Найти тему
Вперёд в прошлое!

Вопрос без ответа: и за борт её бросает в набежавшую волну?

Из-за острова на стрежень,

На простор речной волны

Выплывают расписные

Острогрудые челны.

На переднем Стенька Разин,

Обнявшись, сидит с княжной...

Думаю, многие из вас помнят эту песню, как и помнят о трагической участи несчастной княжны:

Мощным взмахом поднимает

Он красавицу княжну

И за борт её бросает

В набежавшую волну.

Красивая песня, грустная история... Вот только что это? Легенда? Сказка с печальным концом? Или же... быль?

Ну допустим быль. Спрашивается, откуда у казачьего атамана могла взяться целая персидская княжна? Вот тут-то как раз ничего удивительного нет. В советские времена писатели и историки обычно освещали только тот период жизни Разина, на который пришлось восстание под его руководством. Стеньке в ту пору было что-то около сорока, и он пользовался большой популярностью среди казаков. Каким образом атаман заработал эту популярность, традиционно умалчивалось.

Картина "Степан Разин" кисти Василия Сурикова (изображение из открытых источников)
Картина "Степан Разин" кисти Василия Сурикова (изображение из открытых источников)

И то верно, не рассказывать же советским школьникам, что легендарный борец за счастье трудового народа промышлял банальным пиратством. Причём царские сатрапы смотрели на его пиратскую индивидуальную трудовую деятельность сквозь пальцы. Почему? Так пиратствовал Разин в Каспийском море и его трофеями обычно становились торговые суда Ирана. А с иранцами у русского царя отношения складывались весьма непросто, так что лишние проблемы у соседей его не сильно расстраивали.

Впрочем, со временем Стенька перестал быть исключительно проблемой соседей. Во-первых, он мог втянуть Россию в открытый конфликт с Ираном, чего русскому царю не сильно то хотелось. Во-вторых, обнаглев от безнаказанности, казаки стали нападать на русские торговые суда. Тем не менее, понимая, какую силу представляет собой ватага Разина, царское правительство попыталось договориться по-хорошему. Казаками пообещали свободный пропуск на Дон при условии, что они сдадут в Астрахани артиллерию и пленных.

Памятник Степану Разину работы Сергея Щербакова в Средней Ахтубе (изображение из открытых источников)
Памятник Степану Разину работы Сергея Щербакова в Средней Ахтубе (изображение из открытых источников)

Кстати, о пленных. В июле 1669 года у острова Свиной близ Баку Стенькина ватага разгромила превосходящую её по численности иранскую эскадру под командованием Мамед-хана. Точно известно, что в ходе той битвы в плен к казакам попал сын Мамед-хана, Шабын. Так вот, существует версия, что Шабын оказался пленником не один, а вместе со своей сестрой. Её-то в песне и называют персидской княжной.

Разумеется, все эти предположения были бы совершенно беспочвенны, если бы... Если бы не два иностранных свидетеля, описавших в своих мемуарах расправу над несчастной пленницей. Да, да, как это не покажется удивительным, но красивая легенда, вошедшая в песню, документально зафиксирована. Первая попытка создать собственный военно-морской флот была предпринята при царе Алексее Михайловиче. С этой целью уже тогда в Россию активно приглашались голландцы, чей парусный флот славился на всю Европу. Они то и рассказали эту печальную историю.

Картина "Степан Разин" кисти Бориса Кустодиева (изображение из открытых источников)
Картина "Степан Разин" кисти Бориса Кустодиева (изображение из открытых источников)

Яна Стрёйса на Каспий занесла любовь к приключениям. Он нанялся парусным мастером на русский военный корабль "Орёл". Разина Стрёйс видел лично, и вот как описывал его отношения со своей пленницей:

"При нем была персидская княжна, которую он похитил вместе с её братом. Он подарил юношу господину Прозоровскому, а княжну принудил стать своей любовницей. Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: "Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!". Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку. На ней были одежды, затканные золотом и серебром, и она была убрана жемчугом, алмазами и другими драгоценными камнями, как королева".

Стенька Разин бросает персидскую княжну в Волгу. Иллюстрация к книге Яна Стрёйса "Три путешествия", изданной в 1681 году в Амстердаме (изображение из открытых источников)
Стенька Разин бросает персидскую княжну в Волгу. Иллюстрация к книге Яна Стрёйса "Три путешествия", изданной в 1681 году в Амстердаме (изображение из открытых источников)

Людвига Фабрициуса, также записавшего на русскую службу, казаки взяли в плен в самом начале восстания. Позднее он служил шведскому королю и возглавлял шведское посольство в Иран. Его версия гибели бедной девушки выглядит так:

"Но сначала Стенька весьма необычным способом принес в жертву красивую и знатную татарскую деву. Год назад он полонил ее и до сего дня делил с ней ложе. И вот перед своим отступлением он поднялся рано утром, нарядил бедняжку в ее лучшие платья и сказал, что прошлой ночью ему было грозное явление водяного бога Ивана Гориновича, которому подвластна река Яик; тот укорял его за то, что он, Стенька, уже три года так удачлив, столько захватил добра и денег с помощью водяного бога Ивана Гориновича, а обещаний своих не сдержал. Ведь когда он впервые пришел на своих челнах на реку Яик, он пообещал богу Гориновичу: "Буду я с твоей помощью удачлив - то и ты можешь ждать от меня лучшего из того, что я добуду". Тут он схватил несчастную женщину и бросил её в полном наряде в реку с такими словами: "Прими это, покровитель мой Горинович, у меня нет ничего лучшего, что я мог бы принести тебе в дар или жертву, чем эта красавица"".

Степан Разин в колоде карт "Великая Россия" фирмы Grimaud (из коллекции автора)
Степан Разин в колоде карт "Великая Россия" фирмы Grimaud (из коллекции автора)

Получается, персидская княжна существовала на самом деле? Дореволюционные историки по большей части отвечали на этот вопрос утвердительно. Однако в советское время такой поклёп на народного героя встретил горячий отпор. Советские историки усмотрели массу нестыковок в рассказах двух голландцев и на основании этого вынесли вердикт: чужеземцы просто пересказывают легенду об атамане.

И вот тут напрашивается вопрос: возможно ли появление при жизни человека легенды, которая не имела бы под собой какой-либо реальной фактологической основы? Разумеется, такое возможно, когда человека хотят оклеветать с какой-то целью. Да и то даже в подобном случае стараются перевирать реальные события. Зачем голландцам клеветать на Разина? А если учесть, что мемуары Стрёйса неоднократно издавались и Фабрициус вполне мог с ними ознакомиться, непонятно, почему они клеветали так вразнобой?

Картина "Степан Разин" кисти Сергея Кириллова (изображение из открытых источников)
Картина "Степан Разин" кисти Сергея Кириллова (изображение из открытых источников)

И если голландцы пересказывали легенду о Стеньке, то почему же ничего подобного не удалось обнаружить в русском фольклоре? Ведь песня "Из-за острова на стрежень" не народная. Её слова написал в XIX веке поэт Дмитрий Николаевич Садовников. И за основу сюжета взял, скорее всего, мемуары наших летучих голландцев. Что же это за легенда такая, о которой ничего неизвестно на родине героя?

Так топил или не топил? Лет 15 назад в сети промелькнула новость об обнаруженном на дне Волги женском скелете в богатых украшениях. Эта находка вполне могла бы подтвердить легенду об утопленной княжне. Если бы действительно имела место быть.

Читайте в этом цикле:

Вопрос без ответа: неизвестные отцы?
Вперёд в прошлое!8 мая 2023