Найти в Дзене
Интересно о Китае

Император, который мог спасти китайскую монархию, но стал узником в собственном дворце

Оглавление

В 1911 г. в Китае в ходе Синьхайской революции пала монархия (в феврале 1912 г. подписан акт об отречении последнего императора Пуи). Всё давно к этому шло, и сидевший тогда на престоле император-подросток Пу И, выбранный предсмертным решением Вдовствующей императрицы Цыси, не смог бы этому помешать. Однако его предшественник, император Гуансюй, был вполне способен изменить ход истории своей страны, и, возможно, его решения помогли бы китайской монархии прожить подольше. Что же произошло?

Изображение от South China Morning Post
Изображение от South China Morning Post

В 1861 г. умирает император Сяньфэн (личное имя Ичжу, Сяньфэн — девиз правления "Вселенское процветание", 1831 — 1861 гг.), официально его преемником становится его малолетний сын, император Тунчжи (личное имя Цзайчунь, Тунчжи — девиз "Совместное правление", 1856 — 1875 гг.), рожденный наложницей Ехэнарой, взявшей себе титул вдовствующей императрицы Цыси. Пока Тунчжи был маленьким, государственными делами занимались сорегентши: вдовствующая императрица Цыси и вдовствующая императрица Цыань (Цыань не родила Сяньфэну ребёнка, но свой статус императрицы не утратила). Однако даже после совершеннолетия Тунчжи, его мать Цыси продолжала влиять на политические решения в стране. А когда её сын в 19 лет умер из-за болезни, вызванной его разгульным образом жизни, именно Цыси настояла на том, чтобы на трон взошёл её племянник, малолетний Цзайтянь, правивший под девизом Гуансюй ("Славная преемственность"). Регентство Цыси и Цыань продолжалось.

Император Цзайтянь (Гуансюй)
Император Цзайтянь (Гуансюй)

В шесть лет Гуансюя усадили за школьную парту. Опытные конфуцианцы-книжники были его учителями, но особое влияние на него оказывал наставник Вэн Тунхэ, который без утайки рассказывал императору о проблемах государства. Вэн Тунхэ очень старался воспитать из Гуансюя человека, способного эти проблемы решить, и в нужный момент познакомил императора с лидером реформаторского движения, которого звали Кан Ювэй.

Реформы

Кан Ювэй полагал, что Китаю необходимы конституционная монархия и умеренные буржуазные реформы. Он ратовал за то, чтобы ханьцы (самая многочисленная нация) и маньчжуры (правящая нация) были едины (несмотря на то, что немало ханьцев удостоились службы при дворе, маньчжуры всё равно считали их ниже себя по статусу), чтобы армия стала сильной, чтобы повсеместно распространялось образование, а к управлению государством были привлечены талантливые люди. Идеи Кан Ювэя подтолкнули бы к развитию промышленности, сельского хозяйства, транспорта и торговли.

Наставник императора Вэн Тунхэ (слева) и реформатор Кан Ювэй (справа)
Наставник императора Вэн Тунхэ (слева) и реформатор Кан Ювэй (справа)

Императору предложения его нового друга-реформатора нравились. Будучи уже взрослым и формально независящим от вдовствующей императрицы Цыси (с Цыань она в итоге покончила), он осмелился начать претворение реформаторских планов в жизнь. В 1898 г. с июня по сентябрь в течение 103-х дней Гуансюй издал большое количество указов, и этот промежуток времени вошёл в историю Китая под названием "Сто дней реформ". Среди множества указов можно отметить следующие: создание столичного университета, поощрение применения европейских технологий в сельском хозяйстве, срочный перевод и изучение иностранной литературы, упразднение некоторых бесполезных административных должностей и учреждений, перевооружение войск по иностранному образцу, подготовка к повсеместному открытию отделений почты, строительство и популяризация паровых машин и т.д.

Выглядит здорово, правда? К моменту восхождения Гуансюя на престол Китай был отсталой и слабой страной, несмотря на то, что в правящих кругах настойчиво говорили иначе, считая своих иностранных соседей безмозглыми варварами. Предложенные реформы Гуансюя кажутся нам естественными и необходимыми, но в глазах консерваторов, к коим принадлежала Цыси, они выглядели дерзко, революционно и "неправильно".

Вдовствующая императрица Цыси
Вдовствующая императрица Цыси

Цыси поначалу подыгрывала императору, показывая, что она не против реформ: проехалась в поезде с Гуансюем и всем двором по железной дороге, позволив обычным людям за ними наблюдать (раньше нельзя было, люди должны были прятаться, закрывать все окна и двери, когда приближался императорский кортеж), согласилась на необходимость отмены бесполезного и утомительного восьмичленного сочинения багу на экзаменах, сочувственно отнеслась к идеям о запрете бинтования ног ханьским девочкам. Однако Кан Ювэй и его соратники считали, что Цыси не позволит большинству реформам Гуансюя вступить в силу (они были правы) и настаивали на том, чтобы заточить её под стражу (а лучше убить), чтобы она не смогла влиять на ход реформ.

Заговор и предательство

Гуансюй понимал это, однако, несмотря на свой статус, противостоять собственной тётке не мог, поскольку её поддерживали все консерваторы и армия под командованием её фаворита Жунлу. Реформаторы считали, что императору нужно было заполучить в свои руки военную силу, а для этого — избавиться от Жунлу и поставить во главе армии "своего человека". Из всех возможных кандидатов на роль "своего человека" лучше всего, по мнению заговорщиков, подходил Юань Шикай — ханец по национальности, неплохо показавший себя в военно-дипломатической службе в Корее в 1885 г. и открыто выступавший за модернизацию армии. Гуансюй и реформаторы сделали ставку на него, и это оказалось их роковой ошибкой.

Жунлу (слева) и Юань Шикай (справа)
Жунлу (слева) и Юань Шикай (справа)

При первом разговоре с императором, когда тот ещё не изложил всю суть плана, "прощупывая" лояльность кандидата, Юань Шикай показал себя преданным человеком, готовым исполнить любую волю Сына Неба. На второй беседе Гуансюй рассказал ему всё о планируемом против Жунлу и Цыси заговоре (Цыси хотели взять под стражу до момента, пока все реформы не будут обнародованы и не вступят в силу), и Юань Шикай согласился действовать согласно приказу Гуансюя.

Территория Летнего дворца Ихэюань, в котором любила проводить время Цыси.
Территория Летнего дворца Ихэюань, в котором любила проводить время Цыси.

Однако, вернувшись в Тяньцзинь, Юань Шикай сразу же направился в резиденцию Жунлу и всё ему рассказал. Шокированный Жунлу помчался в Летний дворец предупредить Цыси. Вдовствующая императрица пришла в ярость: глубокой ночью она созвала Верховный императорский совет и решила совершить государственный переворот. Вся дворцовая стража была заменена преданной Цыси гвардией, а сама императрица поспешила в Запретный город, где сладко спал Гуансюй, не подозревая о предательстве Юань Шикая.

Паланкин Цыси
Паланкин Цыси

Во время ста дней реформ император проявлял стойкость и мужество, но при личных встречах с Цыси он терялся, не мог нормально говорить, и дрожал, словно пробитый лихорадкой. Гуансюй откровенно боялся Цыси, и когда она, разгневанная, заявилась к нему, требуя объяснений, он во всем сознался. Вдовствующая императрица обвиняла его в том, что он замыслил самый страшный грех — матереубийство (хотя указа о физической расправе с Цыси не было), но Гуансюй не старался как-то оправдываться, а лишь сказал, что "не достоин править страной". Под диктовку он написал указ, возвращая Цыси статус регента и позволяя ей решать все государственные дела.

Узник в собственном дворце

В сентябре 1898 г. Гуансюй был доставлен в маленький дворец Интай (瀛台), который был расположен на крохотном озере, находившимся близ территории Запретного города. Обслуживающих императора евнухов заменили на новых, многих из его слуг казнили.

Красной точкой отмечено местоположение дворца Интай, справа комплекс на зеленом фоне - Запретный город (императорский дворец)
Красной точкой отмечено местоположение дворца Интай, справа комплекс на зеленом фоне - Запретный город (императорский дворец)

Жилище Гуансюя походило на хижину бедняка: занавески-лохмотья, дешевое постельное белье, рваная бумага на окнах, заменявшая стёкла, скудная освещенность. Пища его мало чем отличалась от еды простолюдинов, а слуги были грубыми и злыми.

Император редко видел кого-то кроме следивших за ним евнухов. Поначалу за ним ухаживала его любимая наложница Чжэнь Фэй, но вскоре Цыси заперла её в отдаленной части Запретного города. Императрица-жена — Лунъюй — почти его не навещала, иногда для "воодушевления" заходила Цыси.

Дворец Интай
Дворец Интай

Нельзя сказать, что Гуансюя совсем не выпускали из дворца Интай. На различных ритуалах и церемониях, где требовалось его присутствие, он, конечно же, появлялся, однако всегда был в тени своей тётки Цыси.

Американский синолог Хэдланд, живший в то время в Пекине вместе с женой, которая, будучи врачом, лечила родственников Цыси, оставил в книге "Дворцовая жизнь в Китае" воспоминания его жены, видевшей Гуансюя.

Он шёл не рядом с вдовствующей императрицей, а на несколько шагов позади неё. Когда она сидела, он всегда стоял сзади, не осмеливаясь сесть, пока она ему не предложит. Это был очень одинокий человек, с мягкими чертами лица, хорошо воспитанный. Ни один министр не совершал челобитья, когда слушал его дрожащий, слабый голос; ни один евнух не становился на колени в его присутствии. Он был окружен стеной неприязни раболепных слуг вдовствующей императрицы.

Многие, кому довелось видеть Гуансюя вживую, отмечали его болезненный вид, понурость и растерянность. Он изначально не обладал богатырским здоровьем, однако в своём заточении, находясь в бесконечных переживаниях за своих друзей-реформаторов, которых искали и казнили по всему государству, желая отомстить изменнику Юань Шикаю и бесконечно подвергаясь унижениям со стороны окружавших его людей, он совсем сдал. Тем не менее Цыси не разрешила врачам обследовать его, а только пересказывала им симптомы больного.

Аудиенция у вдовствующей императрицы Цыси. На медальоне изображен портрет Гуансюя. Французская образовательная карточка конца 19 века. Автор: French School
Аудиенция у вдовствующей императрицы Цыси. На медальоне изображен портрет Гуансюя. Французская образовательная карточка конца 19 века. Автор: French School

Императору было всего 37 лет, когда он ушёл из жизни 14 ноября 1908 г. Возможно, всё это время он смиренно ждал и надеялся, что его уже немолодая тётка умрёт раньше, он сможет освободиться и вернуться к управлению страной. Но Цыси явно не хотела умирать раньше своего племянника. Видимо, она, чувствуя приближение собственной кончины, распорядилась отравить государя, потому что последующие исследования его тела показали, что в нём было катастрофическое превышение дозы мышьяка. Цыси умерла на следующий день, 15 ноября 1908 г., успев передать трон малышу Пу И, приходившемуся Гуансюю племянником. В 1912 г. правление цинских императоров закончилось, и монархия в стране пала.

Император Гуансюй, Автор: luyi6084
Император Гуансюй, Автор: luyi6084

А что же реформы? После заключения Гуансюя на острое Интай его реформы отменялись одна за другой, иногда от имени императора (сам Гуансюй к этому не имел никакого отношения). Цыси и её сторонники-консерваторы возвращали всё в прежнее русло, и, быть может, тем самым окончательно погубили империю.

Было интересно? Лайк — это виртуальное "спасибо", не скупитесь)

Источники:

1. Сидихменов В.Я. Маньчжурские правители Китая.

2. "История Китая" под редакцией Меликсетова А.В.

3. Статья "Айсин Гёро Цзайтянь" в самой крупной электронной энциклопедии Китая Baidu Baike. Дата обращения: 29.11.2022

https://baike.baidu.com/link?url=9hovnWR9asbNuixSXJVAavPAINAsb1YWoUmVYf5S0O_KHgVBVFm5GvI5EVWHMDyeL8Z32RGCswTrezPnF36TE3TxzQFIyxeWn3-Dl2HhIDYgTBAd9S_CcaNPhyvwaFQRd7rDBzf-7ztWoLarAPsW-CknnyqG1rAoIGGhm6zV6uS