Найти тему

Нежелательное поведение и социализация

Люди привыкли думать, что человек с аутизмом погружен в себя и не испытывает потребности в социальных взаимодействиях. Однако, как показывает многолетний опыт исследований, большинство детей с аутизмом социально мотивированы, искренне желают развивать отношения 👫, а их изолированность является следствием дефицитов и сложностей с эмоционально-поведенческой саморегуляцией. К сожалению, подавляющее большинство людей в спектре, по мере взросления, испытывают клинически значимые эмоциональные проблемы, в том числе тревожность, окр, депрессию.

Представьте себе ребенка, который очень хочет быть частью группы нейротипичных сверстников, старается выстраивать с ними отношения, но как только вдруг что-то идет не так: ломается игрушка 🧸 или не получается выполнить игровое задание, он начинает кричать, кидаться на пол, толкаться и бить себя по голове. Обычно, такие вспышки бывают непредсказуемыми, неконтролируемыми и пугающими. Дети, которые изначально были открыты к общению и настроены на дружеские отношения, начинают избегать ребенка с таким поведением.

Или вот еще пример, мотивированный ребенок может настолько сильно тревожится о том, будет ли он принят группой сверстников, что тревога сама по себе становится препятствием для сближения и построения отношений.

Ребенок с аутизмом, который оказывается вне социальных взаимодействий, по причинам приведенным выше, лишается возможности развивать свои социальные навыки, а это, в свою очередь, ☝провоцирует еще большее напряжение в отношениях и еще более нежелательное поведение. Получается замкнутый круг, разорвать который можно только воздействуя на поведенческие и эмоциональные проблемы ребенка с аутизмом.

В ходе изучения влияния эмоциональных проблем на социальные взаимодействия, было проведено исследование* с участием 2000 детей с аутизмом в возрасте от 6 до 18 лет. У каждого ребенка были оценены социальная мотивация и эмоциональные характеристики (тревожность, раздражительность, агрессивность, самоповреждающее поведение и проблемы с вниманием). 2/3 детей имели хотя бы одну проблему из списка. 10% детей имели более двух проблем с эмоциональной регуляцией.

💁‍♀ Как и ожидалось, исследование показало, что чем выше социальная мотивация у ребенка тем выше социальный успех, однако наличие эмоциональных проблем обуславливает плохие социальные навыки и приводит к социальной изоляции.

К сожалению, социальной мотивации оказывается недостаточно для развития навыков общения. Важным условием для этого является способность к эмоциональной и поведенческой регуляции.

Помимо этих выводов, исследователи 👩‍🔬 так же обнаружили, что девочки чаще имеют проблемы с раздражительностью и агрессией, а мальчики чаще склонны к тревожности, депрессии и проблемам с вниманием. Причины такого несоответствия пока не ясны, но они усугубляют социальные трудности детей с рас: поведение, вытекающее из эмоциональных проблем, противоречит ожиданиям окружающих, от девочек не ждут агрессии, а от мальчиков излишней тревожности и апатичности.

Какие выводы мы можем сделать основываясь на этой информации?

🔵 Особое внимание в работе с детьми в спектре необходимо уделить нежелательному поведению и эмоциональному регулированию. Очень часто, мы концентрируемся на развитии речи и академических навыках, а эмоции и поведение списываем на возрастные трудности. Однако, умение управлять своими эмоциональными и поведенческими реакциями может стать основополагающим для успешной социализации ребенка с рас и развития всех остальных навыков.

✔ Проект «Развитие и поддержка инклюзивных подходов к организации обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, включая РАС, в Дальневосточном федеральном округе» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

*Neuhaus E, Webb SJ, Bernier RA. Linking social motivation with social skill: The role of emotion dysregulation in autism spectrum disorder. Dev Psychopathol. 2019 Aug

#СоциальныеПроектыИПАП #ИПАП #аутизмОбучение #прикладнойанализповедения #ПАП #АВАтерапия #АВАобучение #ПрезидентскиеГранты #ФондПрезидентскихГрантов