Найти в Дзене

Адаптация первоклассников. Показатели успешности и неуспешности.

Оглавление
Источник изображения Pinterest. https://ru.pinterest.com/pin/845480530069806110/
Источник изображения Pinterest. https://ru.pinterest.com/pin/845480530069806110/

Cчитанные дни остаются до наступления одного из самых значимых событий в жизни детей и их родителей - Дня знаний - 1 сентября!

Этот день ознаменует вступление дошкольника в новый жизненный этап, что станет ярким, волнительным и запоминающимся событием в его жизни.

Но, как только эффект новизны уйдет, а это может произойти даже к концу первого учебного дня, для ребенка неминуемо настанет адаптация. Некоторые дети проживают ее незаметно для себя и для родителей, а кому-то она дается достаточно сложно. Поэтому, давайте разберемся, что это такое (адаптация), и как понять, что все складывается успешно.

Адаптация - это

перестройка организма, необходимая для приспособления к новым условиям. Для первоклассников этот период может длится от 2-х до 6-ти месяцев. Самыми трудными являются первые недели.

К чему ребенок должен приспосабливаться?

  1. К новой социальной позиции, теперь он не просто ребенок своих родителей, и воспитанник детского сада (если он в него ходил), теперь он ученик, а значит, в его жизни произошла смена социальной роли: дошкольник - ученик.
  2. Заняв позицию ученика, ребенок приобретает новые обязатенности, с которыми ранее он соприкосался лишь косвенно.
  3. Помимо этого, для достижения необходимых усехов в новой роли у ребенка меняется ведущая деятельность: игровая - учебная.
  4. Меняется социальное окружение.

Виды адаптации и показатели ее успешности:

Физиологическая адаптация

В первые недели ребенок тратит значительную часть ресурсов своего орагнизма на приспособние к новому образу жизни. Именно по этому причины сентябрь самый "болезненный" месяц у детей.

Об успешности свидетельствуют:

  • Высокая работоспособность (успеваемость)
  • Хороший сон и аппетит
  • Отсутствие симптоматических заболеваний

Социальная адаптация

Социальную и психологическую адаптацию можно объединить между собой, так как они неразрывно взаимодействуют друг с другом.

Смысл социально - психологической адаптации заключается в том, что ребенок привыкает к своей новой роли ученика. Это включает в себя изменение самосознания, переоценку ценностей. Появляются новые авторитеты (в лице педагогов), и следующая ступень построения самооценки (сопоставление себя со сверстниками, осознание своей успешности).

Об успешности свидетельствуют:

  • Установление новых взаимоотношений
  • Сложились устойчивые способы контруктивного взаимодействия со взрослыми и ровесниками.
  • Ребенок адекватно воспринимает требования, критику
  • Имеет хороший статус в коллективе.

Психологическая адаптация

  • Отсутствуют резкие перепады настроения
  • Хорошая успеваемость
  • Проявление самостоятельности
  • Присутствует собственная мотивация к обучению

А что может свидетельствовать о дезадаптации (нарушении адаптации)?

Стоит обратить внимание на следующие признаки:

  • Нарушение аппетита и/или сна
  • Жалобы на здоровье (усталость, головная боль, тошнота и т.д.)
  • Частая заболеваемость простудными заболеваниями
  • Снижение массы тела, бледность, быстрая утомляемость
  • Снижение самооценки
  • Скнижение учебной мотивации
  • Повышение тревожности
  • Появление навязчивых движений (подергивание мышцами, покашливание, обкусывание ногтей и т.д.)
  • Невротические расстройства
  • Агрессивное поведение.

Своевременное обнаружение этих симптомов поможет более быстро оказать ребенку необходимую помощь в процессе адаптации.

В своей следующей статье я расскажу более подробно об этапах адаптации, причинах дезадаптации и способах поддержки ребенка на его новом жизненном этапе.

Подписывайтесь!