Найти тему
4,7K подписчиков

Вопрос без ответа: кто заказчик убийства царевича Дмитрия? (часть 2)

430 прочитали

Вот ничего не скроешь от моих грамотных и начитанных подписчиков! Стоило мне закрутить интригу и заявить, что никакого царевича Дмитрия не существовало в природе, как тут же в комментариях объяснили почему. Нет, просто невозможно не ценить это! Ну а первую часть моего рассказа читайте здесь:

Да, да, всё верно. Православная церковь разрешает не более двух браков. Можно до пены на губах спорить о статусе Марфы Васильевны или Василисы Мелентьевой, но факт остаётся фактом - имена первых двух венчанных жён Ивана Грозного нам хорошо известны. Это Анастасия Романовна и Мария Темрюковна. Как видим, Мария Фёдоровна ни Нагая, ни одетая в этот список ну никак не помещается. Кстати, родственники Анастасии вошли в число влиятельнейших бояр царства. От братьев Марии Темрюковны ведут своё происхождение могущественные князья Черкасские. А кем стали Нагие? Да теми же, кем и были - мелкими дворянчиками.

Картина "Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьевну" кисти Григория Седова (изображение из открытых источников)
Картина "Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьевну" кисти Григория Седова (изображение из открытых источников)

Нет, разумеется, Дмитрий Иоаннович имел место быть. Вот только был ли он царевичем? С точки зрения церковного права Годунов вполне мог зафутболить Дмитрия куда-нибудь в Тобольск. А если бы начали роптать по этому поводу, то владыка Иов, обязанный Борису патриаршим престолом, доступно объяснил бы, кто такой есть ребёнок Марии Нагой в глазах церкви. Однако вместо этого Дмитрий получает в удел Углич, став, таким образом, последним удельным князем на Руси. Именно данный факт зафиксировал за ним права царевича и возможного наследника престола.

Почему Годунов допустил такое, если собирался избавиться от Дмитрия как от конкурента? Даже если считать Бориса кровожадным маньяком, которому не терпелось словить "мальчиков кровавых в глазах", в Тобольске прирезать Дмитрия было куда проще - могли даже не заметить. Ну, хорошо, предположим, сам Иван Грозный мог завещать сыну Углич, чтобы обеспечить его будущее. Предположим у Фёдора взыграли братские чувства к последствиям похождений дряхлеющего отца. Но убрать из Углича вот это стадо Нагих Годунову было вполне по силам.

Патриарх Иов, миниатюра из Царского титулярника (изображение из открытых источников)
Патриарх Иов, миниатюра из Царского титулярника (изображение из открытых источников)

Оплакивающие тяжкую участь царевича, мягко говоря, лукавят - он жил недалеко от столицы с матерью и другой роднёй, имея собственный двор. Да 99% российских узников и мечтать не могли о таком санаторно-курортном заточении. И как минимум половины этого счастья Годунов мог лишить его одним щелчком пальцев, даже не ставя державного зятя в известность. Мог, но не делал. Почему? Может потому, что не рассматривал его как реального конкурента? Или наоборот, растил себе нового зятя, ссориться с которым не входило в его планы?

Ну и ещё один немаловажный момент в этой истории, который часто упускают из виду, когда ищут убийцу Дмитрия. Как-то у нас уже повелось считать Ирину Годунову бесплодной. Вот только это не совсем правда. Точнее совсем неправда. Через год после смерти Дмитрия царица родила девочку, умершую ещё в младенчестве. Этому бедному ребёнком также довелось стать объектом косплея в эпоху самозванцев. Так, некий Илья Коровин утверждал, что он - сын царя Фёдора, которого подменили на девочку. Угадайте для чего? Правильно, чтобы её не убил кровожадный маньяк Годунов. Но Борис всё равно убил племянницу. Он вообще убивал всех, кого встречал на своём пути. Даже старого кобеля настоятеля отца Амвросия и то однозначно убил Годунов.

Памятник царевичу Дмитрию работы Александра Рукавишникова в Угличском кремле (изображение из открытых источников)
Памятник царевичу Дмитрию работы Александра Рукавишникова в Угличском кремле (изображение из открытых источников)

Но самую интересную информацию для нашего расследования сообщает английский купец Джером Горсей. Оказывается, Ирина довольно регулярно бременила от мужа, но никак не могла выносить ребёнка. И Годунов вместо того, чтобы как все нормальные люди обратиться к бабкам-шептуньям, запросил через Горсея у королевы Елизаветы специалистов-гинекологов. Что, собственно, и спровоцировало бунт против Ирины, о котором я упоминал в предыдущей части своего рассказа. Дескать, не по православному это у еретиков безбожных лечиться. Правда тут надо учесть, что Горсей тоже поучаствовал в травле Годунова, повесив на него убийство Ивана Грозного, так что кто его знает, может и врёт. Но выглядит его рассказ довольно правдоподобно.

Итак, мы установили, что мотивы у Годунова далеко не так однозначны, как казалось. Ирина ещё могла родить наследника. Царевича всегда можно было объявить незаконнорожденным. И, наконец, Борис вполне мог обеспечить своё будущее, женив Дмитрия на дочери и став царским тестем. Править из-за кулис ему явно было как минимум привычнее, да и сподручнее, чем ловить все шишки, сидя на троне у всех на виду. Но тогда кто мог организовать убийство царевича?

Портрет королевы Елизаветы I, приписываемый Джорджу Гауэру (изображение из открытых источников)
Портрет королевы Елизаветы I, приписываемый Джорджу Гауэру (изображение из открытых источников)

Давайте искать старым добрым методом Шерлока Холмс - кому это выгодно? Кому Дмитрий мог мешать? Да любому, кто имел виды на шапку Мономаха. А кто мог иметь эти виды? Какой-нибудь знатный боярин или лучше князь. Причём Рюрикович. Причём не абы какой, вроде черниговских потомков Ярослава Мудрого, а такой чтобы был в близком родстве с царской династией. Уже догадались, куда я клоню? Да он и сам фактически признался нам в своих мотивах, когда заявлял права на престол после убийства Лжедмитрия. Да, да, я о Василии Ивановиче Шуйском, который по странному стечению обстоятельств стал одним из главных героев нашего расследования. Вот только стечение ли это?

Рассмотрим же действия Шуйского в свете изложенной информации. Итак, ещё до убийства Дмитрия Василий Иванович становится одним из руководителей заговора против царицы Ирины. И вот ведь чудеса, если верить Горсею, бояре накинулись на бесплодную Ирину аккурат после того, как просочились слухи о прибытии в Москву иностранных лекарей. То есть Фёдора попытались развести с бесплодной женой тогда, когда появился шанс решить проблему с её бесплодием.

Картина "Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею" кисти Александра Литовченко (изображение из открытых источников)
Картина "Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею" кисти Александра Литовченко (изображение из открытых источников)

Когда же стало понятно, что Борис сумеет постоять за сестру, погибает царевич Дмитрий и молва обвиняет в его убийстве Годунова. Но откуда взялась молва, если Шуйский лично объявил о невиновности царского шурина? Или же эта молва являлась неотъемлемой частью плана убийц Дмитрия? Годунову не было смысла устраивать побоище в Угличе, убирая свидетелей - он итак послал бы туда надёжных следователей. А вот убить сразу двух зайцев - ликвидировать потенциального кандидата на престол и повесить это убийство на политического противника - вот это достойная многоходовка.

Тогда бояре явятся к царю, ссылаясь на молву, которую сами же и запустили. Далее вдруг откуда не возьмись всплывут улики, связывающие Годунова с убийцами (напомню, все убийцы и свидетели мертвы и опровергнуть эти улики не в состоянии). Фёдор, конечно, любит шурина, но можно сыграть на его набожности - покрывать убийцу грех. Затем скоромные гинекологи Елизаветы с позором изгоняются из православного дворца, и пусть себе царь спокойно тешится с любимой женой - потомства у них теперь явно не будет, уж бояре об этом позаботятся. И кто тогда станет царём после смерти Фёдора? Смотрите в качестве спойлера венчание на царство от 1 июня 1606 года.

Портрет Федора Шаляпина в образе Бориса Годунова кисти Александра Головина (изображение из открытых источников)
Портрет Федора Шаляпина в образе Бориса Годунова кисти Александра Головина (изображение из открытых источников)

Но Борис похоже догадался о планах Шуйского (а может, просто так хорошо функционировала шпионская сеть его дяди Семёна Годунова). И сработал на опережение, безошибочно определив самую слабую составляющую этого плана - заговорщикам надлежало дождаться, пока слухи о причастности царского шурина к убийству расползутся по Москве. Ведь одно дело, когда Годунова обвиняют в убийстве бояре, другое дело - глас народа, к которому царь не может не прислушаться. То есть Шуйского Борис поставил во главе следственной комиссии вовсе не для убедительности своего оправдания.

Главе заговора предлагалось на выбор два варианта. Первый - публично обвинить Годунова в убийстве пока молва ещё не распространилась. А это всего лишь слово боярина против слова царского шурина. Явно в комиссии у Бориса имелись свои люди, подтвердившие бы в этом случае подтасовки в ходе следствия. Второй - публично признать невиновность Годунова. Шуйский выбрал второй вариант, собственноручно обезглавив заговор. Интриговать против царского шурина после того, как лично объявил его невиновным, было бессмысленно.

Картина "Захарий Ляпунов и Василий Шуйский" кисти Николая Неврева (изображение из открытых источников)
Картина "Захарий Ляпунов и Василий Шуйский" кисти Николая Неврева (изображение из открытых источников)

Увы, Борис таким образом лишь отсрочил своё падение. Слух уже был запущен и в конце концов свёл Годунова в могилу, заодно уничтожив всю его семью. Но Шуйскому тоже не удалось насладиться победой. Небывалый урожай на самозванцев ликвидировал саму идею сакральности царской власти и открыл дорогу к трону боярам Романовым. Ну а интриги будущего царя Василия обошлись стране в кровавую Смуту.

Вот как-то так... Правда это всего лишь версия. Одна из многих. Насколько она достоверна - решать вам.

Читайте в этом цикле:

Вопрос без ответа: неизвестные отцы?
Вперёд в прошлое!8 мая 2023