Найти тему
КруиЗеро

Бари. Базилика Святого Николая

Сергей Балакин

Две скульптуры Святого Николая в соборе его имени. Одна из них, которая справа, раз в год покидает храм: её торжественно проносят по улицам в честь местного праздника под названием «Перенос мощей Святого Николая». Фото автора
Две скульптуры Святого Николая в соборе его имени. Одна из них, которая справа, раз в год покидает храм: её торжественно проносят по улицам в честь местного праздника под названием «Перенос мощей Святого Николая». Фото автора

Рассказывать про собор Святого Николая (Basilica di San Nicola) в городе Бари – дело неблагодарное. Слишком уж много про него написано - и в книгах, и в интернете. Но обойти его вниманием тоже нельзя: как-никак, это самая главная достопримечательность города. Поэтому всё же расскажу, постараюсь сделать это нескучно.

Добраться до знаменитого собора легко - от выхода из него всего около километра. Дорога идёт по набережной, справа будут живописные виды на Старый город, окружённый каменной стеной:

-2

Вскоре вы увидите арку в стене – вам туда. Мрачноватое здание слева и есть Basilica di San Nicola:

-3

При выходе на площадь перед храмом первое, что бросится вам в глаза, - бронзовое изваяние Святого Николая Чудотворца:

-4
-5

Автор статуи – внимание! – Зураб Церетели. Это подарок Москвы городу Бари, сделанный в 2003 году. Слева видна и бронзовая плита с посланием и автографом Путина. Не знаю, осталась ли она сейчас, но в мае была.

Попробуйте догадаться, что у Чудотворца лежит на книге? В первую очередь приходит мысль… Нет, не буду её озвучивать:)

Насколько я понимаю, имеется в виду легенда о сёстрах-бесприданницах, которых никто не брал замуж, и отчаявшийся отец готов был из них сделать блудниц. Чтобы не допустить греха, Николай Угодник тайно подкинул в дом бедняка три мешочка с золотом. То есть эти мешочки, символизирующие щедрость святого, скульптор и пытался изобразить. Эээ… по-моему, получилось не очень.

Главная святыня базилики, сделавшая её знаменитой на весь мир, - мощи Святителя Николая, которые хранятся здесь с 1089 года. Николай Угодник - он же Чудотворец, он же Николай Мирликийский, он же Санта-Клаус - жил и проповедовал в III-IV веках в городе Мира (или Миры) на территории современной Турции. Там же он и был похоронен. Но в 1087 году в Миру (ныне это город Демре) зашли три корабля, прибывшие из Бари. Высадившиеся с них люди представились купцами, но повели себя как обычные грабители. Выпытав у местных монахов место захоронения Николая Чудотворца, они вскрыли саркофаг и забрали мощи, представлявшие собой истлевшие части скелета. Причём в спешке барийцы унесли с собой не все кости, а примерно 65-70%. А спешили они потому, что считали, будто за ними по пятам идут конкуренты из Венеции. В целом примерно так и было: некоторое время спустя венецианские «купцы» тоже прибыли в Миру и выгребли из саркофага оставшиеся кости. Так что мощи знаменитого святого ныне есть не только в Бари, но и в Венеции, в соборе Сан-Николо-дель-Лидо. Какова вероятность, что они подлинные, - это отдельный вопрос: ведь монахи из Миры могли указать и на чужой саркофаг… Я был в турецком Демре на месте первоначального погребения Николая Мирликийского и как-нибудь расскажу об этом. Но не сейчас.

О способностях мощей Святителя творить чудеса ходили легенды, и когда купцы-разбойники доставили их в Бари, жители города пришли в восторг. Все были убеждены, что беды и невзгоды останутся позади, а впереди их ждёт светлое будущее. В честь этого события был учреждён праздник Никола Вешний (9 мая, между прочим) - день переноса мощей святого из басурманских Мир Ликийских в мир христианский. В Бари праздник и поныне отмечают с размахом - гуляют несколько дней подряд. Статую Святого Николая торжественно проносят по улицам города, а иногда даже вывозят проветриться в море.

Смуглый Николай Угодник. Именно эту статую жители Бари носят по улицам своего города 9 мая каждого года:

-6

Для хранения появившейся в городе святыни нужен был новый храм – конечно же, большой и богатый. Чтобы ускорить процесс строительства, решили в качестве нижнего яруса использовать бывший дворец византийского наместника в Южной Италии (Бари одно время принадлежал Византии), и уже 1 октября 1089 года крипта собора была освящена папой Урбаном II. Но прошло ещё больше 100 лет, пока базилика не приобрела законченный вид.

Главный фасад базилики Святого Николая:

-7

Любопытно, что главный вход в собор украшают необычные скульптуры: пара быков и сфинкс на козырьке фронтона. Быки, выполненные из известняка, за долгие века своего существования утратили рога и заметно оплыли, но по-прежнему стоят на посту у главного входа:

-8

Откуда взялись эти каменные парнокопытные? По преданию, быки перевозили повозку, в которую перегрузили с корабля мощи святого, и неожиданно остановились у бывшего дворца наместника. Что было воспринято как послание от Святителя – мол, он желает почивать именно здесь. Но это предание – явная «подгонка под ответ». Почти наверняка и быки, и сфинкс, и прочие украшения достались храму от дворца наместника. Не пропадать же добру!

Надо заметить, что в раннем средневековье не было строгих канонов оформления церквей, и итальянские зодчие часто использовали скульптуры и узоры, лишённые какой-либо религиозной символики. Забегая немного вперёд, покажу вполне себе языческий наружный декор кафедрального собора Сан-Сабино – самого большого храма Бари:

-9
-10
-11

Но это ещё цветочки, на берегах Адриатики встречаются и не такие вольности. Так, в хорватском городе Корчула на одноимённом острове, много веков принадлежавшем Венеции, есть собор Святого Марка, построенный в 1301 году. На его портале над главным входом помимо львов, куниц (или хорьков?) и апостола Марка есть две обнажённые фигуры:

-12

Говорят, что это Адам и Ева. Но почему они присели в столь неприличных позах, никто объяснить не может. Ощущение, что подходишь ко входу в храм, а на тебя сверху… божья роса:)

-13

Но вернёмся к базилике Святого Николая. Интерьеры верхней церкви:

-14

После землетрясения, случившегося в XV веке, стены храма начали заваливаться внутрь, и их укрепили в распор тремя арками. Тогда же появился подвесной потолок, позже, в XVII веке, расписанный художником Карло Роза из Битонто:

-15
-16

Несомненные шедевры базилики - алтарь и киворий над ним в виде каменного балдахина, выполненные в XII веке:

-17

Главная же святыня – мощи Святого Николая – находится в крипте, в гробнице под многотонной мраморной плитой. Вход в крипту свободный, но пространство вокруг алтаря и гробницы огорожено решёткой, доступа туда нет.

Сама крипта представляет собой сводчатый зал с многочисленными колоннами. По всей вероятности, это зал бывшего дворца наместника, ещё более древний, чем сам собор:

-18

По словам верующих, мощи Святителя источают святое миро - жидкость, обладающую чудодейственными свойствами. В гробнице есть специальная мраморная плита с углублением, в которой накапливается миро – немного, всего 2-3 стакана в год. Его потом разбавляют святой водой и продают. Но скептики говорят, что миро – это обычный конденсат. Их слова частично подтверждает научное исследование, установившее: собранная жидкость – чистая вода с очень малой долей примесей.

Надо заметить, что в России Николай Угодник - самый популярный и самый почитаемый святой. Наверное, в нашей стране нет ни одной церкви, где бы не было посвящённой ему иконы. Учитывая это, второй Вселенский Собор Ватикана, завершившийся в 1965 году, разрешил православным проводить службы в крипте базилики. И вскоре там появился восточный православный придел:

-19

Проводятся православные богослужения и у алтаря крипты. Мы случайно стали свидетелями одного из таких, оно проходило на русском языке:

-20

В крипте похоронен и основатель базилики - Илия. Примечательно, что для его гробницы использовали саркофаг IV века с изображением античных философов:

-21

А это площадь перед фасадом базилики и галерея паломников. Пока мы осматривали базилику, тучи развеялись, и выглянуло солнце:

-22

Все фото сделаны автором.

Предыдущая статья рассказа о круизе на «MSC Splendida» здесь.

Продолжение следует.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить.