версию с канала "Записки старушки Лексевны" читайте по этой ссылке.
Да уж, не кисло нашумела моя предыдущая статья о творчестве "Сектора газа". Я уже было подумал, что после неё можно было ничего не писать. Но тем не менее, мне всегда есть о чём(и о ком!!!!) рассказать. Тем более, что сегодня, 4 апреля исполняется 35 лет со дня выхода альбома, опусы из которого на протяжении более, чем 30 лет составляли основу мега-шоу маэстро Жарра, и который наверняка не оставил никого из давних поклонников маэстро равнодушным. Речь сегодня пойдёт об альбоме 1986 года - Rendez-vous. И кстати в том же 1986 он даст два концерта, которые будут называться также, как и альбом. Но обо всём по порядку. Итак, моя сегодняшняя статья будет не просто статьёй, а целой трилогией под общим названием "Под знаком Rendez-vous". Именно так и прошёл этот год Тигра (а их в его жизни на тот момент было 4)да и в карьере маэстро тоже.
Предисловие.
Давно известно, в астрологии годы Тигра хоть и не считаются високосными, но разного рода события со знаком «минус» будь то катастрофы природного или техногенного характера случаются в оный год с завидной регулярностью. Скажу так, в некотором смысле годы Тигра даже дают фору всем високосным годам. При моей жизни их было три:1986, 1998 и 2010 и вот-вот наклёвывается 2022 год, и во все эти происходило что-либо подобное: в основном конечно менялась обстановка вокруг. Так в 1998 я закончил школу, а в 2010 закрыли мою контору, которой я отдал 7 лет своей жизни. Но к моей публикации всё это не имеет никакого отношения. А речь в этом посте пойдёт о годе 1986-м. Скажу так: хоть мне и было 5 лет, но то, что происходило в тот год, знаю не понаслышке. Чернобыль, Адмирал Нахимов, убийство Улофа Пальме, ну а в самом начале 1986 – «Челленджер». Именно "Челленджеру" и был посвящён оный альбом.
Часть 1. Альбом.
По хорошему повествование об альбоме нужно начинать не с 1986 или скажем с конца 1985 года,а с начала 70-х. Именно тогда и появились первые зачатки будущего альбома. Ну если быть до конца точным то отправной точкой можно считать 1973 год. Почему?Дело в том, что в тот год маэстро выпустил саундтрек к фильму "Сожжённые амбары"("Подозреваемый"), и два трека "Судья" и "Крестьяне" по сути стали пре-версиями Rendez-vous 3. Впрочем, эту же самую мелодию он использовал и в 1975 году уже для песни La Mort Du Cygne, для которой кстати он написал и слова, и в том же году придумана мелодия для песни La Belle&La Bete, которая станет......ну да ладно,не будем забегать вперёд,на тот момент встал вопрос: кому исполнить?В общем-то вопрос был сразу решён:им будет Жерар Ленорман.
Но мировой славы достичь пока трудно,и после записи он (как и все мало-мальски уважающие себя электронщики!!)отложил свои мелодии в долгий ящик "до лучших времён". Ну а затем наступил период, о котором вы все прекрасно знаете. Следующим же потенциальным треком альбома стал трек Music For Supermarkets 3, записанный в 1983 году на одноимённом альбоме. А в 1984 году усилиями Французских и Американских музыкантов записывается Zoolook, в 1985 году он переиздаётся с ремиксами на Zoolook и Zoolookologie. Так и прошли начало и середина года, а в конце 1985 года началась работа над новым альбомом,который станет первым "тематическим" альбомом в карьере маэстро. Немного поясню: дело в том,что в этот период к композитору обратились представители Гранд-опера (символично для Француза слышать оное название, ведь в Париже тоже есть Гран-Опера, которую почему-то именуют Опера Гарнье)с просьбой провести светомузыкальное представление в честь 150-летия штата Техас и города Хьюстон, а также 25-летие НАСА. В плане концертов у маэстро был простой целых 5 лет. Почему так вышло - сложно сказать, видимо не было подходящего альбома. Вот при таких обстоятельствах и происходит запись альбома Rendez-vous. Опять-таки наклёвывалось Франко-Американское сотрудничество,благо в 1986 году Zoolook издали в США. Но в отличии от Zoolook работа будет вестись исключительно на Croissy-studio, да и сотрудничество будет музыкально-космическим. Дело в том, что маэстро привлёк к работе астронавта Рональда Мак-Нэра,который помимо всего этого был кандидатом физических наук, обладателем чёрного пояса по каратэ, и.........саксофонистом. Такой вот набор достоинств. Тогда и зародилась идея двух музыкантов - сыграть на саксофоне в космосе. Для этого будет установлена связь с космонавтами. В общем, работа закипела. Мак-Нэр до последнего поддерживал связь с маэстро, буквально отрабатывал каждую ноту. Но наступило 28 января..........
-Весел экипаж, но над огромным кораблём,
Зловещий меч дамоклов занесён.
Именно таким дамокловым мечом и стало НАСА, принявшее трагическое решение о запуске "Челленджера". За 7 лет использования он успел порядком поизносится и требовал модернизации. Но....не судьба. 7 астронавтов в тот день остались "в небе навек".
-Когда «Челленджер» взорвался, я был в депрессии – говорил сам маэстро о той трагедии.
Так с мечтой сыграть мелодию в космосе ему пришлось расстаться.Впрочем, через 11 лет в Москве его мечта таки осуществится,когда будет установлена связь с космонавтами на станции "Мир".
И всё же он записал Ron's piece. Партию Рона исполнил француз Пьер Госсеж. Так что Франко-Американский коллаборейшен если и случился, то его можно назвать лишь музыкально-космическим.И да, ваш покорный слуга назвал оное творение "Лебединой верностью" по-Жарровски с той разницей,что в этих "лебедей" "стреляли" не физически,а морально и материально, так что этот трек был данью памяти Рону Мак-Нэру и шести другим астронавтам, пострадавшим "За чужое зло".
А что же другие треки? Как я уже говорил отдельные мелодии существовали и ранее, о чём я и рассказывал в самом начале. Но были и оригинальные произведения. Таковыми на альбоме являются First Rendez-vous, Second Rendez-vous part 3, Fourth Rendez-vous, Fifth Rendez-vous part 1-2, Last Rendez-vous. И вот настал в карьере маэстро тот момент,когда надо было "вынуть" из долгого ящика "непригодившиеся" мелодии. Так и появляются Second Rendez-vous part 1-2, 4, и также Third rendez-vous.Также во время сессий альбом издаётся трек Moon Machine, записанный ещё в 1984 году во время сессий Zoolook.Впрочем, в основную сетку альбома он не вписывался, а остался би-сайдом на сингле Rendez-vous 4. Именно на эту композицию и снимается клип,где впервые показан полукруглый синтезатор LAG Claviere Lumineux. Можно сказать, с этого момента и началась эпоха синтезаторов LAG в карьере маэстро.И вновь при деле был Мишель Гранже, оформивший обложку альбома. Ну и немного о музыкантах.
Несмотря на то,что музыку написал единолично маэстро Жарр, этот альбом можно смело считать "поединком" самого маэстро и Мишеля Гейсса. Именно Гейсс внёс основную лепту в общий саунд альбома. Но были и вышеупомянутый Пьер Госсе, а также Сильвен Дюран,Доминик Перрье, Джо Хаммер, хор радио Франции и ..сын маэстро Давид. За звук отвечали Дени Ванзетто,Клод Эрмелен и конечно же Мишель Гейсс
Конечно,альбом получился весьма мрачный, только разве что RV4, и вторая часть RV5 вносят немного позитива в альбом.
«Грустный и трогательный реквием по «Челленджеру» - писали критики.И были правы. Но тем не менее, альбом не прошёл не замеченным, а на следующий день он дал большой концерт в США, в Хьюстоне.
Часть 2. Rendez - vous Houston.
В общем-то он 5 лет не давал никаких концертов, и неизвестно сколько бы ещё он времени провёл бы без концертов, ибо давать концерт в Хьюстоне после всего произошедшего уже как-то не хотелось, но..нашёлся человек, который уговорил его не отменять выступление, а сделать, как дань погибшим астронавтам. Звали его Брюс МакКандлесс, и маэстро начал подготовку.
Начиная именно с этого представления и был сформирован «костяк» концертной команды:Доминик Перрье, Франсис Римбер, Мишель Гейсс, Сильвен и Кристин Дюран, Паскаль Лебур, Джо Хаммер. Основой концерта стал альбом Rendez - vous , но перед этим прозвучали более ранние вещи: открывал концерт Ethnicolor с альбома Zoolook .Под неё он выходил на сцену. Затем были опусы из Oxygene и Equinoxe ну и…сам альбом Rendez - vous . Скажу прямо: тяжело ему дался этот концерт, это было видно на сцене, когда он весьма необычно двигался. А едва отзвучали последние аккорды 4-го Рандеву (на бис!!), как он обронил весьма странную фразу:
-Я надеюсь увидеть вас через 150 лет. Спокойной ночи.
Что он хотел этим сказать – непонятно. Ясно только одно, что это был весьма тяжёлый концерт в карьере маэстро. Отчасти, причиной подобного были ещё и некие технические вопросы, озвученные ещё накануне концерта. Но, нет худа без добра и уже на следующий день пластинка поступила в продажу в музыкальные магазины по всему миру (ну разве что кроме нашей страны. У нас хоть и была перестройка и гласность, но издавать маэстро на «Мелодии» в планы пока не входит да и как позже выяснится и не войдёт). И наступил полугодовой перерыв.
Часть 3. Rendez - vous Lyon.
Сложно сказать, чем был занят маэстро в этот период, возможно отходил от концерта в Хьюстоне, но едва наступило 5 октября 1986 года, как маэстро взял курс на свой родной город Лион. По странному совпадению произошло это в день учителя, который как и в России во Франции также отмечают 5 октября. Хочется верить, что накануне концерта маэстро поздравил своих учителей с этим праздником, и возможно бы организовал какое-нибудь мега-шоу у стен своей школы. Но…в те дни Лион посетил Папа Римский, и именно в его честь и дал свой концерт маэстро Жарр.
Как и в случае с концертом в Хьюстоне, Лионский концерт мог и не состоятся. Причина крылась….в предсказаниях Нострадамуса, которое гласит, что Понтифика убьют в месте, где сливаются две реки, а Лион, как никакой другой город идеально подходил под это определение. Ну да ладно, Нострадамус жил в 16 веке, а на календаре 20-й, да и какой период он имел ввиду – не совсем ясно, но…Франция переживала волну терактов, так что было о чём поволноваться. Но службы были мобилизованы, и концерт состоялся.
Как и Хьюстоне, начался он с трека Ethnicolor , на сей раз он его исполнил полностью. Затем он сыграл (впервые!!!) Wooloomooloo , а затем были MF 1, Souvenir Of China , Equinoxe 5. Была сыграна и 7-я часть (если верить недавно выложенной в сеть радиотрансляции), но когда дело дошло до издания, её почему-то пропустили. Парадокс. Ну и в концовке вещи из альбома Rendez - vous .В той же самой последовательности, что и в Хьюстоне.
Состав музыкантов несколько изменился: так, вместо ушедшего в «отпуск по семейным обстоятельствам» Доминика Перрье в команду влился бассист Ги Делакруа, игравший до этого времени в проектах Magma , Sounforce и Torpedos , а также перкуссионист Дино Ламброзо. Нельзя также не рассказать и об инструментах – наверное самой козырной части его концертов. Помимо вышеупомянутого LAG(кстати, в Лионе в отличии от Хьюстона он был с чёрными клавишами) , одним из самых необычных инструментов был кнопочный синтезатор Cavagnolo . В 1986 году в команде было два «кнопочника» - Паскаль Лебур и Мишель Гейсс. Первый ушёл с последними аккордами концерта, ну а Мишель остался с маэстро до самого конца «золотого периода» то есть до 1998 года. Ну и ещё один инструмент, сопровождающий маэстро на гастролях и по сей день – легендарная лазерная арфа. Надо сказать, она его сопровождала вот уже 5 лет. Хочется поговорить о ней отдельно, ибо изготовителями арфы являлись люди, которые пытались составить в тот период конкуренцию маэстро на композиторском поприще. Так, в Китае арфа была на совести Дени Карню и Бернара Шайнера, который и сегодня записывает альбомы, а вот за Лионскую арфу «отвечал» Филипп Герр, который в 1979 и 1981 годах тоже попробовал себя на поприще музыканта - записал два альбома с «Берлинской» электроникой, но развивать свой композиторский талант не стал – выбрал инженерскую стезю, и как результат – та самая арфа. В общем, «Рандеву в Лионе» прошло вполне успешно. Также среди участников был и Керк Вэлем, здорово подсобивший маэстро в Хьюстоне. Вот так примерно и прошёл для Жан-Мишеля Жарра год, в котором «всё меняется,всё трудно,и как год суров» то есть год тигра-1986. В следующем 1987 он «подведёт итоги» своих Rendez - vous посредством выпуска концертника « Houston : Lyon », и приступит к работе над наверное самым неоднозначным для восприятия слушателей альбомом – Revolutions . Ну а обложка альбома станет в начале 2000-х обложкой для одного из изданий «Книги одиночеств» Макса Фрая. В тех же 2000-х была предпринята попытка переиздать концерт в Хьюстоне на DVD, но тут же была свёрнута, да и эпоха dvd медленно, но верно уходила в прошлое.Альбом был переиздан более 120 раз в разных странах.Сегодня,опусы из альбома на концертах звучат крайне редко,но скажу прямо - альбом удался.