Найти тему

Путь к Богу. Питирим. Митрополит Волоколамский и Юрьевский.

«Я был для всех всем, чтобы спасти хотя бы некоторых» Апостол Павел

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Я захотела о нём написать после посещения Иосифо-Волоцкого монастыря в конце апреля. Думала, перечитывала воспоминания о владыке Питириме, рассматривала его фотографии. И всё больше убеждалась, что о нём надо писать либо как о простом человеке, либо как о церковном деятеле. Но и тот и другой рассказы были бы всё равно о ЧЕЛОВЕКЕ, который не жалея себя нёс в наш мир свет Божий...

Помню, в далёкой молодости слыша его титулование, я спрашивала у отца: "Он имеет отношение к бабушкиной деревне?"Тогда я ответа так и не получила. Зато знаю сейчас. Да, связано с нами и имеет к нам отношение! Я уже писала как-то, что село Середа ранее называлось Середа Юрьевская ( я ещё письма в 70-80-е годы так подписывала).

По воспоминаниям сотрудника «Журнала Московской Патриархии» Вячеслава Овсянникова, инициатива изменения титула митрополита Волоколамского Питирима в 1986 году исходила от самого патриарха Пимена, который, присваивая звание митрополита святейшему, сказал: «Преосвященнейший, у вас должен быть двойной титул, если вы митрополит! Неудобно быть митрополиту с одним только титулом: „митрополит Волоколамский“!» И владыка ему ответил: «Вот, у нас есть Середа Юрьевская, там был храм!» — «Прекрасно! Вы будете Волоколамский и Юрьевский!»

Так наша Середа осталась и в истории Церкви. А храм у нас вместо снесённого так и не думают строить...

фото 1941 года. Фото из открытых источников интернет
фото 1941 года. Фото из открытых источников интернет

***

Митрополит Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев) родился в городе Козлове Тамбовской области 8 января 1926 года. Его отцом и дедом были священники, поэтому у маленького Константина вопрос о выборе пути практически не стоял. Но это были тяжёлые времена. Потом в своих воспоминаниях митрополит Питирим вспомнит и страх от присутствия вооружённых людей в их доме, и неоднократные аресты отца...

Начало 1930-х годов. Фото из открытых источников интернет
Начало 1930-х годов. Фото из открытых источников интернет

После ареста отца семейства - Владимира Нечаева - его жену с детьми выселили из дома, пришлось бедствовать, ютясь в маленькой квартире, которую сняли с трудом. У Кости Нечаева появилось тогда "книжное убежище" под большим столом, где он читал, сколько душе угодно. Эта любовь к чтению и книгам сохранится у него на всю жизнь.

В том же 1933 году семья Нечаевых переехала из Мичуринска в Москву, где уже жили, учились и работали старшие сестры и братья Константина. Здесь же весной 1941 года Константин окончил семь классов средней школы. Вернувшись в Москву в 1943 году после эвакуации в Тамбов, юноша поступает на подготовительное отделение Московского института железнодорожного транспорта, а затем и в сам институт. Возможность получить духовное образование и пойти церковным путем своих дедов и прадедов казалась несбыточной.

Но всё в нашей жизни меняется. И 14 июля 1944 года, в день памяти мученика Иустина Философа, состоялось торжественное открытие Богословских пастырских курсов и Богословского института, разместившихся в Новодевичьем монастыре. Учебные аудитории института разместились в Лопухинском корпусе обители, а его общежитие и аудитория Богословско-пастырских курсов – в помещениях при монастырском храме в честь Успения Пресвятой Богородицы. Среди тех, кто подал прошение о зачислении в Богословский институт, был и Константин Нечаев. Осенью того же года начались учебные занятия, которые ему на первых порах удавалось совмещать с обучением в Институте железнодорожного транспорта.

А вскоре воспитанник 4-го класса Московской духовной семинарии стал иподиаконом Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского).

Фото из открытых источников интернет
Фото из открытых источников интернет

В 1947 году Константин Нечаев успешно закончил Московскую духовную семинарию, а летом 1951 года – полный курс Московской духовной академии. Осенью того же 1951 года патриарх Алексий благословил его читать в академии курс истории Западной Церкви; тогда же он был назначен преподавателем и вскоре утвержден в звании доцента. 15 февраля 1952 года, в день праздника Сретения Господня, Константин Нечаев был рукоположен Святейшим Патриархом Алексием в сан диакона, а 4 декабря 1954 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, – во священника.

Пастырское служение иерей Константин проходил в крестовом патриаршем храме в Переделкино.

храм в Переделкино. Фото из открытых источников интернет
храм в Переделкино. Фото из открытых источников интернет

13 апреля 1959 года священник Константин Нечаев принял иноческий постриг в Троице-Сергиевой лавре с именем Питирим в честь святителя Питирима Тамбовского – небесного покровителя своего древнего священнического рода.

Св Питирим Тамбовский
Св Питирим Тамбовский

Кстати, некоторые люди, которые общались с митрополитом говорили, что он неуловимо похож на тамбовского святого. Это не удивительно. Они действительно были в дальнем родстве...

8 октября 1959 года иеромонах Питирим был возведен патриархом в сан архимандрита и назначен инспектором Московских духовных школ. Чуть позже начнётся и его работа в "Журнале Московской Патриархии", которой он отдаст много лет. Потом владыка Питирим был назначен и председателем Издательского отдела Московского Патриархата. Он возглавлял его с 1963 по 1994 год, с сохранением обязанностей профессора Московских духовных школ, оставаясь также главным редактором "Журнала Московской Патриархии".

Владыка будет возглавлять Смоленскую епархию, выезжать по делам Церкви за границу, встречаться со множеством совершенно разных людей и участвовать в огромном количестве совершенно разных ( и не обязательно духовных) мероприятий.

30 декабря 1986 года владыка Питирим он был возведен в сан митрополита с титулом Волоколамский и Юрьевский. А в 1990 году его кандидатуру выдвигали во время избрания нового Митрополита.

Будущий Патриарх Алексий II и Митрополит Волоколамский и Юрьевский Пимен 1988 год. Фото из открытых источников интернет
Будущий Патриарх Алексий II и Митрополит Волоколамский и Юрьевский Пимен 1988 год. Фото из открытых источников интернет

Эти два владыки не стали близки друг другу, но всегда были рядом, иногда один другого подменяя на службах или мероприятиях. У Патриарха Алексия II, как это принято сейчас говорить, была своя команда. Поэтому отставка Митрополита Питирима с должности руководителя Издательского отдела Московского Патриархата если кого и удивила, то только не самого владыку.

У него остался "его" Иосифо-Волоцкий монастырь и храм Воскресения словущего в Москве. Владыка не только продолжал исправно исполнять обязанности Патриаршего викария, но через некоторое время стал выполнять особые поручения Святейшего Патриарха.

Иосифо-Волоцкий монастырь. Фото с сайта монастыря.
Иосифо-Волоцкий монастырь. Фото с сайта монастыря.

Помимо служб в московском храме и в монастыре он всегда посещал приходы своего Волоколамского благочиния - на престольные и храмовые праздники и на Светлой седмице. Называл это "ездить по деревням". "В деревнях" его принимали очень тепло и сердечно, с огромным уважением, но без той нервной суеты, которую нередко вызывает приезд высокого церковного начальства на провинциальном приходе. Трогательная любовь выражалась в том, что ему очень старались угодить, исходя не из стандартного шаблона, а из чуткого отношения к его вкусам и привычкам. Например, в селе Спас матушка Сергия всегда готовила к престольному празднику его любимый клюквенный квас.

Фото из открытых источников интернет
Фото из открытых источников интернет

Священник Николай Попов написавший свои воспоминания о владыке писал:

Есть такое село Пески, там от храма почти ничего не осталось. Но владыка провел грандиозное строительство и реставрацию. Сторожку построил. Это место владыка очень любил посещать. Он никогда не ездил на курорты, на отдых. Отдыхать ездил в Пески, выбирал несколько дней – и туда. До деревни 3 километра по бездорожью, никого нет, спокойно. Он здесь мог всегда заниматься богомыслием, писать, думать.
Он вообще любил объезжать дальние приходы. Я его сопровождал всегда. У него «Победа» была, мы на ней и в дождь, и в снег, по грязи, по бездорожью. Если машина встала – идем пешком в резиновых сапогах. Особенно часто ездил, когда реставрация шла, – приедет, всё лично проверит.

«Слово его было растворено любовью...». Публикация на портале Православие.ру 4 ноября 2013 года

Беседа с настоятелем Сретенского храма села Пески протоиереем Ювеналием Церериным. 1976 г. Фото из открытых источников интернет
Беседа с настоятелем Сретенского храма села Пески протоиереем Ювеналием Церериным. 1976 г. Фото из открытых источников интернет

Митрополит Питирим читал лекции студентам, приезжал к "людям в погонах", как он говорил. Тонко и деликатно он находил грани соприкосновения православной духовности с внутренним миром воинов, своим жизненным примером показывая, как надо отстаивать идеалы защиты Отечества.

В начале 2000- х годов он снова стал вновь довольно часто появляться на церковных собраниях высокого уровня.

А в последний год своей жизни митрополит Питирим сподобился быть свидетелем схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Из Святой Земли он прилетел в Москву, где прямо в аэропорту Внуково совершил молебен и раздал лампады с Благодатным огнем. Здесь он неожиданно узнал, что именно ему выпала честь возглавить пасхальную службу в храме Христа Спасителя 27 апреля 2003 года вместо заболевшего первоиерарха. Поистине, это был достойный апофеоз в жизни человека, вся жизнь которого проходила так, как будто была вписана в православный месяцеслов.

Пасха Христова. Храм Христа Спасителя. 27 апреля 2003 г.
Пасха Христова. Храм Христа Спасителя. 27 апреля 2003 г.

Вскоре владыка Питирим перенес хирургическую операцию, но, несмотря на это, принял участие в летних торжествах, которые проходили в Сарове и Дивееве в связи со 100-летием прославления преподобного Серафима Саровского. После возвращения в Москву болезнь его вновь обострилась, и в течение многих недель он находился в Центральном военном госпитале. Патриарх Алексий II приехал к нему попрощаться 12 октября. Сожалея, что не может служить в храме, митрополит Питирим сказал Святейшему: "Я живу от праздника до праздника…".

Скончался митрополит Питирим 4 ноября 2003 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, на 78-м году жизни. Владыка был к этому внутренне готов и как бы подводил черту под своими страданиями: "Онкология – это особый путь к Богу". Незадолго до кончины он принял схиму с именем священномученика Питирима, епископа Великопермского и Устьвымского.

Похоронили митрополита Питирима на Даниловском кладбище Москвы, рядом с могилами родителей и родственников.

Фото из открытых источников интернет
Фото из открытых источников интернет

Листаю книжечку, которую купила в монастыре, в Музее Библии. Она такая тоненькая, но сколько в ней информации!

Здесь -в музее - есть целый мемориальный зал, посвящённый митрополиту Питириму, в котором есть его личные вещи и книги.

А ещё сравнительно недавно в Волоколамске и Волоцком монастыре появились памятники владыке Питириму.

На территории монастыря
На территории монастыря
г Волоколамск
г Волоколамск

А на здании Издательского совета РПЦ появилась мемориальная доска.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

Прошло уже много лет со дня его кончины. Но знаете, я почему-то вспоминаю его живым. Может это видеосъёмка виновата? Я была мало верующей в то время, когда владыка призывал нас идти за собой. Я была молода и глупа. Но не ошиблась, когда крестила обоих сыновей в том самом Сретенском храме в Песках, который так любил митрополит.

Листаю фотографии... Каким же разным он мог быть!

Титул митрополита Волоколамского и Юрьевского для Владыки не был простой формальностью, необходимой принадлежностью викарного архиерея. Он пробыл на одной кафедре все 40 лет своего архиерейского служения - редкий случай в наши дни. Ощущал весь этот край как вверенный себе. Прекрасно знал его историю - от глубокой древности до наших дней, отмечал все его знаменательные даты, свято чтил его воинскую славу.

Он был единственным издателем, издававшим церковную литературу при Советской власти, первым "наводил мосты" в отношениях между Церковью и Армией, первым стал много и активно выступать на телевидении, он познакомил советское общество с Церковью.

Хочу закончить свой рассказ чудом, которое произошло уже после кончины Владыки Пимена. Его напечатал портал "Азбука"( ttps://azbyka.ru/fiction/plennyj-rycar-aleksandrova-suzdalceva/)

Портрет митрополита Пимена в музее Иосифо-Волоцкого монастыря
Портрет митрополита Пимена в музее Иосифо-Волоцкого монастыря
После смерти Владыки почти все наши знакомые видели какие–то сны. Конечно, значительная часть их объясняется нервным переутомлением от переживаний последних месяцев — все, кто любил Владыку, ощущали особое духовное сиротство. Были, наверное, и «дамские всплески». Но все же описанием одного такого сна, приснившегося одной из нас, мы закончим наш рассказ. Это было в ночь после похорон. Он явился нам и еще кому–то из наших — веселый и радостный, в серебристом, серо–голубом летнем подряснике. Мы все со слезами бросились к нему за благословением, стали целовать ему руки. Он засмеялся: «Ну что это вы, что вы плачете? Я теперь всегда буду с вами! Только руки не трогайте, у меня пальцы еще болят. Но это скоро пройдет».
Сон был счастливый, только вот про пальцы было непонятно. Причем здесь это? Но недоумение скоро разрешилось. Как мы узнали из достоверного источника, в последние дни от неудачных попыток взять кровь действительно пальцы у него были все исколоты, и сильно болели…

Когда-то в интервью Владыка Питирим сказал, что его путеводной фразой по жизни стала фраза апостола Павла : «Я был для всех всем, чтобы спасти хотя бы некоторых» .

Благодаря ему (в том числе) я сегодня пытаюсь спасаться и верить...

Лайки помогают развитию канала!