Сергей Балакин
После перерыва продолжу рассказ о круизе на лайнере «MSC Splendida» по Турции, Греции и Италии, состоявшемся в мае этого года. Предыдущая часть здесь.
Следующим после Корфу портом захода был итальянский Бари. Я считал это важным плюсом маршрута. Хотя в этом круизе я посещал Италию уже в 9-й раз, но именно в Бари мне бывать не доводилось.
Круизный причал находится рядом с центром города и его основными достопримечательностями. От лайнера до выхода с территории порта пешком идти минут 10-15. Любопытно, что в нашем случае со стороны итальянцев вообще не было никаких проверок документов – ни при сходе с трапа, ни при выходе из ворот порта.
Порт Бари (фото из интернета, слегка устаревшее):
Вид на гавань с верхней палубы «Сплэндиды»:
Бари с давних времён является важным морским портом. Сейчас он более пассажирский, чем грузовой. Причём из двух миллионов ежегодно прибывающих в город туристов и паломников большинство – примерно две трети – перевозятся паромами; пассажиры круизных лайнеров составляют лишь треть. Неудивительно, что по соседству с нашей «Сплэндидой» у причалов стояли три грузопассажирских парома под итальянским, греческим и кипрским флагами:
Когда тучи рассеялись, и выглянуло солнце, невольно вспомнились слова Гоголя: Чуден Днепр при тихой погоде… Не Днепр, конечно, но Адриатика, она же Ядран, выглядит явно не хуже:
Власти Бари хорошо помнят события 1990-х годов, когда а город хлынули нелегальные эмигранты – десятки тысяч беженцев из охваченной беспорядками Албании. Поэтому в порту базируются и регулярно патрулируют прибрежные воды вооружённые катера. Они принадлежат военизированной структуре Guardia di Finanza – «Финансовой гвардии», таможенному ведомству, обеспечивающему борьбу с контрабандой и наркотрафиком.
Любопытный факт: Италия является рекордсменом по числу морских государственных военизированных организаций, имеющих внушительный флот, не входящий в состав ВМФ и превосходящий его по численности. Это Береговая охрана (Guardia Costiera), корпус карабинеров (Carabinieri), морская полиция (Polizia) и упомянутая Guardia di Finanza. Только в составе последней числится порядка 600 больших и малых катеров, а также около 100 самолётов и вертолётов.
Катер типа RIB в акватории порта Бари
Если спросить среднестатистического туриста, чем знаменит город Бари, то абсолютное большинство назовёт собор, в котором покоятся мощи самого почитаемого в мире святого – Святителя Николая, известного также как Чудотворец, Угодник и Санта-Клаус. Но для людей, знакомых с военной историей, название этого итальянского города ассоциируется прежде всего с катастрофой, произошедшей здесь в годы Второй мировой войны. Бари нередко называют «Европейским Пёрл-Харбором», и не без оснований.
Союзники по антигитлеровской коалиции неохотно вспоминают о трагедии, произошедшей 2 декабря 1943 года, – слишком уж вопиющими были их ошибки. О катастрофе, унёсшей более тысячи жизней, напоминает лишь вот такой скромный памятник:
Между прочим, памятник установлен на территории порта, и увидеть его могут лишь туристы, прибывшие в Бари по морю. Да и те проходят мимо – я не заметил никого, кто бы хоть на секунду замедлил шаг…
Шокирующие результаты авианалёта Люфтваффе стали следствием необъяснимой беспечности союзников, захвативших Бари без боя, но не позаботившихся об объединении разрозненных зенитных батарей в единую систему ПВО. К тому времени Италия уже капитулировала и присоединилась к антигитлеровской коалиции, но сепаратисты из Итальянской Социальной Республики остались на стороне немцев. Война на Апеннинском полуострове продолжалась, и порт Бари стал важнейшим транспортным узлом, через который шло снабжение войск союзников.
Вечером 2 декабря 1943 года над акваторией порта внезапно появились 105 немецких бомбардировщиков Ju-88. В течение 20 минут они сбросили на заполненную кораблями гавань около 200 тонн бомб и торпед. Результат оказался ужасающим. Портовая инфраструктура была полностью уничтожена. Причём самые сильные разрушения причинили не сами бомбы, а детонация находившихся в трюмах боеприпасов. Первым взорвался опасный груз парохода «Джон Л.Мотли», а затем транспорты стали взлетать на воздух один за другим. Сила взрывов была такова, что в радиусе 11 км в городских зданиях вылетели стёкла. Вся поверхность гавани была в огне – горело топливо, вытекавшее из танкеров и разбитого берегового нефтепровода.
Авианалёт на Бари в представлении современного художника (автор Wesley Lowe, Канада):
Но это ещё не всё. Среди потопленных судов был американский транспорт «Джон Харви» (типа «Либерти»), в трюмах которого находилось химическое оружие - 2000 авиабомб, снаряжённых ипритом. Зачем американцы отправили его в Бари, по сей день остаётся загадкой. Но облака отравляющего вещества, поднятые взрывами в воздух, вызывали серьёзные отравления, нередко заканчивавшиеся смертельным исходом. А поскольку наличие иприта на «Джоне Харви» держалось в строжайшем секрете, врачи не могли правильно поставить диагноз и обеспечить необходимое лечение.
Итог «Европейского Пёрл-Харбора»: 28 транспортов с военными грузами пошли ко дну, ещё 12 разных судов повреждены. Число человеческих жертв нигде не опубликовано и остаётся неизвестным. Не верю, что американцы, скрупулёзно подсчитывавшие свои потери в послевоенные годы, не знают, сколько их граждан погибло в Бари. Однако (вероятно, из-за того же иприта) всю информацию о трагедии они долго держали под грифом «секретно». Да и сейчас оглашать подробности американцы не спешат.
По приблизительным оценкам разных историков общее число жертв авианалёта на Бари составляет от 1000 до 2000 человек. Сюда входят военнослужащие Англии, США и Италии, моряки торговых судов, мирные жители Бари и беженцы, спасавшиеся от нацистов.
Невероятно, но немцам удалось учинить разгром порта практически безнаказанно. Из 105 взлетевших с аэродромов самолётов назад не вернулись всего два. Причём, по некоторым данным, зенитный огонь стал причиной гибели лишь одного из них…
Вот так выглядит памятник жертвам трагедии из города, через забор портовой территории – ну очень скромненько, видны лишь три потрёпанных флага… И «Сплэндида» на заднем плане.
Как это ни прискорбно, но до конца войны порту Бари пришлось пережить ещё одну трагедию. Она обрушилась на несчастный город, словно громкое эхо «Европейского Пёрл-Харбора». 9 апреля 1945 года при разгрузке в порту транспорта «Чарльз Хендерсон» (типа «Либерти») 500-фунтовая авиабомба сорвалась и рухнула в трюм. От удара она взорвалась, вызвав детонацию остального взрывоопасного груза.
Чудовищной силы взрыв разрушил дома на набережной в радиусе более 600 метров. Серьёзные повреждения получили все стоявшие в порту корабли. Пострадали и знаменитые соборы - Сан-Сабино и базилика Святого Николая. 542 человека погибли и не менее 1800 были ранены.
Памятник жертвам второй катастрофы ещё более незаметный и миниатюрный. Он представляет собой мемориальную плиту, установленную на стене административного здания порта Бари:
Кстати, здание, в котором находится управление порта, носит название «Портовый дом Назарио Сауро»:
Назарио Сауро – это самый знаменитый в Италии герой Первой мировой войны. Но герой, скажем так, весьма своеобразный. Если отбросить в сторону эмоции, а оставить только факты, то получается, что несчастный Назарио не нанёс никакого ущерба врагу, а перед смертью ещё и угробил собственную подводную лодку. Но я расскажу о нём позже, когда речь дойдёт до захода нашей «Сплэндиды» в Триест.
В завершение повествования о собственно порте Бари – ещё пара фотографий. Контейнерный терминал и приближающийся с моря ливень:
А это знаменитый маяк Бари, сфотографированный с борта лайнера во время проливного дождя:
Маяк – его полное название Пунта-Сан-Катальдо-ди-Бари– построен в 1869 году. Высота его восьмиугольной каменной башни – 62 метра; фонарь находится на уровне 66 метров. В основании маяка расположен дом смотрителя. На момент постройки маяк считался выдающимся инженерным сооружением. Да и сейчас он считается 20-м (по другим данным, 24-м) по высоте маяком в мире.
Все фото (кроме одного в начале статьи, отмеченного отдельно) сделаны автором.
Предыдущая статья рассказа о круизе на «MSC Splendida» здесь.
Продолжение рассказа о Бари следует.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить.