Продолжаю рассказывать о прекрасном, т.е. о книгах.
Книга, как и человек, обладает не только богатым внутренним содержанием, но и внешним видом. И хотя говорят, что нельзя судить о книге по ее обложке, но все же хотим мы того или нет, а эстетическая составляющая тоже играет определенную роль в судьбе книги.
И со временем человек пришел к тому, что стал использовать образ книги совсем не по назначению. Фальшбуки, лжебиблиотеки, муляжи книг открывают теневую стороную книжной культуры и создают альтернативную историю книги.
Эта альтернативная история насчитывает более пятисот лет. Об этой истории и рассказывает "Книга как иллюзия" Юлии Щербининой.
Об авторе
Юлия Владимировная Щербинина — известный российский филолог, специалист по книговедению и коммуникативным дисциплинам (речеведение, риторика, дискурсология), исследователь и популяризатор книжной культуры. Доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета (МПГУ).
Автор книг "Довольно слов. Феномен языка современной российской прозы", "Время библиоскопов. Современность в зеркале книжной культуры", "Видимая невидимая живопись. Книги на картинках".
О книге
"Книга как иллюзия" вышла в 2023 году в издательстве "Альпина". Книга достаточно объемная, 384 страницы. Ради интереса я решила ее взвесить, получилось 820 г ))
Твердый переплет, плотная бумага, красочные иллюстрации... Книжным эстетам определенно понравится!
В книге много интересного:
В прошлом книги относились к предметам роскоши, стоили дорого, да и требовали умения читать, что было доступно не каждому. Отсюда и возникла ценность книги как таковой. Наличие домашней библиотеки служило признаком не только грамотности, но и состоятельности ее владельца.
С изобретением печатного станка ситуация стала постепенно меняться. Книги становятся более доступными, а люди более грамотными:
"В 1789 году примерно 47% европейских мужчин и 26% женщин освоили азы чтения и письма. Согласно сохранившимся описям личного имущества, если прежде в семье какого-нибудь суконщика или мельника была единственная книга — Священное Писание, то теперь уже насчитывалось томов пять-шесть."
И в это же самое время меняется и само отношение к книге. Из редкой ценности она становится более доступным предметом. Все чаще изображения книг появляется и в живописи.
Например, такие картины пришлись мне очень по душе:
Книги перестали просто читать. Теперь их используют как украшение интерьера, как тайники, в которые можно что-то спрятать (например, оружие или алкоголь):
"Тайник в книжном корешке стал знаковым и в судьбе самого Достоевского. Во время его пребывания в Тобольске на пути к месту каторги жены сосланных декабристов устроили встречу с другими этапируемыми петрашевцами на квартире смотрителя пересыльной тюрьмы и через капитана Смолькова передали каждому Евангелие с незаметно вклеенными в переплет пятнадцатью рублями. По свидетельству жены писателя, "это были единственные деньги, имевшиеся у Федора Михайловича за четыре года каторги (арестантам не позволялось иметь денег); они шли на улучшение пищи, покупку табака и т.д." Свой экземпляр Евангелия, подаренный Натальей Фонвизиной, Достоевский бережно хранил всю оставшуюся жизнь".
Появляются разные предметы в виде книг (фляга, грелка для рук) и даже драгоценности принимают форму книг (кольца, кулоны, браслеты и часы).
Образ книги становится более востребован, но в то же самое время сама суть книги как "временного прибежища мысли" теряется. Юлия Щербинина в своей книге затрагивает очень важный вопрос:
"Нецелевое использование книги — это ее естественная ассимиляция в культуре или ее предательство как продолжение иудина греха? Можно продолжить спор об этичности, но есть одна очевидность: литература явно гуманнее действительности. Вот, например, зимой 2009 года британская газета Metro поведала широкой общественности, что пенсионеры скупают подержанные книги, поскольку они дешевле угля, для отопления частных домов. А не так давно в одном из российских городов списанными из библиотек томами заделали большую асфальтовую дыру в тротуаре".
"Книга как иллюзия" — не просто книга о книгах. Это самый настоящий путеводитель по истории книг, в котором собраны не только интересные факты, но также и множество иллюстраций и примеров использования книг не по прямому назначению. Одна колбаса из книг швейцарского художника Дитера Рота чего стоит! От таких примеров я прямо негодую! Чего только с книгами и из книг не делают люди...
Но лично мне ближе слова, которые приписывают Ральфу Уолдо Эмерсону: "Если хотите знать, как мужчина относится к своей жене и детям, посмотрите, как он относится к своим книгам".
Вряд ли ты будешь делать колбасу из того, что ты по-настоящему любишь. Даже ради внимания публики.
Саму книгу я показывала в этом ролике. Книжная эстетика в чистом виде.
Рекомендую также ознакомиться с отзывом на книгу Эммы Смит "Записки библиофила: Почему книги имеют власть над нами":
Заинтересовала вас "Книга как иллюзия"? Почитали бы?