Кто сказал, что императорские наложницы должны быть тонкими и изящными? Наложница императора Гуансюя, Цзинь-фэй (瑾妃), с этим бы не согласилась. Смысл ей страдать от диет, если императору до неё нет никакого дела? Она ела всё, что хотела, и жила в своё удовольствие. Во дворце её «за глаза» прозвали «Пан няннян» (胖娘娘) – госпожа Толстушка. Кто-то над ней усмехался, кто-то бросал на неё сочувствующие взгляды, но все её недоброжелатели рано или поздно исчезли, а она стала самой влиятельной женщиной при дворе, пережив и императора, и всех своих конкуренток.
Цзинь-фэй принадлежала к могущественному маньчжурскому клану Татала/Татара (他他拉氏). Она родилась в 1873 году, а попала во дворец в статусе «пинь» (嫔, дворцовая леди) в 1889 году в возрасте шестнадцати лет. Одновременно с ней в гарем императора избирается её родная сестра Чжэнь. Они обе удостаиваются более высокого ранга императорских наложниц «фэй» в 1894 г.
Цзинь-фэй императору не понравилась, а вот её сестру он очень любил. И хотя у него была императрица Лунъюй, выбранная могущественной тёткой Цыси, всё его внимание было отдано Чжэнь-фэй.
Госпожа Толстушка не стала предпринимать попытки завоевать благосклонность Гуансюя, а потому решила жить хоть и не в любви, но в радости. В её распоряжении был роскошный дворец, она красиво одевалась, заказывала для себя из императорской кухни разные вкусные блюда, занималась живописью и каллиграфией, смотрела спектакли, выращивала цветы, рыбок, кошек, собак и птиц.
В гаремные разборки не лезла и, возможно, тем самым сохранила себе жизнь.
Любимая императорская наложница Чжэнь-фэй стала жертвой гнева Цыси. Девушка вдохновляла императора, поддерживала его желание провести в стране реформы и настраивала против консервативной Цыси, которой политическая активность Гуансюя не нравилась. Когда в 1900 году объединенная армия иностранных держав вторглась в Пекин, Цыси, готовая вместе со двором бежать из столицы, распорядилась оставить Чжэнь-фэй, дав ей понять, что ей «дарована смерть». Наложница, осознавая, что выбора у неё нет, утопилась в колодце. По другой версии, Цыси аргументировала оставление Чжэнь-фэй тем, что она молода и красива, и в пути её могут изнасиловать разбойники, поэтому ей лучше умереть сейчас. Прежде, чем Чжэнь-фэй вымолвила хоть слово, на неё набросился евнух Цуй, завернул в ткань и столкнул в колодец.
Как смерть Чжэнь-фэй переживала её сестра Цзинь, нам неизвестно, но на неё гнев Цыси не распространился.
В 1908 году в заточении умирает император Гуансюй. Скорее всего, он был отравлен своей тёткой Цыси, которая не хотела умирать раньше него.
Подробнее о трагичной судьбе Гуансюя вы можете почитать здесь:
На следующий день, успев выбрать в качестве нового императора двухлетнего мальчишку Пу И, скончалась и Цыси. Самой властной женщиной во дворце стала Вдовствующая императрица Лунъюй. Она и Цзинь-фэй считались названными матерями Пу И, которых он должен был уважать и преклоняться перед ними.
В 1912 году династия Цин пала, Пу И отрёкся от престола, но на льготных условиях вместе со своими «матерями» и слугами оставался жить в императорской резиденции. Вдовствующая императрица Лунъюй умерла на следующий год, и Цзинь-фэй осталась одна.
Долгое время она была в тени более властных женщин и, возможно, подавляла свои амбиции, чтобы не привлекать к себе излишнее внимание недоброжелателей. А теперь ей ничто не мешало всецело пользоваться дарованными ей привилегиями. Она взяла себе титул Вдовствующей императорской наложницы Дуанькан (Дуанькан хуангуй тайфэй) и стала вести себя, подражая поведению Цыси.
Особенно строго Дуанькан относилась к молодому Пу И. Она отчитывала его за малейшую провинность, жестоко наказывала его слуг и подсылала к нему доверенных людей, следивших за его действиями. Однажды Дуанькан узнала, что бывшему императору евнухи подарили заморскую одежду и пришла в ярость: велела избить евнухов палками, отправить на выполнение грязной работы, а Пу И устроила словесный разнос.
Некоторое время спустя Пу И всё же нашел в себе силы, чтобы приструнить Дуанькан и напомнить ей, что она даже не Вдовствующая императрица, а всего лишь вторая жена бывшего императора. О содеянном Пу И потом сильно пожалел, потому что Дуанькан вызвала к себе бабушку и родную мать Пу И, накричав на них. Под давлением плачущих родственников, Пу И пришлось извиниться перед Дуанькан. Позже он узнал, что мать наложила на себя руки.
«Рассказывали, что с детства на мою мать никто никогда не кричал. Она была очень самолюбива, и этот удар был для нее слишком жестоким. Вернувшись из дворца, она приняла опиум»
Пу И. "Первая половина моей жизни"
Впрочем, это событие также повлияло и на Дуанькан. Возможно, на самом деле в ней никогда и не жил образ тиранки-Цыси, который она решила примерить на себя после смерти авторитетных особ. Чувствуя вину перед мальчиком за гибель его матери, Дуанькан прекратила поучать его и стала более сговорчивой.
В 1924 году во время празднования фестиваля Середины Осени Вдовствующая императорская наложница простудилась, позже её состояние ухудшилось, и через несколько дней она умерла. Дуанькан закончила жизнь в Запретном городе в окружении почитающих её людей. Месяц спустя весь императорский двор под давлением республиканцев был вынужден покинуть дворец. Дуанькан была последней императорской особой, жившей и умершей в стенах родной резиденции.
Источники:
1. Семанов В.И. "Из жизни императрицы Цыси"
2. Пу И. "Первая половина моей жизни"
3. Сидихменов В.Я. "Маньчжурские правители Китая"
4. Статья в энциклопедии Baidu Baike "Императорская наложница Дуанькан"