Понятие устойчивости интервалов тесно связано с понятием ладового тяготения. Вспомним, как разрешаются неустойчивые ступени в тональности До мажор.
Неустойчивые интервалы - это интервалы, в которых оба звука (или хотя бы один из них) не являются устойчивыми, то есть не входят в состав тонического трезвучия.
Варианты неустойчивости интервалов
1) Один звук устойчивый, второй неустойчивый.
2) Оба звука неустойчивые.
Ладовое разрешение интервалов
Ладовым разрешением называется переход неустойчивых звуков интервала в ближайшие устойчивые звуки лада.
1) Один звук устойчивый, второй неустойчивый.
Устойчивый звук при разрешении остается на месте, а неустойчивый разрешается, переходя в ближайший устойчивый звук.
2) Оба звука неустойчивые.
Оба неустойчивых звука должны разрешиться - при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Уменьшенные интервалы при разрешении суживаются, увеличенные - расширяются.
3) Разрешение секунд и септим.
В случае с секундой, даже если нижний звук является устойчивым, возникает диссонанс. При разрешении секунды следует опустить нижний звук на одну ступень и разрешить получившуюся терцию согласно принципу ладового тяготения.
В септиме диссонирует верхний звук (даже если верхний звук устойчивый). При разрешении септимы следует опустить верхний звук на одну ступень и разрешить получившуюся сексту по правилу ладового тяготения.