«Я шагаю по Москве», «Афоня», «Кин-дза-дза!», «Мимино» — фильмы, над которыми можно и посмеяться, и задуматься, и погрустить. Их автор — Георгий Данелия — знаковый режиссер советского и российского кинематографа. Его картины отличают редкое чувство юмора, искренность, мудрость. «ВТБ — России» вспоминает яркие моменты из биографии режиссера.
1. Отказался поступать во ВГИК по блату
Тягу к кино Данелия перенял у матери, Мери Анджапаридзе, режиссера Тбилисской киностудии и «Мосфильма». Николай Данелия — отец Георгия, считал режиссуру несерьезным занятием и скептически относился к умственным способностям сына. Все же именно Николай предложил юноше поступать во ВГИК. Правда, сделал это в своеобразной манере:
«А куда его, дурака, еще девать?» — спрашивал у жены Николай Данелия.
Мери Анджапаридзе знала коллег из ВГИКа, и проблем с поступлением не возникло бы. Юноша отказался пользоваться явным блатом. Но и в армию идти не хотел. Приятель Женя Матвеев собирался в архитектурный, и Данелия решил идти с ним — за компанию. Георгий поступил в Московский архитектурный институт, получил диплом и отработал по специальности около года. Пока однажды не увидел объявление о наборе на режиссерские курсы в «Мосфильм». Позднее Данелия признавался, что архитектурное образование помогало строить красивые и выверенные кадры.
2. Создал новый жанр кино
В 1963 году выходит известнейшая лента Данелии — «Я шагаю по Москве» с 18-летним Никитой Михалковым в главной роли. Картину о любви и молодости посмотрело 20 миллионов человек. Популярной стала и нехитрая песня «А я иду, шагаю по Москве». Позднее Георгий Данелия называл фильм «лекарством против стресса».
В фильме «Я шагаю по Москве» нет полноценного сюжета, зритель следит, как раскрывается внутренний мир героев. Когда Георгий Данелия принес готовый фильм в Госкино, его забраковали. Комиссия не поняла, о чем фильм: «Какая же это комедия, если не смешно». На что Данелия возразил: «Это лирическая комедия». Так возник новый жанр, и в титрах к фильму появилось словосочетание «лирическая комедия».
3. Лузгал семечки, чтобы сосредоточиться на съемках
Данелия не любил снимать родственников в своих фильмах. Двоюродная сестра Георгия Софико Чиаурели была актрисой. Несмотря на прекрасные отношения с девушкой, режиссер принципиально не звал ее на роли. В фильме «Не горюй!» Данелия сделал единственное исключение.
По словам Георгия, в перерывах между съемками Софико грызла семечки, чем раздражала брата. Он неоднократно делал сестре замечания, ругался, настаивал, просил прекратить. Все тщетно. В конце концов Георгий сдался, подсел к актрисе, взял горсть и сам начал щелкать семечки. С тех пор Данелия использовал способ сестры, чтобы сосредоточиться на сложных рабочих моментах.
4. До слез рассмешил сотрудников милиции и Брежнева
Фильм о шайке мошенников «Джентльмены удачи» побил рекорд в советском кинопрокате. Его посмотрели 65,2 миллиона зрителей. Реплики и жаргонные словечки Доцента, Косого, Хмыря и Василия Али-Бабаевича тут же разошлись на цитаты у советской публики.
Данелия готовил сценарий вместе с начинающей писательницей Викторией Токаревой. Он редактировал речь персонажей и максимально смягчал тюремную лексику. Режиссер «Джентльменов удачи» — Александр Серый, но Данелия также снял несколько эпизодов фильма и следил за ходом съемок.
Из-за обилия блатных словечек Александр с Георгием боялись запрета фильма и пошли на риск. Они показали комедию генсеку Брежневу, главе МВД Щёлокову и его сотрудникам на День милиции. Каждый хохотал так, что не было слышно диалогов персонажей. Леонид Брежнев, который смеялся не меньше остальных, о жаргоне сказал: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает».
5. Подшутил над американским коллегой и советскими военными
Для фильма «Кин-Дза-Дза!» съемочная команда собирала декорации и реквизит из хлама. Часть находили на свалках, что-то покупали на барахолках. Космический корабль «Пепелац» сделали из хвостовой части самолета, прикрутили винт и поставили на колеса. В результате бутафория выглядела натурально и антиутопично, как и задумывал Данелия.
После выхода фильма к Георгию обратился американский режиссер. Коллега сильно впечатлился спецэффектами из «Кин-Дза-Дза!», особенно летающим «Пепелацем», и просил сделать для его фильма нечто подобное. Чтобы отвязаться от настойчивого американского коллеги, Георгий сказал, что космический корабль из фильма — разработка военных и лучше обратиться к ним. Вдруг это военная тайна? Позже Данелии позвонили из Министерства обороны и попросили не валять дурака.
Всю жизнь Георгий Данелия снимал такое кино, которое хотел бы посмотреть сам. Его фильмы очаровывают зрителей душевностью, чуткостью и добрым юмором. Советские комедии Данелии успокаивают и вселяют надежду. Чтобы узнать больше об особенностях фильмов той эпохи, команда «ВТБ — России» приглашает вас посмотреть запись лекции «Детство в советском кино». Видео вы найдете в сообществе ВК ВТБ и на платформе Level One.