От Правдинска на восток идёт дорога, проложенная вдоль причудливо изгибающейся реки Лава. Когда эту водную гладь величали Алле, на возвышенности, с которой открывался чудесный вид на её берега, построили крепость. Веками позже здесь появится имение важного восточно-прусского рода Шрёттеров. Любопытно, что все эти исторические факты напрямую связаны с легендарной личностью нашей земли – Иммануилом Кантом. А всё это вместе – история посёлка Курортное.
Со взятия прусской крепости Тапиов (совр. Гвардейск) закончилось молниеносное завоевание рыцарями Самбии. Следующая задача – оккупация соседней большой земли Надровия. Для этого необходимо было овладеть приграничными замками. В 1256 году комтур новой крепости Кёнигсберг Бурхард фон Хорнхаузен, взяв в проводники прусского коллаборанта Тирско, отправился походом вдоль реки Алле.
В том походе, в числе поверженных было и Капостете - прусская крепость, стоящая на высоком правом береге у крутого изгиба реки.
В рамках подготовки похода в историческую землю Надровия, это прусское укрепление решено было использовать для сбора оккупационные войск, а на гарнизон возлагалась задача обороны границы уже завоёванной земли Натангия. Рыцари усилии имеющиеся валы, по-новому возвели деревянный палисад. На ручье поставили плотину и мельницу, направив потоки воды в предварительно углублённые рвы. Внутри пространства, полностью окружённого водой, построили ещё не замок, а скорее Орденский дом (так называемый Орденхаус) – место проживания рыцарей и хозяйские постройки. Назвали его Гросс Вонсдорф (нем. Groß Wohnsdorf).
Удивительно, но Орден долгое время как будто не хотел замечать этот свой форпост и его опасную уязвимость. Если другие укрепления начали перестраивать в камне после 1309 года, то Гросс Вонсдорф ждал своего часа еще полвека. За это время несколько раз сжигался литовцами (в 1319 и 1347 годах), скорее всего пал и в период Второго прусского восстания (по крайне мере эта участь постигла соседние укрепления).
Наконец у рыцарей появился здравомыслящий Магистр Винрих фон Книпроде, который понимал, что противник, найдя «ключи» от Гросс Вонсдорфа, будет и дальше осуществлять через него опасные вторжения. А значит надо менять замок (в этом случае ударение будет верно на любой гласной). Как свидетельствуют документы, найденные при реставрации башни в XIX веке, форпост начали перестраивать в камне в 1356 году.
К делу подошли основательно. На этот раз возведён не только замок, но и появились строения форбурга, было занято всё пространство оборонительной возвышенности. Основное строение имело три флигеля с единым ходом под двускатной крышей, по которому перемещались лучники и арбалетчики. Форбург и замок разделили рвом. По всему периметру оборонительной горы шла каменно-кирпичная стена, за ней, опять же - ров с перекидным мостом.
Вход на замковую территорию осуществлялся через надвратную башню – единственный элемент рыцарского строения, сохранившийся до нашего времени. Она была квадратной формы с тремя этажами. Ворота с поднимающейся решёткой имели ширину 3,2 метра.
Основная фаза работ завершилась примерно к 1372 году, спустя 19 лет внесли незначительные изменения. Тем временем вокруг замка растем поселение («лишке»), начинавшееся с нескольких трактирщиков и ремесленников, а спустя полвека превратившееся в деревню с десятками крестьянских дворов и небольшими поместьями. Сам же Гросс Вонсдорф в 1348 году становится центром каммерамта с подчинением комтуру Инстербурга.
В 1450 году замок удостоил чести своим посещением сам орденский Магистр Людвиг фон Эрлихсхаузен. Тот самый, который спустя 7 лет вынужден будет перенести рыцарскую столицу из Мариенбурга в Кёнигсберг. После Тринадцатилетней войны, когда казна Ордена опустела, замок Гросс Вонсдорф, с прилегающей территорией, был передан в качестве оплаты уже находящемуся в нём отряду немецких наёмников под руководством Ганса фон Вейра.
По итогам преобразования в 1525 году Тевтонского государства в Прусское герцогство, замок у реки Алле являлся частность собственностью правителя Альбрехта, который сдавал его в аренду. В 1590 году произведена реставрация объекта. Первыми хозяевами стали представители родов: Дёберитц и Фланнсу.
В 1702 году Гросс Вонсдорф выкупает Иоганнес фон Шрёттер. Пожалуй, в этом месте стоит немного познакомить читателя с родом владельцев имения. Первый Шрёттер, немецкий купец Августин, прибыл в эти земли в начале XVI века и обосновался в Кёнигсберге. Его правнук Иоганнес отправился на службу в Польшу, где на собственные средства создал драгунский полк, который в 1683 году стал ядром польской кавалерии, разбившей турок под Веной. После того успеха император Священной Римской империи немецкой нации Леопольд I присвоил Шрёттеру дворянский титул. Иоганнес возвращается в Восточную Пруссию, чтобы сделать Гросс Вонсдорф родовым гнездом новой аристократической фамилии.
Форбург снесли, на его месте разбили парк. Ров, отделяющий его от замкового пространства, засыпали. К тому времени полуразрушенную замковую стену разобрали, оставив лишь надвратную башню.
С интервалом в пять лет в усадьбе – замке рождается два представителя Шрёттеров, которые много сделают для восточно-прусской провинции. В 1743 году на свет появляется Фридрих Леопольд. Он отличался редкой храбростью, поэтому в возрасте 14-ти лет принял участие в Семилетней войне Фридриха Великого. Другая отличительная черта – ум. Именно поэтому в его круге общения были величайшие люди того времени: философ Иммануил Кант, бургомистр-«городской президент» Кёнигсберга Теодор Гиппель, писателем Краус Гаманн. Фридрих Леопольд стал оберпрезидентом Восточной Пруссии, а также государственным министром Восточной и Западной Пруссии.
Уважаемый политик являлся разработчиком революционных прусских реформ. В числе прочих, была отмена крепостного права, которая впервые в Восточной Пруссии на практике реализовалась именно во владениях Шрёттеров в 1798 году. Официально же крестьяне были освобождены в 1806 году.
За такие заслуги перед отечеством в народе Фридриха Леопольда прозвали «Освободитель крестьян», в Кёнигсберге его именем назвали улицу, известную сейчас как Красная. Во время оккупации в 1941-1945 годах польский город Плоцк переименовали в Шрёттерсбург.
В 1748 году в Гросс Вонсдорфе родился Карл Вильгельм фон Шрёттер. Он изучал юриспруденцию в Кёнигсбергском университете, а затем занимал должности президента земельной коллегии, был членом Берлинского апелляционного суда, министром юстиции, президентом верховного суда в Кенигсберге и, наконец, с 1803 года занял главную должность своей жизни - канцлер Пруссии.
Оба озвученных выше представителя рода Шрёттеров проводили много времени с Иммануилом Кантом, особенно в детстве. Дело в том, что Гросс Вонсдорф был одним из немногих мест, куда философ регулярно выезжал, покидая Кёнигсберг (что было большой редкостью). Его связывали дружеские отношения с отцом братьев, Фридрихом Вильгельмом. Канту для проживания выделялась комната в надвратной башне с видом на реку Алле.
Небольшая цитата из книги Рейнхольда Бернхарда Яхманна «Иммануил Кант в письмах другу», опубликованной в 1804 году: «Мне знаком один единственный дом, расположенный за несколько миль от Кёнигсберга, который часто на несколько дней посещал наш мировой мудрец, и где он ощущал себя совершенно счастливым – в его собственном вкусе. Это был родительский дом министра и канцлера фон Шрёттера в Вонсдорфе. Кант не уставал хвалить гуманность, которая царила в этом доме его друга, и сердечную дружбу, с которой этот замечательный человек всегда принимал его, и к которому он сохранил огромное уважение до старости. Его друг и хозяин дома никогда не ограничивал Канта ни в чём, давая ему возможность чувствовать себя совсем как дома, и наслаждаться приятнейшим деревенским отдыхом».
А вот, что пишет уже ученик Канта Вазиански в книге «Иммануил Кант в последние годы жизни»: «Почти с поэтическим мастерством, которого Кант обычно старался избегать в своих повествованиях, рассказывал он мне об удовольствии, которое доставляло ему в молодые годы пребывание прекрасным летним утром в беседке дворянского имения, где он сидел с чашкой кофе и раскуренной трубкой на высоком берегу Алле. Он вспоминал при этом беседы в обществе владельца усадьбы и генерала фон Л., который был его хорошим другом. Всё представлялось старцу так ясно, будто он всё видел перед собой и наслаждался пребыванием в той компании. Чтобы улучшить его настроение, нужно было только иногда повести разговор в этом направлении, и он тотчас же становился радостным и довольным».
Возвращаемся к имению. В 1790 году в орденском замке случился большой пожар. Необходима была реставрация, которую производил берлинский придворный мастер-строитель Фридрих Гилли. Тогда же надвратная башня обрела зубчатый карниз и изогнутую башню, окна в готическом стиле. В ней смонтировали систему отопления из железной печи и теплопроводов.
В 1830 году вновь вспыхнул пожар. На этот раз Шрёттеры уже махнули рукой на орденские постройки, все строения, за исключением башни, решено было разобрать на стройматериалы.
Ориентировочно в 1868-1869 годах на месте форбурга Герман Леопольд фон Шрёттер возводит здание в стиле позднего классицизма. Рядом появляются большие конюшни: Шрёттеры всегда уделяли большое внимание коневодству – всё ж таки первым владельцем имения был кавалерист, основатель драгунского полка.
В Гросс Вонсдорфе разводились племенные жеребцы тракененской скаковой породы.
Во время Первой мировой войны 1-ая русская императорская армия использовала имение как лагерь для отдыха, также здесь размещался полевой лазарет. Есть мнение, что где-то в районе парка была братская могила погибших от ран русских солдат.
В 1924 году на реке Алле близ Гросс Вонсдорфа компанией «Остпройссенверк» (нем. «Ostpreussenwerk AG») установлена гидроэлектростанция, которая, вместе с подобной у Фридланда (совр. Правдинск) должна была решить проблему с энергией, возникшую в Восточной Пруссии ввиду изоляции от остальной Германии после Первой мировой войны.
ГЭС использовалась советской властью до начала 1970-ых годов, пока гидроагрегаты не стали требовать замены. По решению специальной комиссии переоборудование признали нецелесообразным. Станцию в Курортном законсервировали, оборудование демонтировали и вывезли.
В 1925 году, всё продолжая поиски новых видов энергии, в Восточной Пруссии было возведено несколько башен-ветрогенераторов компании Ventimotor. Одну из них построили в нескольких километрах северо-западнее Гросс Вонсдорфа. Сама башня сохранилась до сих пор, а вот лопасти и оборудование давно демонтированы.
26 января 1945 года советские войска, двигаясь с севера, форсировали реку Алле. Сначала был взят Алленбург (совр. пос. Дружба), на следующий день – Гросс Вонсдорф. Последний переименовали в посёлок Курортный.
Здание господского дома передали в ведение колхоза «Прогресс», силами которого произведён ремонт, а внутри разместились правление и библиотека. Надвратная башня пережила войну практически в идеальном виде, но начала осыпаться уже в советский период, т.к. ей не было найдено применение.
После развала СССР вся территория имения пришла с запустение. Усадьбу и башню разбирали на кирпич. Красивейший парк полностью зарос травой и деревьями. В 2007 году башня и господский дом были признаны объектами культурного наследия местного значения. В 2010 году называемая в народе «башня Канта» … передана РПЦ. Защитой строений от полного разрушения занимались лишь энтузиасты.
С 2018 года у последнего элемента орденского замка появился новый собственник – предприниматель и историк из Перми Владимир Созинов, который до того занимался руинами Бальги, но из-за разногласий с областным правительством вынужден был отказаться от проекта. В соседнем посёлке Дружба Владимир уже открыл дом-музей смотрителя шлюза Мазурского канала.
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Вся история любимой области – в цикле книг «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области», которые доступны к покупке в электронном формате (pdf).
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws
Все права защищены.
Материал из пабликов «Познавая Пруссию» не может быть воспроизведен или использован в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или иные способы хранения и воспроизведения информации.