Найти тему
Joe ȞupAhudaŋ-chIŋksH Ryley

Виннеба́го, они же хоча́нк.

Особо нЕкогда этим заниматься, но иногда имеет смысл обобщать старые и новые тематические познания, чтобы они не превращались в путающиеся и забываемые)) Попробую накатать целую серию таких справочных статей, редактируемых по ходу появления времени это сделать, новой инфы или озарения, что я что то еще знаю но забыл добавить. В каждом случае постараюсь выверять материал по вызывающим доверие публикациям. Делаю в первую очередь для себя, но если кому то еще пригодится - буду рад. Обсуждение, критика и прочие поводы поговорить тоже приветствуются. Картинки и карты с наибольшей вероятностью добавлять не буду, их и так полно в открытом доступе, сам я далеко не художнег, и во всяких "повышениях привлекательности контента" особо не заинтересован.

Так что это просто эксперимент по составлению минималистической исторической сводки про Виннеба́го, они же Хоча́нк (Winnebago, Ho-Chunk - акценты как и в приведенной русской транскрипции). Виннебаго - индейская народность, исторически населявшая восточную и южную части современного штата ВискОнсин, в том числе западное побережье озера МИчиган, и некоторые прилегающие территории на запад и юг от указанной области, в том числе юго-восток шт. Миннесота и часть верхнего течения реки Миссиссипи по границе современных штатов Айова и Иллинойс вплоть до севера штата Миссури.

Условный центр их территории, одноименное озеро Виннебаго, находится в восточно-центральной области штата Висконсин, на карте его легко найти как водный объект, расположенный недалеко (км. в 55) к западу от центральной части побережья озера МИчиган. Виннебаго в указанном месте будет самым крупным и самым восточным озером в системе из нескольких озер, вместе с ним образующих так называемый "бассейн Виннебаго".

Слово уИннебАго - заимствовано французами в 17м веке у алгонкиноязычных племен окрестностей Великих Озер, на языках которых (от оджИбве до мескуАки) звучит похоже или одинаково, и в полном варианте означает "Люди Вонючей Воды", В связи с чем и французы их по французски называли "Les Puans" (ЛепвАн,конечное Н носовое, Вонючками то есть). Причиной появления этого названия в алгонкинском и французском вариантах, очевидно, послужило регулярное попадание значительного количества серы в одноименный (оз. Виннебаго) водоем в местах их проживания. Самостоятельно являвшейся источником резкого запаха и заодно, в жаркие периоды, после дождей и при прочих способствующих обстоятельствах, сильно портившей воду, что приводило к массовой гибели рыбы и сильному неприятному рыбьему запаху, исходившему от озера в летний период.

Так или иначе, французы - в лице одного из сподвижников и друзей основателя Новой Франции С. Шамплейна по имени Жан Николетт и иных лиц французской национальности, сопровождавших Николетта в экспедиции по оз. Мичиган и рекам к западу от него, предпринятой ими в 1634 году, - высадившись в бухте Грин-Бэй одноименного залива на север-западе оз. Мичиган, пообщавшись там с местными индейцами и узнав от них о народе, живущем у "вонючей воды" недалеко от места их высадки, предположили, что речь, возможно, идет о Тихом океане, а значит, - о перспективе открытия морского пути в "Катай и Индии", который они были не прочь обнаружить (и желательно поближе)). К чему располагала ссылка на специфический запах, который мог оказаться запахом морского побережья, где сильный "рыбный" запах выброшенной морем на берег биомассы - не редкость. Добравшись по р. Фокс до ее истоков (в том числе пройдя по самому озеру Виннебаго, через которое она протекает), оттуда переправившись волоком в р. ВискОнсин, протекающую по центральной и юго-западной части шт. ВискОнсин и убедившись, что река расширяется, Николетт уверовал в то, что она где то неподалеку собирается впадать в Тихий Океан (на самом деле - в верхнее течение р. Миссиссипи)) и повернул назад.

Таким образом, слово ВиннебАго является дерогативным алгонкинским экзонимом, подхваченным французами. Сами они называли себя хоча́нк (Ho-Chunk, Hocąk, Hoocągra, - эквивалент дакотского словосочетания "ХО-ТАнка") что, с учетом фонетической специфики языка виннебаго, переводится либо как Большой Голос либо как Большая Рыба. Сами хочАнк предпочитают первый вариант, подразумевая при этом в слове "Большой" еще и подтекст "Великий", "Священный" и, в своих сакрально-мифологических представлениях, считая себя прародителями всех сиу-язычных племен ( что верно как минимум отчасти, так как ВиннебАго являются племенем, от которого в 16 веке отделились племена айова, ото и миссуриа, говорящие на языке чиуЭре (или чивЕре, в традиционной российской транскрипции закрепилась неверная форма "шивера"), близкородственном языку виннебАго).

Вариант перевода Хо-ЧАнк ( ХО-ТАнка) как Большая Рыба тоже не исключен, как минимум в параллельном применении, так как они, как и прочие индейцы Великих Озер и их окрестностей, нередко вылавливали огромных (в том числе осетровых) рыб.

А в пользу значения "Большой Голос" говорит еще и то, что в марте ветер часто сгоняет весь лед к западному берегу озера Виннебаго и с далеко разносящимся грохотом сваливает его на берег. "Голос" грома во время грозы (как ближайшая аналогия), в дакотском и лакотском (и, полагаю, что в большинстве языков группы сиу) тоже передается словом "Хо".

.С точки зрения археологии, существует вероятное, но пока недостаточно подтвержденное предположение, что именно ВиннебАго (и автоматически ЧиуЭре) являются народом, предки которого создали археологическую культуру ОнеОта 10-16 вв н. э. (локальный вариант культуры Миссиссипи в юго-западном секторе региона Великих Озер и в прилегающей к нему северо-восточной окраине Великих Равнин. Таким образом, возможно, что именно их предки являются создателями (или одними из создателей) земляных.насыпей, т. н. маундов (которых в шт. ВискОнсин и его ближайших окрестностях обнаружено более 3 200 (трех тысяч двухсот), выполненных преимущественно в виде стилизованных животных (английское название - effigy mound (Эффиджи мАунд) - фигурная насыпь, от слов "фигура, объемное изображение" и "насыпь. искусственный холмик"). Средний размер такого маунда, грубо, - от полуметра до метра с лишним высотой, до пятнадцати метров в ширину и до тридцати в длину (в футах, как принято в оригинальных англоязычных источниках - соответственно 2-4, 40 и 80). Встречаются и более крупные. Для данных маундов характерно наличие нескольких (от одного до трех) погребений, расположенных одно над другим и почти либо вообще не содержащих предметов материальной культуры, которыми обычно в изрядном количестве снабжали похороненных в маундах, расположенных в основных центрах культуры Миссиссипи (находящихся к востоку и юго-востоку от совр. шт. ВискОнсин). Прототипом всех маундов региона, очевидно, служила простейшая усеченно-коническая насыпь, к которой потом начали добавлять элементы, стилизующие голову и хвост птицы (превратив коническую форму в продолговатую), а затем появились все прочие виды изображений, от тех же птиц но уже с распростертыми крыльями до змей, пантер, медведей и тд.. Датируются фигурные маунды региона в основном 550-1200 гг. н. э. (встречаются более древние - до 320 г. до н. э.), то есть последний период их возведения здесь (1000-1200 гг. н. э.) совпадает с ранним периодом культуры Миссиссипи и, соответственно, местной культуры ОнеОта), а сам регион так называемого Верхнего Среднего Запада (Upper Midwest - штаты Мичиган, Миннесота и Висконсин, иногда в него частично либо полностью включают штаты Айова, Сев. и Юж. Дакота, Небраска и иные территории, так или иначе связанные с первыми тремя из названных) исторически является зоной активного культурного контакта и столкновения интересов трех крупных языковых сообществ - кэддоязычных, сиуязычных и алгонкиноязычных племен, имевших собственные центры исхода соответственно к югу, востоку и северу-северо-востоку от этой зоны. Таким образом непосредственно и однозначно ВиннебАго (хотя они считают иначе) назначить главными авторами и исполнителями по части местного маундостроения не позволяют "излишне древний" период возведения маундов, наличие других претендентов и отсутствие четких указаний на привязку погребений именно к их материальной культуре.

Тем не менее, виннебаго исторически сохраняли, насколько могли, достаточно архачную культуру и систему кланов, названия которых вызывают невольные ассоциации с тематикой, популярной у создателей фигурных маундов (хотя я точно ничего сейчас не пытаюсь этим сказать в плане проведения прямых параллелей)). Но тем не менее...

У виннебаго было 12 кланов, делившихся на две фратрии (фратрия Неба и фратрия Земли (и Воды) и, пока многочисленные бедствия и переселения с места на место не нанесли их системе кланов непоправимого вреда, они в целом исполняли стандартные для таких структур функции регуляторов здорового брака (с выбором партнера за пределами клана), выбора места проживания (в норме вместе со своим кланом, изначально с переходом в клан жены, позднее, под влиянием военных и социальных катаклизмов и, одновременно, товарно-денежных отношений - с переходом в клан мужа), и базовых центров организации социальной и религиозной культуры и мероприятий.
Кланово-фратриальное деление выглядело следующим образом (здесь могут быть неточности, в будущем переправлю тогда):

Фратрия Неба (Waŋgeregi hErera/ уАнгхэрэгхи хЭрера - те кто находится наверху);

Wakąja (уАкАнжа - клан Птицы Грома (англ. Thunderbird Clan), крупнейший и наиболее влиятельный клан виннебаго, "специализацией" которого считалось возглавлять нацию в "гражданских" делах. (В мифологии сиуязычных народов "птица грома" (дакотский вариант- уАкИнйан) - это как бы не совсем птица (птица это концепция из северо-западных индейских культур, это, грубо - летающее волшебное существо с тучеобразными крыльями и невидимыми глазами, из которых бьют молнии);
Wonąǧire Wąąkšik (уОнАнгхирЕ уАанкшик - Люди Войны (в переводе порядок слов обратный) (другое название клана - Ястреб (Gretún - КрэчУн) - в некоторых источниках описывается как клан воинов и распорядителей судеб пленных;
Caxšep (ЧАХхшэп) - клан Орла;
Rucge
(РУчЪгЭ) - клан Голубя;

Фратрия Земли (и Воды) (Mąŋegi hErera / МАннэгхи хЭрера - те кто находится на земле):

Hųc (Хунч) - Медведь;
Šųkjąk (шУнкжанк) - Волк;
Ca (Ча) - Олень
(который вапити, американский благородный олень);
Hųųwą
- (хУнуАн) - Лось (который мус, американский лось);
Cexjį (ЧЕХжин) - Бизон;
Wakjexi (уАкжЭхи)- Дух Воды;
HO (Хо) - Рыба;
Waką (уАкАн) - Змея;

Исправления и добавления следуют... (вроде никто все равно не читает но на всякий случай - продолжу как только составлю себе более однозначное представление о кланах виннебаго чем следует из имеющейся у меня лит-ры и источников, а быстро перечитать большой объем текста не получается)