Сегодня я решила рискнуть. И представляю вашему вниманию одну историю, связанную с нашей основной темой. Мне очень интересно, что вы на это скажете. А в конце я объясню, что это за история.
Итак.
Весна, 1790 год. Торги, где с молотка продают имущество разорившегося помещика. В числе движимого имущества – ДАША, крепостная 17-летняя девушка. Она выставлена на продажу вместе с матерью и младшим братом Алешей. Мать покупают отдельно, потому что она золотошвейка, а такие навыки ценятся особо. Испугавшись разлуки с детьми, мать умирает от сердечного приступа прямо на долговом аукционе.
Один из присутствующих, весьма привлекательный ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕИЧ АРГУНОВ (27), на которого произошедшее произвело гнетущее впечатление, покупает Дашу, намного перебив цену, которую дал за нее знаменитый развратник Криницын. Криницын бесится: этот вообще не имеет права покупать! Однако распорядитель торгов кивает Василию: все в порядке, забирайте. Василий уводит Дашу, та кидается в ноги: барин, купите и Алешу! Но Василий после недолгого колебания отвечает: «не могу, пойдем».
Дашу вместе с другими купленными крепостными девками везут на подводах в новый дом. Среди купленных - только женский пол, и крепостная Аглая вздыхает: участь их ждёт страшнее и постыднее смерти... Ещё больше они в своих подозрениях уверяются, когда слышат слова Василия Алексеича, сказанные кучеру: "с мужиками одни проблемы, девки покладистее, и руки ласковей".
Даша, единственная из всех, пытается сбежать в лесу, но Василий ловит ее. И просит: «не бойтесь меня». Оказывается, новые крепостные понадобились знаменитому ГРАФУ БУЯНОВУ (55), царедворцу, в только что построенной Новой Оранжерее в его загородном поместье.
Оранжерея эта - чудо и по замыслу, и по воплощению, такого еще не знала Россия. Там будут цвести розы, поспеет среди зимы инжир, финики, виноград и груши, абрикосы и земляника, будут благоухать померанцевые деревья, мандарины и флер-д’оранж. А если очень повезет, то и – о боги – ананас! Именно это сокровенная мечта Василия – вырастить ананас к императорскому столу.
А желание Даши – вернуть себе брата. Она собирается сбежать снова, но ее схрон с вещами вовремя обнаруживает вкрадчивая хитрюга Аглая: «станешь беглой – жизнь твоя кончена, и брата не видать. Лучше тут закрепись, к барыне подольстись, а там поглядим». Даша девушка решительная, очень добрая, но часто грубоватая и прямая, и «подольститься» у нее вряд ли получится. Но она искренне старается.
С Дашей знакомится барыня, ГРАФИНЯ Наталья Петровна Буянова (35). И остаётся недовольна, несмотря на Дашины неуклюжие попытки понравиться. Она отчитывает Василия Алексеича (их статус относительно друг друга пока непонятен) за то, какую непомерную цену он отдал за простую девку! Да она должна быть золотом за такие деньжищи! Оправдает ли? Василий отвечает односложно, он вообще немногословен и строг, так что графиня фыркает и уходит.
Василий Алексеич оказывается управляющим Оранжереей. Графы Буяновы ему безгранично доверяют. Он изысканно одет, владеет языками, но не гнушается тяжелой работы в саду и теплицах. И когда он плотничает без рубашки, от него сложно отвести глаза. Он суров, но справедлив, его боятся и уважают крепостные, несмотря на его молодой возраст. Он – талант: «и палка зацветет, если его рукой посажена».
Но Даша явно не оправдывает опрометчивого вложения, она ничего не умеет в Оранжерее. Все это она видит в первый раз. До этого она косила сено, жала рожь, доила коров, стряпала... Она дика, проста и грубовато-обаятельна. Вот впервые видит она смоковницу, инжир, - и вечером рвет плоды с хозяйского дерева, жадно ест, обливаясь соком. За этим ее и застаёт Василий Алексеич – и тащит за руку к обезьяннику. Он говорит ей, что в ней звериного больше, чем человеческого - она будто эта обезьяна в барском зверинце, хватает то, что плохо лежит! Даша огрызается: видно, никогда не голодали, барин...
- Попросила бы смоковницу, я бы так тебе дал. Почему не спросила?! Привыкла, что все равно не дадут. И украла. Знаешь, что с ворами делают?
Даша пугается наказания, умоляет ее простить, Василий Алексеич кивает, указывая на надкушенную смокву:
- Прощу. Когда семечко твоей смоквы росток даст.
И Даша кидается растить семечко, трясется над ним, параллельно набираясь уму-разуму в оранжерее, где Василий Алексеич знает каждый листик и каждую щепочку. Они вместе сажают рассаду, принимают новые саженцы, отправленные из итальянского дома графа, изучают друг друга издалека и открывают друг в друге массу человеческих достоинств. Даша не выдает начальству истопника МАКАРА, который заснул у печей и забыл поддерживать нужную температуру в Оранжерее. Василий это знает, и это его втайне веселит, хотя Макару в следующие несколько дней приходится от него несладко.
Макар, разбитной и шаловливый, начинает испытывать к Даше симпатию. Но его максимум – это подарить букет одуванчиков и хлопнуть по попе, на что Даша, хоть и по-доброму, но велит держать руки при себе.
Василий Алексеич никогда не прибегает к телесным наказаниям крепостных, но он сделал так, чтобы его люди сами стремились работать тут хорошо. Оранжерея, построенная на месте старых теплиц, поставляет фрукты и ягоды к императорскому двору, а излишки продают в богатые дома, и 20 процентов от выручки достается работникам самой Оранжереи (прим. Так было при садовнике Иоганне Раке в Царицыно). Василий Алексеич все устроил здесь умно и максимально справедливо для этого времени.
Благодаря Василию Алексеичу, крепостные Оранжереи более свободны, чем остальная дворня, и им не приходится, например, во время летних гуляний графских гостей изображать голыми статуи в парке (телятница Оля, выкрашенная в белый цвет, теряет сознание и чуть не умирает от теплового удара. На постаменте ее заменяет другая девушка и мокнет под дождем, всеми забытая). Но характер у Василия кремень – он по-прежнему не разговаривает с Дашей.
Наконец, росток Дашиного инжира появляется, горшочек с ним благополучно разбивает неловкая Аглая, но главное уже совершилось: Василий Дашу простил. А Даша прониклась увлечением садоводством и всеобщим поклонением Ее Высочеству Оранжерее. У нее, поначалу постоянно «косячившей», открывается чутье к садовому делу, что уже есть у Аргунова.
Аглая советует: заручись поддержкой Аргунова, если захочет – он поможет найти брата Алешу. Так Даша и поступает. Василий узнает, что Даша не смирилась с утратой брата, и удивлен – другая бы опустила руки. Он обещает узнать, где Алеша и что с ним.
В садах и Оранжерее Василий и Даша совершенно свободны, они единомышленники, заняты своими важными хлопотами, стремятся порадовать друг друга, удивить, вызвать улыбку, поддразнить. Они явно влюблены, хотя тщательно это скрывают от самих себя.
Кроме этого, Василий скрывает от Даши еще кое-что: он крепостной. Она этого не спрашивала, а ей никто не сказал. Всеобщее уважение к Василию ввело ее в заблуждение, и он и не торопился развеивать это. Потому что стыдится. Из его семейства, из Аргуновых, вышло много талантливых людей: художники, архитекторы, каменщики... Портреты на стенах в гостиных, барельефы, посуда, даже сама Оранжерея и усадьба – все было создано руками Аргуновых. Вся история семьи Буяновых обставлена, нарисована, запечатлена руками семьи Аргуновых, про которых никто никогда даже не вспомнит! Ведь они были и остаются крепостными, живой собственностью. Да, он сам был молочным братом молодого барина Николая (которому нынешняя графиня приходится мачехой), но это ничего не стоит: он крепостной и не принадлежит сам себе.
К Василию пылает вожделением заскучавшая графиня Буянова. Она заносчива, тщеславна, боится надвигающейся старости (ей целых 35!) и на дух не переносит своего пожилого супруга и его Оранжерею, созданную в память о покойной жене. Несколько раз она пытается соблазнить Василия, даже заставляет его мыть себя, точно лакея, но тщетно – он стоек, неприступен и бесстрастен.
Василий узнал, что Алешу купил помещик Селиверов, и предлагает Даше: хотите написать брату письмо? Даша неграмотна, и Василий Алексеич пишет письмо под ее диктовку.
Когда приходит ответ, Даша просит Василия: научите меня грамоте! Или думаете, не смогу?! Он начинает ее учить.
Графиня Буянова, устав ждать ответной страсти от Василия, приказывает ему переспать с собой - впрямую. Отказать он не вправе, он крепостной и подневольный человек, несмотря на внешний облик. Приходится переступить через себя и прийти к ней…
Василий говорит ей, что он импотент. Для того, чтобы не быть голословным, ему пришлось прибегнуть к одному проверенному средству, узнанному у знакомого молодого монаха. Так или иначе, графиня разочарована, а слух о Василии начинает расползаться через горничных.
Даша не знает обо всем этом, только видит его через окно в спальне графини.
Для нее это удар. И для Василия тоже. Почти всем слугам (той же Аглае, которая хитростью успела далеко «продвинуться по службе» и стала комнатной девушкой графини, т.е. горничной) глубоко безразлично происходящее с графиней, их ничем не удивить в силу усвоенного равнодушия к господам: равнодушному проще живется.
После визита к графине и унижения Василий переодевается в крестьянскую одежду из барской – теперь он будет выглядеть так, ибо усвоил свое место. Он признается, что он - крепостной, и что бы ни происходило между ним и графиней в спальне (Даша не знает, что именно) – все было сделано и сказано против его воли. Даша не верит ему: «да, как же! скажешь, неприятно было?» В объяснения Василий не вдается.
Позже Даша понимает запоздало, как больно было ему слышать все ее упреки из разряда «вам-то хорошо, захотел – уехал...». Не мог он уехать, не мог ничего за себя решить в силу рождения. Между тем воспитание и образование он получил хорошее – всюду сызмальства следовал за молодым барином, пока не увлекся садово-огородным делом. И объясняет Даше: у человека могут отнять имущество и даже жизнь, но никто не может отнять совесть и достоинство. Розу можно сорвать, истоптать – но нельзя заставить перестать быть розой. Рядом с ним Даша становится лучше, задумывается о том, о чем раньше и не мыслила. Она перестает браниться с другими работницами, и даже просит прощения у телятницы Оли, которую недавно незаслуженно обидела.
Василий, желая помочь Даше, решает заказать у помещика Селиверова садовую редкость – французскую калину Буль-де-Неж, только-только появившуюся в России. Заодно будет повод повидаться с Алешей, который этот саженец и привезет.
"Во Франции, славящейся своей любовью к изысканной парковой архитектуре и ландшафтным решениям и был выведен этот сорт, по сути обычной калины, но по виду превосходящей многие известные цветы. Правда за такую красоту растению пришлось поплатиться бесплодием - лишенные пестиков, тычинок и запаха цветы чудесны, но абсолютно не пригодны для размножения. На бульденеже, в отличии от других сортов калины не бывает плодов. Зато целый месяц белоснежные комья цветов удивляют и восхищают всех, кто их видит. (...) С начала 18 века бульденеж стал излюбленным растением королевских особ и дворцовой знати." (из cтатьи "Время снежных шаров" на 4kids.az)
Саженец от помещика действительно привозит Алеша, Даша вне себя от радости и благодарности к Василию, который держится от девушки подальше и реагирует на ее благодарность нарочито сухо. Даша обещает брату что-нибудь придумать, чтобы они оказались вместе, у одних хозяев, но Алеша просит ее ничего не предпринимать: он вполне доволен жизнью на новом месте. Ему там сытно, и не бьют – а большего и не надо.
Аргунов знакомится с купцом, который вышел из крепостных, - он был на оброке и сумел скопить денег, чтобы выкупить себе свободу. Эта идея завладевает умом Василия. Однажды, помогая графине принимать ванну, он спрашивает, сколько он, по ее мнению стоит. Барыня в гневе от самой этой идее: место свое забыл? Ты мой дворовый!
Близится набор в рекруты, и каждое поместье должно предоставить молодых и сильных парней. Чтобы этих сильных работников взяли поменьше, графиня приказывает отправить в Сибирь всех хворых и старых мужиков – они засчитываются государством в счет будущих рекрутов. Отца Василия, старика Алексея Ивановича, который когда-то был «дядькой» молодого барина, теперь ссылают на каторгу за выдуманную провинность. Не последнюю роль в этом играет и озвученное желание Василия выкупиться – так графиня показывает ему, кто есть кто.
Василий Алексеич сторонится Даши. А графиня извещает его, что через несколько недель в поместье остановятся на пару дней Великий Князь с супругой. Оранжерея должна ошеломить их воображение, и садовники работают не покладая рук. На дворе зима.
Даша просит прощения у Василия, если случайно чем-то обидела – ей невыносима его холодность! Но за отстраненностью его скрывается боль и невозможность быть вместе: Василий не хочет ни семьи, ни детей, чтобы не передавать «болезнь рабства» по наследству – после случая с отцом он понял, что это и есть единственный способ разорвать цепочку зла.
А вот Макар спрашивает у барыни позволения жениться на Даше. Та шутки ради спрашивает у Даши согласия (спрашивать согласия не принято, хозяева сами решают, кого на ком женить) – и девушка на удивление отказывается.
То же время Аргунов узнает о совете Аглаи наладить контакт с ним ради информации об Алеше – и думает, что Дашина «дружба» с ним - не взаимность, а лишь выгода и приспособленчество. Между Василием и Дашей вспыхивает ссора.
Макар понимает, что она отказала из-за любви к Василию, и из мести разбивает морозной ночью окна в Оранжерее, а потом сбегает.
Даша самоотверженно спасает теплицу и растения в ней - вместе с подоспевшим Василием. Но барыня все равно узнает о произошедшем и приказывает высечь… Дашу! Василия крепостные мужики успевают оттащить и запереть в погребе, пока ее секут, - чтобы он не натворил дел опрометчиво.
Через несколько недель Оранжерея безупречна: даже ананас поспел! Собираются гости, все в ажиотаже. И тут младший граф Буянов, молочный брат Василия, приказывает вынести из Оранжереи половину бесценных деревьев, чтобы освободить место для танцев: дескать, чтоб танцевать" в райских кущах". Все увещевания и просьбы (танцевать в обычной бальной зале, перенести в бальную залу наименее ценные растения и пр.) разбиваются о самодурство молодого барина. Половина чудесных деревьев гибнет на морозе, чернея листьями.
Василий и Даша утешают друг друга, не отходя от умирающих деревьев, их первый поцелуй застает графиня Буянова – причем дорогу к ним указала подруга Даши, Оля, ничуть не смущаясь. Графиня наполняется затаенной ревностью.
Не выдержав, Василий прямо на балу в Оранжерее бросается на хозяев с кулаками. Высказывает все, что думает, - при Великом Князе, который похвалил поспевший ананас: «первый нормальный ананас, а не кислятина какая-нибудь!». Ведь только тепличные работники знают: растение погибло, больше этих ананасов не будет… За этот протест Василия хватают и бросают в подвал. Его ждет страшное истязание и – если выживет - ссылка.
Даша горюет. Аглая пожимает плечами: «ничо ты тут не сделаешь, смирись, наше дело терпеть». В закутке, где жил Василий, Даша находит его единственное сокровище: ботанический атлас, с засушенным между страницами росточком Дашиного инжира, который их и сблизил. Это момент Дашиного выбора и морального роста: стерпит и смирится – или будет бороться.
И Даша не смиряется. Она приходит к хозяйке и обещает: «расскажу все барину. В укромном месте лежит письмо, и если со мной или с Василием Алексеичем что-то случится, письмо попадет прямиком к нему». Графиня, впервые получив отпор, теряется – и сдаётся. «Откуда я знаю, - жалобно хнычет она, - что ты все равно не растрезвонишь сплетню обо мне? Если я вас отпущу? – У меня есть честь, - отвечает Даша. - И потому мое слово верней вашего».
На имя Василия Аргунова и Дарья Ковалевой выдается отпускное свидетельство (вольная грамота).
Графиня Буянова дает Даше в приданое 500 рублей и шипит: «чтоб я про вас больше не слышала». Деньги Даша швыряет барыне обратно.
Василий и Даша прощаются с Оранжереей, Даша с улыбкой смотрит на плод смоковницы. «У нас будет своя», - обещает ей Василий. Теперь они вольны решать и строить свою судьбу сами.
Вдвоем они уходят из поместья, чтобы начать свое дело и быть счастливыми.
Друзья, это синопсис полнометражной мелодрамы. Я написала его этим летом, он вырвался у меня из глубин души. Пока его судьба под вопросом, ведь сейчас снимать историческое кино - очень дорого и не совсем уместно.
Но я не теряю надежды, что когда-нибудь он пригодится, и мы увидим эту историю на экране. Может, именно сейчас ее прочитает какой-нибудь смелый продюсер - и затеет работу?
А вы что скажете? Посмотрели бы такой фильм?