На территории России эксплуатируется немало примечательным мостов. Многие из них интересны разного рода инженерными решениями. Именно отечественные специалисты, опережая время, разрабатывали и смело внедряли новые технологии, которые впоследствии применялись при возведении аналогичных сооружений во всем мире.
Однако есть в нашей стране и такие мосты, которые не отличаются уникальностью в техническом или архитектурном плане, но вполне заслуживают к себе самого пристального внимания, так как расположены в примечательных местах.
Подобное относится и к челябинской переправе через Миасс, построенной в 1953-м. Во время войны в этом месте через водную преграду переправили свыше 20 тыс. ленинградцев, эвакуированных из родного города для работы на оборонных заводах Челябинска. В частности, на ЧТЗ собирали знаменитые танки Т-34. Многие из тех, кто вынужденно приехал в эти места в 1940-х, остались здесь и после войны.
Именно поэтому сегодня объект носит имя «Ленинградский» — в 1999-м перед мостом установили памятный знак с барельефом медного всадника. А через три года после появления монумента в районе объекта захоронили капсулу с землей из Северной Столицы.
Помимо значимой страницы своей истории, это сооружение примечательно тем, что по сути соединяет берега Урала и Сибири, на границе которых и расположен Челябинск. Здесь на уровне геологии сходятся пласты Западно-Сибирской низменности и Уральских гор. Таким образом, с одной стороны реки Миасс мост стоит на гранитных горных породах, а с другой — на осадочных, типичных для Западной Сибири.
- Примечательно, что в царское время ул. Труда, расположенная к югу от русла р. Миасс, называлась Сибирской (см. мост и ул. Труда на карте).
В последние годы этому примечательному географическому факту в областной столице посвятили целый ряд арт-объектов. В частности, один из них в 2014-м появился на проспекте Ленина между домами №17 и №24. Что касается автодорожного Ленинградского моста, по которому челябинцы каждый день «путешествуют» из Урала в Сибирь и обратно, то его длина составляет 187 м. По нему проходит самая длинная улица города — проспект Победы.
Объект давно нуждался в обновлении. Однако к работам долгое время не приступали. В 2015-м сооружение и вовсе признали аварийным. Реконструкция переправы началась только весной 2021-го, и уже к середине следующего года проект стоимостью 1 млрд руб. был завершен.
Мост существенно преобразился: стал шире на 30 м и выше на 2,5 м. Теперь он шестиполосный, плюс трамвайные пути и тротуары для пешеходов. Подобных переправ через Миасс в городе много, но именно Ленинградский мост является символической границей между Уралом и Сибирью.
- Важно отметить, что административно граница между Сибирью и Уралом идентична границе между Курганской и Челябинской областями. А с точки зрения геологии она проходит как раз в месте соприкосновения западно-сибирских равнин с гранитными основаниями Уральских гор. Еще одной условной границей в этом отношении является трасса «Меридиан» на участке от проспекта Ленина до улицы Механической.
В статье использованы изображения с сайта Администрации города Челябинска / cheladmin.ru