Cчитанные дни остаются до наступления одного из самых значимых событий в жизни детей и их родителей - Дня знаний - 1 сентября!
Этот день ознаменует вступление дошкольника в новый жизненный этап, что станет ярким, волнительным и запоминающимся событием в его жизни.
Но, как только эффект новизны уйдет, а это может произойти даже к концу первого учебного дня, для ребенка неминуемо настанет адаптация. Некоторые дети проживают ее незаметно для себя и для родителей, а кому-то она дается достаточно сложно. Поэтому, давайте разберемся, что это такое (адаптация), и как понять, что все складывается успешно.
Адаптация - это
перестройка организма, необходимая для приспособления к новым условиям. Для первоклассников этот период может длится от 2-х до 6-ти месяцев. Самыми трудными являются первые недели.
К чему ребенок должен приспосабливаться?
- К новой социальной позиции, теперь он не просто ребенок своих родителей, и воспитанник детского сада (если он в него ходил), теперь он ученик, а значит, в его жизни произошла смена социальной роли: дошкольник - ученик.
- Заняв позицию ученика, ребенок приобретает новые обязатенности, с которыми ранее он соприкосался лишь косвенно.
- Помимо этого, для достижения необходимых усехов в новой роли у ребенка меняется ведущая деятельность: игровая - учебная.
- Меняется социальное окружение.
Виды адаптации и показатели ее успешности:
Физиологическая адаптация
В первые недели ребенок тратит значительную часть ресурсов своего орагнизма на приспособние к новому образу жизни. Именно по этому причины сентябрь самый "болезненный" месяц у детей.
Об успешности свидетельствуют:
- Высокая работоспособность (успеваемость)
- Хороший сон и аппетит
- Отсутствие симптоматических заболеваний
Социальная адаптация
Социальную и психологическую адаптацию можно объединить между собой, так как они неразрывно взаимодействуют друг с другом.
Смысл социально - психологической адаптации заключается в том, что ребенок привыкает к своей новой роли ученика. Это включает в себя изменение самосознания, переоценку ценностей. Появляются новые авторитеты (в лице педагогов), и следующая ступень построения самооценки (сопоставление себя со сверстниками, осознание своей успешности).
Об успешности свидетельствуют:
- Установление новых взаимоотношений
- Сложились устойчивые способы контруктивного взаимодействия со взрослыми и ровесниками.
- Ребенок адекватно воспринимает требования, критику
- Имеет хороший статус в коллективе.
Психологическая адаптация
- Отсутствуют резкие перепады настроения
- Хорошая успеваемость
- Проявление самостоятельности
- Присутствует собственная мотивация к обучению
А что может свидетельствовать о дезадаптации (нарушении адаптации)?
Стоит обратить внимание на следующие признаки:
- Нарушение аппетита и/или сна
- Жалобы на здоровье (усталость, головная боль, тошнота и т.д.)
- Частая заболеваемость простудными заболеваниями
- Снижение массы тела, бледность, быстрая утомляемость
- Снижение самооценки
- Скнижение учебной мотивации
- Повышение тревожности
- Появление навязчивых движений (подергивание мышцами, покашливание, обкусывание ногтей и т.д.)
- Невротические расстройства
- Агрессивное поведение.
Своевременное обнаружение этих симптомов поможет более быстро оказать ребенку необходимую помощь в процессе адаптации.
В своей следующей статье я расскажу более подробно об этапах адаптации, причинах дезадаптации и способах поддержки ребенка на его новом жизненном этапе.
Подписывайтесь!