Найти тему
Хроники Сент-Элиаса

Весь этот «Оксиген». К 75-летнему юбилею Жан-Мишеля Жарра.Ч.12 - 1986. Эпоха Rendez-vous.

Статью об альбоме от 5 апреля 2021 года вы можете прочитать по ссылке

Начинался 1986 год ни шатко, ни валко. Планов у маэстро полный огород. Альбом Zoolook впервые издаётся в США, а во Франции между тем вовсю идёт работа над альбомом, который и станет лейтмотивом будущих концертов (для которых, к слову сказать, была набрана концертная команда, костяк которой будет и на последующих представлениях маэстро). И как уже было сказано, альбом был назван Rendez-Vous.

- Надо сказать, сдал немного в плане сочинительства наш маэстро. 3 из 6 треков являются переработкой ранних работ. А 4-ю часть маэстро написал также немного раньше. Вот что он говорил по поводу 4-й части: - Эта пьеса долгое время была у меня на складе, она лежала на старой кассете. Звукорежиссер (скорее всего, речь идёт о Клоде Эрмелене), работавший со мной, однажды случайно нашел эту кассету, сказав мне «а скажи мне, ты мог бы что-нибудь сделать с этим демо?», и это демо стало своего рода гимном».

Естественно, записи потребовалась доработка. Так в итоге и вышло. Более того, именно 4-я часть и стала синглом альбома. На него снимается видео, где впервые используется полукруглый синтезатор LAG Claviere Lumineux. Так, парк инструментов маэстро (вплоть до 1995 года) будет пополняться новыми полукруглыми синтезаторами. Ну и об альбоме.

Впервые с 1978 года обложка за Мишелем Гранже, а сам альбом (как и все его золотые альбомы) был записан на пару с Мишелем Гессом. Конечно, не они одни принимали участие в записи. Были ещё Доминик Перрье, Сильвен Дюран, Джо Хаммер (р.1954), хор радио Франции, и, наверное, самый возрастной участник записи – Пьер Госсеж (1928-2001). Именно Госсеж «заменил» Рона МакНейра (1950-1986) в Last Rendez-vous, а ещё на альбоме отметился сын Жарра - Дэвид (р.1979). На ней (обложке!!) наша планета, стилизованная под женское лицо, на котором только губы, и к которому поднесены две руки, как будто для призыва кого-нибудь.

Да, как вы поняли, в ходе записи альбома происходит ужасная трагедия: на 73 секунде после запуска, «Челленджер» остаётся в небе навсегда... А вместе с ними и 7 астронавтов, среди которых и был МакНейр. И именно им должна была исполняться партия на саксофоне в прямом эфире с космического корабля «Челленджер». Эта партия стала бы первой музыкой, сыгранной и записанной в космосе. Так, к Last Rendez-Vous добавилась ещё и Ron’s piece, как дань памяти погибшему астронавту и другу маэстро.

- В процессе работы над альбомом и подготовки к концерту Жарр и МакНейр регулярно поддерживали контакт друг с другом, иногда — вживую, иногда — по телефону. Незадолго перед полётом Рон Макнейр разучил соло на саксофоне. 28 января 1986 года Рон позвонил Мишелю в последний раз: «…Все в порядке. Увидимся через неделю. Смотри по телевизору, как я взлечу!» Но в тот день весь мир стал свидетелем катастрофы. Хотя на первый взгляд казалось, день не предвещал ничего плохого.

Жан-МИшель Жарр и Рональд Мак-Нэр.Фото из открытых источников.
Жан-МИшель Жарр и Рональд Мак-Нэр.Фото из открытых источников.

От автора.

Это в теории. На практике же накануне запуска в НАСА разгорелся ожесточённый спор относительно запуска. Уж больно поизносился шаттл за 7 лет использования, да ещё и немало ошибок нашлось в конструкции корабля. В общем, полный букет «болезней» шаттла, названного, к слову сказать, в честь Британского корвета.

На 73-й секунде полета космический корабль «Челленджер» взорвался на глазах у миллионов американских телезрителей, унеся с собой жизни семерых человек.

- Когда «Челленджер» взорвался, я был подавлен – скажет Жарр в одном из своих поздних интервью. Перспектива светомузыкального шоу в Хьюстоне висела на волоске.

- Все были потрясены этой трагедией. Не менее был потрясен и наш ЖанМиш - ведь он потерял друга…. Да уж, одно время он подумывал вообще отменить концерт, и возможно бы, отменил его, если бы не вмешался Брюс МакКандлесс, который и уговорил Жарра дать мега-шоу, как дань памяти погибшему экипажу. Берёмся теперь за разбор альбома...

First Rendez-Vous. В целом композиция написана в спокойном стиле, хотя начинается ну уж с очень резкой ноты. Можно сказать, что под эту композицию как раз можно и в космос залететь, как раз мелодия под ситуацию подходит...

Second Rendez-Vous. Одна из «крупногабаритных» композиций ЖанМиша, ибо длится почти 11 минут. Самое интересное, что композицию-то некоторые могут отнести к разряду «а где-то мы это уже слышали...», и окажутся правы - сия композиция была создана аж в 1975 году в виде песни «La Belle et La Bête» («Красавица и Чудовище»), которую исполнил Жерар Ленорман. Мысленно композицию можно разделить на три части: в первой части чувствуется приятное чувство напряжёнки, некоторого такого «алярмчика», как будто за тобой целый симфонический оркестр вместе с ЖанМишем несётся, а чуточку поздней к ним присоединяется мини-хор; во второй части ЖанМиш достаёт из широких штанин... Лазерную арфу (а вы что подумали???), и сразу же в голове встаёт такая картинка - светящаяся всеми цветами радуги лазерная арфа, и виртуозно жаррящий на ней Жарр (кстати, в какие-то моменты он при игре на лазерной арфе надевает перчатки, а в какие-то нет); третья часть - то же самое, что и в первой, только кто-то ещё бьёт в большой барабан, а ЖанМиш скачет по клавишам с пружиной, прикрепленной к пятой точке... Не знаю, как вам, возможно, эта композиция вас малость и напряжёт... Мне она, наоборот - успокаивает нервы, как и Ethnicolor...

Third Rendez-Vous. И вновь ЖанМиш берётся за лазерную арфу и играет на ней... Видимо, когда он сочинял эту композицию, то думал о чём-то возвышенном, космическом и при этом очень и очень серьёзном... И да, кстати: изначально сия композиция была одним из саундтреков к фильму «Les Granges brûlées» ( «Сгоревшие фермы») 1973 года (да, кстати, этих саундтреков оттуда у него на целый альбом, и про этот альбом я вам как-нибудь потом да расскажу), и именовалась тогда «Le Juge» («Судья»), потом из неё опять вышла песня, и опять для Жерара Ленормана - «La mort de la cygne» («Смерть лебедя» - жутковатое названьице, не правда ли???).

Fourth Rendez-Vous. И опять ЖанМиш прикрепил на попу пружину и айда скакать по клавишам... Ладно, шучу, это он играет на синтезаторе с подсветкой LAG, что даже можно видеть в клипе, снятом на эту композицию... Ну, а также увидеть старт самого «Челленджера» и его радостный экипаж... Да, и каких-то непонятных чудиков, похожих на инопланетян... Прям самой захотелось попросить у ЖанМиша на время этот синтезатор и хоть чуток побацать на нём... И весело упрыгать под эту музыку в космос...

Клип на Rendez-vous 4. С этого момента, в карьере маэстро началась эпоха LAG.
Клип на Rendez-vous 4. С этого момента, в карьере маэстро началась эпоха LAG.

Fifth Rendez-Vous. Как и Second Rendez-Vous, Fifth Rendez-Vous можно мысленно поделить на три части: в первой части такая мелодика, что аж хочется прямо с места в космос улететь, и лететь, лететь, лететь... Во второй части местами прямо слышится небольшая реприза Fourth Rendez-Vous, и местами чьё-то аканье, затем, там же и в третьей части, местами - как будто кто-то сыплет мелкие шарики из одного сосуда в другой, местами - имитацию чьей-то торопливой беготни, то ли таракашек, то ли марсиан, то ли таракашек с марсианами, то ли таракашек на марсианах, то ли марсиан на таракашках... И да, кстати, третья часть Fifth Rendez-Vous - это переосмысленный трек с альбома Music for Supermarkets – Music for Supermarkets part 3. В общем, хороший материал у Жарра никогда не залёживается зря, он просто ждёт своего часа... И да, тут как-то «отметился» Дэвид, сын нашего ЖанМиша, только вот как - я сама никак не въехала, ну вот хоть тресни пополам...

Last Rendez-Vous (Ron's piece). Этот трек и должен был стать первой музыкальной композицией, исполненной и записанной в космосе. И именно в этой композиции партию саксофона должен был исполнить Рон МакНейр. Но... Случилось, что случилось. На альбоме за астронавта сыграл саксофонист Пьер Госсе. Можно считать этот трек этаким трибьютом, посвящением памяти погибшего экипажа «Челленджера» в целом, и Рона в отдельности. Впрочем, для родных, близких и друзей астронавты по-любому живы, живы в их сердцах и мыслях, и их души где-то там, в далёком-далёком космосе... И наверняка, когда ЖанМиш нет-нет да и вспомнит про Рона, то посмотрит в далёкое ночное небо, усеянное звёздами – и будто бы слышит звуки его саксофона... Композиция и так сама по себе звучит лирически-печально, из-за звучания грустной саксофонной мелодии на фоне сердцебиения, а если ещё при этом вспомнить, кому она посвящена... No comments, ребята и девчата, доставайте платочки и не сдерживайте чувств... Общее впечатление от альбома: в целом, он получился очень космическим, и каждый его трек подходит под любое настроение... Последний трек вообще так сильно за душу цепляет - мама не горюй... Жаль только, что то, что должно было быть совместной работой с Роном Макнейром, стало посвящением памяти его и его сотоварищам по команде «Челленджера»... Но что поделать, что поделать, прошлого уже не вернуть...