Найти тему
Книжная Юла

Настоящий подарок для книжных эстетов: "Книга как иллюзия" Юлии Щербининой

Продолжаю рассказывать о прекрасном, т.е. о книгах.

Книга, как и человек, обладает не только богатым внутренним содержанием, но и внешним видом. И хотя говорят, что нельзя судить о книге по ее обложке, но все же хотим мы того или нет, а эстетическая составляющая тоже играет определенную роль в судьбе книги.

И со временем человек пришел к тому, что стал использовать образ книги совсем не по назначению. Фальшбуки, лжебиблиотеки, муляжи книг открывают теневую стороную книжной культуры и создают альтернативную историю книги.

Эта альтернативная история насчитывает более пятисот лет. Об этой истории и рассказывает "Книга как иллюзия" Юлии Щербининой.

Роскошная книга Юлии Щербининой "Книга как иллюзия". Фото автора
Роскошная книга Юлии Щербининой "Книга как иллюзия". Фото автора

Об авторе

Юлия Владимировная Щербинина известный российский филолог, специалист по книговедению и коммуникативным дисциплинам (речеведение, риторика, дискурсология), исследователь и популяризатор книжной культуры. Доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

Автор книг "Довольно слов. Феномен языка современной российской прозы", "Время библиоскопов. Современность в зеркале книжной культуры", "Видимая невидимая живопись. Книги на картинках".

Юлия Щербинина. Фото из открытых источников
Юлия Щербинина. Фото из открытых источников

О книге

"Книга как иллюзия" вышла в 2023 году в издательстве "Альпина". Книга достаточно объемная, 384 страницы. Ради интереса я решила ее взвесить, получилось 820 г ))

Твердый переплет, плотная бумага, красочные иллюстрации... Книжным эстетам определенно понравится!

В книге много интересного:

Немного содержания. Фото автора
Немного содержания. Фото автора

В прошлом книги относились к предметам роскоши, стоили дорого, да и требовали умения читать, что было доступно не каждому. Отсюда и возникла ценность книги как таковой. Наличие домашней библиотеки служило признаком не только грамотности, но и состоятельности ее владельца.

С изобретением печатного станка ситуация стала постепенно меняться. Книги становятся более доступными, а люди более грамотными:

"В 1789 году примерно 47% европейских мужчин и 26% женщин освоили азы чтения и письма. Согласно сохранившимся описям личного имущества, если прежде в семье какого-нибудь суконщика или мельника была единственная книга — Священное Писание, то теперь уже насчитывалось томов пять-шесть."

И в это же самое время меняется и само отношение к книге. Из редкой ценности она становится более доступным предметом. Все чаще изображения книг появляется и в живописи.

Например, такие картины пришлись мне очень по душе:

Книги перестали просто читать. Теперь их используют как украшение интерьера, как тайники, в которые можно что-то спрятать (например, оружие или алкоголь):

"Тайник в книжном корешке стал знаковым и в судьбе самого Достоевского. Во время его пребывания в Тобольске на пути к месту каторги жены сосланных декабристов устроили встречу с другими этапируемыми петрашевцами на квартире смотрителя пересыльной тюрьмы и через капитана Смолькова передали каждому Евангелие с незаметно вклеенными в переплет пятнадцатью рублями. По свидетельству жены писателя, "это были единственные деньги, имевшиеся у Федора Михайловича за четыре года каторги (арестантам не позволялось иметь денег); они шли на улучшение пищи, покупку табака и т.д." Свой экземпляр Евангелия, подаренный Натальей Фонвизиной, Достоевский бережно хранил всю оставшуюся жизнь".

Появляются разные предметы в виде книг (фляга, грелка для рук) и даже драгоценности принимают форму книг (кольца, кулоны, браслеты и часы).

Образ книги становится более востребован, но в то же самое время сама суть книги как "временного прибежища мысли" теряется. Юлия Щербинина в своей книге затрагивает очень важный вопрос:

"Нецелевое использование книги это ее естественная ассимиляция в культуре или ее предательство как продолжение иудина греха? Можно продолжить спор об этичности, но есть одна очевидность: литература явно гуманнее действительности. Вот, например, зимой 2009 года британская газета Metro поведала широкой общественности, что пенсионеры скупают подержанные книги, поскольку они дешевле угля, для отопления частных домов. А не так давно в одном из российских городов списанными из библиотек томами заделали большую асфальтовую дыру в тротуаре".
Думаю, что эта книга украсит любую библиотеку. Фото автора.
Думаю, что эта книга украсит любую библиотеку. Фото автора.

"Книга как иллюзия" — не просто книга о книгах. Это самый настоящий путеводитель по истории книг, в котором собраны не только интересные факты, но также и множество иллюстраций и примеров использования книг не по прямому назначению. Одна колбаса из книг швейцарского художника Дитера Рота чего стоит! От таких примеров я прямо негодую! Чего только с книгами и из книг не делают люди...

Но лично мне ближе слова, которые приписывают Ральфу Уолдо Эмерсону: "Если хотите знать, как мужчина относится к своей жене и детям, посмотрите, как он относится к своим книгам".

Вряд ли ты будешь делать колбасу из того, что ты по-настоящему любишь. Даже ради внимания публики.

Саму книгу я показывала в этом ролике. Книжная эстетика в чистом виде.

Рекомендую также ознакомиться с отзывом на книгу Эммы Смит "Записки библиофила: Почему книги имеют власть над нами":

Заинтересовала вас "Книга как иллюзия"? Почитали бы?