мужиками так только и можно. Вон у Сидорчуковых и дача отстроенная и машину купили несколько месяцев назад, потому что мужик у Зинки рукастый. А соседи мои за стенкой, так он мастер в цеху, где работает, а мой всё никак себе хоть какое-то повышение не выбьет. Что он так и умрёт простым рабочим? Ведь опыт у него есть, а получает копейки фрезеровщиком, не стремиться никуда выше попасть, что за мужик, одно наказание.
Яна разошлась сыпать своё негодование по поводу ушедшего мужа, продолжая высказывать и вспоминать ещё плюсы чужой жизни, где её муженёк сильно проигрывал. Насущные проблемы так захватили её, что про призрака она и забыла вовсе, изливая все промахи своего супруга ведьме.
- А тут он ещё и уйти собрался, - выплеснув все эмоции, она успокоилась и начала говорить уже совсем тихо и с обидой, - хоть бы к женщине другой отправился, а нет же, просто собрал вещи и снял комнату в коммуналке. Жить то ему негде совсем, чего выделывается не понять. Зарплата маленькая у него, ходила, ругалась к нему, говорила, чтобы назад вернулся, а он ни в какую, говорит, что я его гордость задела, и он ни за что не пойдёт ко мне обратно. А мне уж больше 40-ка, где я себе нормального мужика найду?
Наконец она совсем замолчала и присела на пень, расположенный рядом с тем самым деревом, рядом с которым она только что стояла, да слушала Малику с выпученными глазами.
- Да ещё этот призрак за мной по пятам ходит, покоя не даёт, - она вспомнила с какой целью сюда явилась, - может это из-за него все беды? Или может меня бабка прокляла, она всё раздавала направо и налево свои недовольства, ей никто не нравился, - с молящим взором Яна смотрела уже на ведьму, ожидая от той хоть какого-то совета.
- А живёшь ты в доме бабки, я так поняла? – Малика уже во всём разобралась и готова была помочь несчастной.
- В моей квартире молодые живут, ну то есть сын с женой, они недавно женились, я не стала им мешать, потому что могу испортить всё так же, как и бабка моя, которая всюду лезла со своим вредным характером. Я же точно не удержусь, да начну хаять невестку, тогда сына сделаю несчастным, - она вздохнула, - вот и приходиться жить в доме бабки. Он, конечно, старенький, но ремонт мы там подделали с мужем, да и ничего стало житьё.
- У тебя вижу всё хорошо сложиться, добрый ты человек. А то, что склочная, то не совсем ты виновата, там бабкино влияние есть. Дом в котором живёшь нужно почистить. Соли я тебе дам заговорённой, ты её в ведро кинешь, размешаешь, да с хорошими мыслями всё приберёшь, да протрёшь.
Тогда в твоём доме будет спокойнее, сама увидишь, как скандалы прекратятся. Кстати, после чистки дома, не вздумай с кем-то спорить, проходи мимо, если тебя затянуть будут пытаться.
Обычно после такой чистки выявляются все завистники и злыдни, что тебе раньше плохого желали. Ты не вздумай с ними вступать в разборки, никак не реагируй, просто смотри, кто к тебе плохо относится, всех увидишь.
Отец твой тебе страшную тайну хотел поведать при жизни, да не смог, вот и стал являться после смерти, тяжко ему там. Сейчас ты знаешь, что сотворил он при жизни. Простить или нет – это уже твоё личное дело, но на могилу сходить обязана. Просто расскажи вот так же, как мне сейчас, всё что думаешь о нём, все обиды свои выскажи. Да и к бабке своей тоже сходи, никто её не поминает, злится она сильно, - наговорив всё, что полагалось, Малика замолчала, ожидая каких-то вопросов от Яны.
Та посмотрела по сторонам, будто ещё кто-то может тут присутствовать кроме них, вздохнула, затем опустила голову и тихо произнесла.
- Отца я не желаю прощать, но если вы велите, то на могилу схожу, да и бабку навещу. Хоть она и злыдня была, но всё же меня вырастила. Дом почистить – это вы хорошо придумали, правильно. Действительно, в этом доме постоянно только и делали, что ругались.
Я это почувствовала сразу же, как заехала, прям жутко стало всё раздражать, да так, что я невыносима сама стала. Сын как-то сказал, что я на свою бабку похожу. Прожила она долго, поэтому сынок мой её отлично запомнил, много ему брани от этой старухи доставалось. Она его прям ненавидела, считала, что он точно будет негодяем каким-нибудь, - Яна говорила уже спокойно, без тех эмоций, что были в начале.
- Это не ненависть была, характер у вашей бабули был не сахар. Замуж она вышла рано, отца вашего родила ещё 18-ти не было, с мужем жила плохо. Налево он ходил, да так где-то и сгинул молодой совсем. Вижу, что она одна прожила всю жизнь, злилась страшно, да не на вас, а на мужа своего, просто высказать ему уже не могла.
- Вы словно нашу семью знаете. Муж бабки по женщинам бегал, то к одной открыто ходил, то к другой, а жене своей говорил, что она страшная, да не любит он её, родители заставили жениться. Тётка мне ещё говорила, что гонял он её в молодости по страшному.
Умер тяжёлой смертью, поехал к любовнице на мотоцикле, да в аварию попал. Не сразу скончался, а мучился долго. Но вот что интересно, даже перед смертью он так и не признал своей вины, не сказал доброго слова моей бабуле, а так и продолжал её хаять. Может и правда от этого бабка и была всю жизнь такой злой, - Яна впервые пожалела и поняла свою бабушку, ей стало легче на душе, - а за что вот мою мать она ненавидела, не понять.
- Ответить она могла, не давала спуску бабке, не позволяла себя обижать. Вот та её и возненавидела.
- Как же сложно всё в жизни. Вот как можно уравновесить все отношения с родными так, чтобы все друг друга любили, и никто зла не творил близкому? – ожидая ответа, Яна в надежде смотрела на Малику.
- Ты верно поступила, сына оставила, невестке советов стараешься не давать. У твоего сына крепкий брак благодаря тебе.
Волна облегчения накатила на Яну такая, что она даже прослезилась немного, но для себя счастья всё же тоже хотелось, поэтому и про мужа она не преминула спросить.
- А может мне и мужа получится вернуть?
- Получится, только будь с ним мягче, человек он всё же, а не статуя, чтобы его постоянно во всём обвинять.
Разговор ведьмы с Яной завершился. Осталось только получить наговорённую соль для очистки дома, да в путь отправляться. Женщина шла к дому Малики с неким облегчением и радостью внутри себя, всё было разложено по полочкам так, что и страха никакого не осталось, а родственники теперь не выглядели такими плохими и злыми, как раньше. Просто у них, у каждого своя судьба была, не такая уж и лёгкая, что и меняло сильно характер, негативно на него влияя.
Малика ушла в дом, оставив Яну наедине со своими мыслями, а той было над чем подумать. Важно знать, что у сына сложился крепкий брак и всё благодаря её мудрости. Она думала про себя, как же хорошо сделала, что оставила детей в покое, не стала лезть в их жизнь со своими советами, ведь невестка ей на первый взгляд тоже ой как не понравилась и было ужасно сложно промолчать и ничего сыну не сказать.
Мужа она обязательно вернёт, переживает потому что шибко за него. Как он там один, есть ли нормально, а то может одну сухомятку употребляет. Сделает она всё, что Малика велит, потому что счастья хочет, да покоя.
Ушла Яна довольная, а по дороге уже не оглядывалась по сторонам и в страхе не смотрела на тёмные, сырые ветки, что так её пугали по дороге сюда.
Малика смотрела за удаляющейся фигурой женщины, она прекрасно знала, что у той всё сложиться хорошо, поэтому переживать за неё не стоит.
Самое тяжёлое из всех заданий, которые ей дала Малика – побывать на могиле у отца, на которого она и раньше была обижена за то, что тот её не воспитывал и любовью не согревал отеческой, а теперь она ещё и страшную тайну знает. Это он лишил её матери, он убийца.
С этим ощущением простить она пока никак не могла его, поэтому, явившись ранним утром на могилу, сначала долго молчала. Место было всё заросшее. Трава вылазила всюду, где только хотела, оградки не было, а крест слегка покосился, будто от тяжести того, что испытал мужчина при жизни.
- Я узнала твою тайну, - через какое-то время, Яна всё же заговорила, - и правда страшная, очень даже. Если честно, то может и не нужно было мне об этом знать, да только и тебе с ней было не только жить тяжко, но и на том месте находиться. Знаю теперь, почему ты пил всю жизнь, трудно было с этим жить, да уж не вернёшь всё обратно, никого не оживишь. Поэтому лежи спокойно, отдыхай себе, не тревожь более никого. Буду приходить к тебе, да могилу обещаю обустроить, что ж тебе лежать в таком бардаке.
Теперь, приходя на могилу к матери, Яна стала захаживать и к бабке с отцом. У них она так долго не стояла, ничего не рассказывала, но всё же внимание уделяла.
Муж Яны вернулся. Он прошёл в дом, уселся за стол и предложил поговорить, так как дальше он с ней в скандалах жить не мог. С того момента Яна старалась помалкивать, когда опять казалось ей, что у других муж лучше. Научилась она и на своего иначе смотреть, другими глазами, теперь и в нём она видела много хорошего.