Найти тему
Хроники Сент-Элиаса

1986. Под знаком Rendez-vous.Трилогия(Сент-Элиас version)

Оглавление

версию с канала "Записки старушки Лексевны" читайте по этой ссылке.

Жарреные страницы. Под знаком Рандеву: Хьюстон-Лион.(Старушки Лекс version)
Записки старушки Лексевны.24 марта 2023

Да уж, не кисло нашумела моя предыдущая статья о творчестве "Сектора газа". Я уже было подумал, что после неё можно было ничего не писать. Но тем не менее, мне всегда есть о чём(и о ком!!!!) рассказать. Тем более, что сегодня, 4 апреля исполняется 35 лет со дня выхода альбома, опусы из которого на протяжении более, чем 30 лет составляли основу мега-шоу маэстро Жарра, и который наверняка не оставил никого из давних поклонников маэстро равнодушным. Речь сегодня пойдёт об альбоме 1986 года - Rendez-vous. И кстати в том же 1986 он даст два концерта, которые будут называться также, как и альбом. Но обо всём по порядку. Итак, моя сегодняшняя статья будет не просто статьёй, а целой трилогией под общим названием "Под знаком Rendez-vous". Именно так и прошёл этот год Тигра (а их в его жизни на тот момент было 4)да и в карьере маэстро тоже.

Предисловие.

Давно известно, в астрологии годы Тигра хоть и не считаются високосными, но разного рода события со знаком «минус» будь то катастрофы природного или техногенного характера случаются в оный год с завидной регулярностью. Скажу так, в некотором смысле годы Тигра даже дают фору всем високосным годам. При моей жизни их было три:1986, 1998 и 2010 и вот-вот наклёвывается 2022 год, и во все эти происходило что-либо подобное: в основном конечно менялась обстановка вокруг. Так в 1998 я закончил школу, а в 2010 закрыли мою контору, которой я отдал 7 лет своей жизни. Но к моей публикации всё это не имеет никакого отношения. А речь в этом посте пойдёт о годе 1986-м. Скажу так: хоть мне и было 5 лет, но то, что происходило в тот год, знаю не понаслышке. Чернобыль, Адмирал Нахимов, убийство Улофа Пальме, ну а в самом начале 1986 – «Челленджер». Именно "Челленджеру" и был посвящён оный альбом.

Часть 1. Альбом.

По хорошему повествование об альбоме нужно начинать не с 1986 или скажем с конца 1985 года,а с начала 70-х. Именно тогда и появились первые зачатки будущего альбома. Ну если быть до конца точным то отправной точкой можно считать 1973 год. Почему?Дело в том, что в тот год маэстро выпустил саундтрек к фильму "Сожжённые амбары"("Подозреваемый"), и два трека "Судья" и "Крестьяне" по сути стали пре-версиями Rendez-vous 3. Впрочем, эту же самую мелодию он использовал и в 1975 году уже для песни La Mort Du Cygne, для которой кстати он написал и слова, и в том же году придумана мелодия для песни La Belle&La Bete, которая станет......ну да ладно,не будем забегать вперёд,на тот момент встал вопрос: кому исполнить?В общем-то вопрос был сразу решён:им будет Жерар Ленорман.

Но мировой славы достичь пока трудно,и после записи он (как и все мало-мальски уважающие себя электронщики!!)отложил свои мелодии в долгий ящик "до лучших времён". Ну а затем наступил период, о котором вы все прекрасно знаете. Следующим же потенциальным треком альбома стал трек Music For Supermarkets 3, записанный в 1983 году на одноимённом альбоме. А в 1984 году усилиями Французских и Американских музыкантов записывается Zoolook, в 1985 году он переиздаётся с ремиксами на Zoolook и Zoolookologie. Так и прошли начало и середина года, а в конце 1985 года началась работа над новым альбомом,который станет первым "тематическим" альбомом в карьере маэстро. Немного поясню: дело в том,что в этот период к композитору обратились представители Гранд-опера (символично для Француза слышать оное название, ведь в Париже тоже есть Гран-Опера, которую почему-то именуют Опера Гарнье)с просьбой провести светомузыкальное представление в честь 150-летия штата Техас и города Хьюстон, а также 25-летие НАСА. В плане концертов у маэстро был простой целых 5 лет. Почему так вышло - сложно сказать, видимо не было подходящего альбома. Вот при таких обстоятельствах и происходит запись альбома Rendez-vous. Опять-таки наклёвывалось Франко-Американское сотрудничество,благо в 1986 году Zoolook издали в США. Но в отличии от Zoolook работа будет вестись исключительно на Croissy-studio, да и сотрудничество будет музыкально-космическим. Дело в том, что маэстро привлёк к работе астронавта Рональда Мак-Нэра,который помимо всего этого был кандидатом физических наук, обладателем чёрного пояса по каратэ, и.........саксофонистом. Такой вот набор достоинств. Тогда и зародилась идея двух музыкантов - сыграть на саксофоне в космосе. Для этого будет установлена связь с космонавтами. В общем, работа закипела. Мак-Нэр до последнего поддерживал связь с маэстро, буквально отрабатывал каждую ноту. Но наступило 28 января..........

-Весел экипаж, но над огромным кораблём,

Зловещий меч дамоклов занесён.

Именно таким дамокловым мечом и стало НАСА, принявшее трагическое решение о запуске "Челленджера". За 7 лет использования он успел порядком поизносится и требовал модернизации. Но....не судьба. 7 астронавтов в тот день остались "в небе навек".

"Дым в небесах, слёзы отчаяния в глазах". Свидетели трагедии. Фото из свободных источников.
"Дым в небесах, слёзы отчаяния в глазах". Свидетели трагедии. Фото из свободных источников.

-Когда «Челленджер» взорвался, я был в депрессии – говорил сам маэстро о той трагедии.

Так с мечтой сыграть мелодию в космосе ему пришлось расстаться.Впрочем, через 11 лет в Москве его мечта таки осуществится,когда будет установлена связь с космонавтами на станции "Мир".

И всё же он записал Ron's piece. Партию Рона исполнил француз Пьер Госсеж. Так что Франко-Американский коллаборейшен если и случился, то его можно назвать лишь музыкально-космическим.И да, ваш покорный слуга назвал оное творение "Лебединой верностью" по-Жарровски с той разницей,что в этих "лебедей" "стреляли" не физически,а морально и материально, так что этот трек был данью памяти Рону Мак-Нэру и шести другим астронавтам, пострадавшим "За чужое зло".

А что же другие треки? Как я уже говорил отдельные мелодии существовали и ранее, о чём я и рассказывал в самом начале. Но были и оригинальные произведения. Таковыми на альбоме являются First Rendez-vous, Second Rendez-vous part 3, Fourth Rendez-vous, Fifth Rendez-vous part 1-2, Last Rendez-vous. И вот настал в карьере маэстро тот момент,когда надо было "вынуть" из долгого ящика "непригодившиеся" мелодии. Так и появляются Second Rendez-vous part 1-2, 4, и также Third rendez-vous.Также во время сессий альбом издаётся трек Moon Machine, записанный ещё в 1984 году во время сессий Zoolook.Впрочем, в основную сетку альбома он не вписывался, а остался би-сайдом на сингле Rendez-vous 4. Именно на эту композицию и снимается клип,где впервые показан полукруглый синтезатор LAG Claviere Lumineux. Можно сказать, с этого момента и началась эпоха синтезаторов LAG в карьере маэстро.И вновь при деле был Мишель Гранже, оформивший обложку альбома. Ну и немного о музыкантах.

Клип на композицию Rendez-vous 4, где был показан "Челленджер" и с этого момента началась эпоха инструментов LAG.
Клип на композицию Rendez-vous 4, где был показан "Челленджер" и с этого момента началась эпоха инструментов LAG.

Несмотря на то,что музыку написал единолично маэстро Жарр, этот альбом можно смело считать "поединком" самого маэстро и Мишеля Гейсса. Именно Гейсс внёс основную лепту в общий саунд альбома. Но были и вышеупомянутый Пьер Госсе, а также Сильвен Дюран,Доминик Перрье, Джо Хаммер, хор радио Франции и ..сын маэстро Давид. За звук отвечали Дени Ванзетто,Клод Эрмелен и конечно же Мишель Гейсс

Конечно,альбом получился весьма мрачный, только разве что RV4, и вторая часть RV5 вносят немного позитива в альбом.

«Грустный и трогательный реквием по «Челленджеру» - писали критики.И были правы. Но тем не менее, альбом не прошёл не замеченным, а на следующий день он дал большой концерт в США, в Хьюстоне.

Часть 2. Rendez - vous Houston.

В общем-то он 5 лет не давал никаких концертов, и неизвестно сколько бы ещё он времени провёл бы без концертов, ибо давать концерт в Хьюстоне после всего произошедшего уже как-то не хотелось, но..нашёлся человек, который уговорил его не отменять выступление, а сделать, как дань погибшим астронавтам. Звали его Брюс МакКандлесс, и маэстро начал подготовку.

Легенда мировой космонавтики Брюс МакКандлесс. Его авторитета хватило на то,чтобы маэстро не отменял концерт.
Легенда мировой космонавтики Брюс МакКандлесс. Его авторитета хватило на то,чтобы маэстро не отменял концерт.

Начиная именно с этого представления и был сформирован «костяк» концертной команды:Доминик Перрье, Франсис Римбер, Мишель Гейсс, Сильвен и Кристин Дюран, Паскаль Лебур, Джо Хаммер. Основой концерта стал альбом Rendez - vous , но перед этим прозвучали более ранние вещи: открывал концерт Ethnicolor с альбома Zoolook .Под неё он выходил на сцену. Затем были опусы из Oxygene и Equinoxe ну и…сам альбом Rendez - vous . Скажу прямо: тяжело ему дался этот концерт, это было видно на сцене, когда он весьма необычно двигался. А едва отзвучали последние аккорды 4-го Рандеву (на бис!!), как он обронил весьма странную фразу:

-Я надеюсь увидеть вас через 150 лет. Спокойной ночи.

Что он хотел этим сказать – непонятно. Ясно только одно, что это был весьма тяжёлый концерт в карьере маэстро. Отчасти, причиной подобного были ещё и некие технические вопросы, озвученные ещё накануне концерта. Но, нет худа без добра и уже на следующий день пластинка поступила в продажу в музыкальные магазины по всему миру (ну разве что кроме нашей страны. У нас хоть и была перестройка и гласность, но издавать маэстро на «Мелодии» в планы пока не входит да и как позже выяснится и не войдёт). И наступил полугодовой перерыв.

Часть 3. Rendez - vous Lyon.

Сложно сказать, чем был занят маэстро в этот период, возможно отходил от концерта в Хьюстоне, но едва наступило 5 октября 1986 года, как маэстро взял курс на свой родной город Лион. По странному совпадению произошло это в день учителя, который как и в России во Франции также отмечают 5 октября. Хочется верить, что накануне концерта маэстро поздравил своих учителей с этим праздником, и возможно бы организовал какое-нибудь мега-шоу у стен своей школы. Но…в те дни Лион посетил Папа Римский, и именно в его честь и дал свой концерт маэстро Жарр.

-9

Как и в случае с концертом в Хьюстоне, Лионский концерт мог и не состоятся. Причина крылась….в предсказаниях Нострадамуса, которое гласит, что Понтифика убьют в месте, где сливаются две реки, а Лион, как никакой другой город идеально подходил под это определение. Ну да ладно, Нострадамус жил в 16 веке, а на календаре 20-й, да и какой период он имел ввиду – не совсем ясно, но…Франция переживала волну терактов, так что было о чём поволноваться. Но службы были мобилизованы, и концерт состоялся.

Как и Хьюстоне, начался он с трека Ethnicolor , на сей раз он его исполнил полностью. Затем он сыграл (впервые!!!) Wooloomooloo , а затем были MF 1, Souvenir Of China , Equinoxe 5. Была сыграна и 7-я часть (если верить недавно выложенной в сеть радиотрансляции), но когда дело дошло до издания, её почему-то пропустили. Парадокс. Ну и в концовке вещи из альбома Rendez - vous .В той же самой последовательности, что и в Хьюстоне.

Состав музыкантов несколько изменился: так, вместо ушедшего в «отпуск по семейным обстоятельствам» Доминика Перрье в команду влился бассист Ги Делакруа, игравший до этого времени в проектах Magma , Sounforce и Torpedos , а также перкуссионист Дино Ламброзо. Нельзя также не рассказать и об инструментах – наверное самой козырной части его концертов. Помимо вышеупомянутого LAG(кстати, в Лионе в отличии от Хьюстона он был с чёрными клавишами) , одним из самых необычных инструментов был кнопочный синтезатор Cavagnolo . В 1986 году в команде было два «кнопочника» - Паскаль Лебур и Мишель Гейсс. Первый ушёл с последними аккордами концерта, ну а Мишель остался с маэстро до самого конца «золотого периода» то есть до 1998 года. Ну и ещё один инструмент, сопровождающий маэстро на гастролях и по сей день – легендарная лазерная арфа. Надо сказать, она его сопровождала вот уже 5 лет. Хочется поговорить о ней отдельно, ибо изготовителями арфы являлись люди, которые пытались составить в тот период конкуренцию маэстро на композиторском поприще. Так, в Китае арфа была на совести Дени Карню и Бернара Шайнера, который и сегодня записывает альбомы, а вот за Лионскую арфу «отвечал» Филипп Герр, который в 1979 и 1981 годах тоже попробовал себя на поприще музыканта - записал два альбома с «Берлинской» электроникой, но развивать свой композиторский талант не стал – выбрал инженерскую стезю, и как результат – та самая арфа. В общем, «Рандеву в Лионе» прошло вполне успешно. Также среди участников был и Керк Вэлем, здорово подсобивший маэстро в Хьюстоне. Вот так примерно и прошёл для Жан-Мишеля Жарра год, в котором «всё меняется,всё трудно,и как год суров» то есть год тигра-1986. В следующем 1987 он «подведёт итоги» своих Rendez - vous посредством выпуска концертника « Houston : Lyon », и приступит к работе над наверное самым неоднозначным для восприятия слушателей альбомом – Revolutions . Ну а обложка альбома станет в начале 2000-х обложкой для одного из изданий «Книги одиночеств» Макса Фрая. В тех же 2000-х была предпринята попытка переиздать концерт в Хьюстоне на DVD, но тут же была свёрнута, да и эпоха dvd медленно, но верно уходила в прошлое.Альбом был переиздан более 120 раз в разных странах.Сегодня,опусы из альбома на концертах звучат крайне редко,но скажу прямо - альбом удался.

Макс Фрай. Вдохновился обложкой авторства Мишеля Гранже.
Макс Фрай. Вдохновился обложкой авторства Мишеля Гранже.